Найти тему
Конспекты юриста

Административное право

Оглавление

1. Понятие, основные черты и функции государственного управления. Государственное управление и исполнительная власть.

В широком смысле государственное управление – вид социального управления, субъектом которого выступает государство в целом. В этом смысле данное управление в самом общем виде может быть определено как целенаправленное организующее воздействие государства в лице всех его органов на развитие общества.

В узком смысле слова государственное управление – организующая деятельность органов исполнительной власти. Им следует признавать также аналогичную деятельность как органов исполнительной власти, так и других исполнительных государственных органов, т. е. всех органов государственного управления. В таком понимании государственное управление представляет собой самостоятельный вид государственной деятельности. Его основу составляет организующая деятельность органов исполнительной власти, которая использует в своем механизме управляющего воздействия и другие исполнительное органы.

Функции государственного управления:

1. Информационное обеспечение деятельности государственных органов, т. е. сбор, получение, обработка информации, необходимой для осуществления государственной деятельности.

2. Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления.

3. Планирование – это определение направлений, пропорций количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления.

4. Организация – формирование системы государственного управления на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой системы в государственном управлении.

5. Распорядительство, т. е. оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей.

6. Руководство – установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов.

7. Координация – согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления.

8. Контроль – установление соответствия и несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуему стандарту и уровню.

9. Регулирование – использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования.

Исполнительная власть – ветвь единой государственной власти, относительно самостоятельная в системе разделения властей.

Ее организационная система состоит из органов государственной власти, именуемых органами исполнительной власти. Функциональное назначение – исполнение законов, невозможно без управленческой деятельности ее органов. Следовательно, формой осуществления является государственное управление.

По своей юридической природе государственное управление – изначально исполнительная деятельность и не может быть какой-либо другой.

Один из важнейших признаков государственного управления – его государственно-властная сущность, которая проявляется в его правотворческой, правоприменительной и правоохранительной форме деятельности органов управления.

2. Предмет и метод административного права. Система административного права.

Базовыми общественными отношениями, составляющими предмет административного права, являются организационные отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления государственного правления.

Управленческие отношения отличаются от общественных отношений:

1. Основание возникновения – организация и осуществление государственного управления.

2. Их стороны юридически не равноправны.

3. Управленческие отношения вид организационных отношений.

Управленческие отношения могут возникать по поводу имущества и одновременно, весьма часто, являются имущественными. Однако они не приобретают, подобно гражданским, эквивалентно-возмездный характер, не имеют денежного выражения и не подлежат денежной оценке.

1. Характер управленческих отношений зависит от целей деятельности субъектов, избранных способов их достижения.

Предмет административного права – управленческие отношения, которые возникают в процессе формирования и осуществления организаций деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления, направленные на исполнение законов и основанных на них подзаконных НПА в различных сферах и отраслях российского общества.

Административно-правовое регулирование осуществляется методом юридического неравенства сторон управленческих отношений, осуществляется, как правило, императивными нормами, а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях.

Система административного права – внутреннее строение отрасли, отражающее последовательное расположение образующих ее элементов – институтов и норм, их единство и структурную взаимосвязь.

В общую часть входят следующие институты: регулирующие административно-правовые статусы индивидуальных субъектов права; обеспечивающие занятость деятельности исполнительной власти; регламентирующих процесс управления и др.

В особенной части рассматривается сущность организации государственного управления; вопросы соотношения компетенции РФ и ее субъектов в области организации государственного управления; понятие регионального управления; соотношение государственного управления и государственного регулирования.

3. Административно-правовые нормы: понятие, особенности, виды.

Административно-правовая норма выделяется тем, что предназначена для регулирования управленческих отношений, возникающих в связи с формированием и осуществлением государственного управления и местного самоуправления.

Нормами административного права устанавливаются права и обязанности субъектов управленческих отношений, регулируются взаимоотношения между ними с учетом того, что одна из их сторон обладает юридически властными полномочиями.

Особенность административно-правовых норм – большинство из них являются императивными нормами, это обусловлено тем, что их регулирующее воздействие всегда связано с проявлением власти одной из сторон.

Императивность может выражаться:

· в прямом предписании, обязывающим субъекта поступить определенным образом;

· в предоставлении возможности субъекту избрать один из предусмотренных вариантов поведения;

· в предоставлении возможности в рамках данной нормы действовать по своему усмотрению;

Виды административно-правовых норм:

I. В зависимости от юридического назначения:

· материальные: устанавливают правовое положение участников управленческих отношений;

· процессуальные: регламентируют порядок реализации прав, обязанностей.

II. По юридическому содержанию:

· обязывающие;

· запрещающие;

· уполномочивающие;

· стимулирующие;

· рекомендательные.

III. По характеру диспозиции:

· императивные;

· диспозитивные.

IV. По степени общности выражения правила поведения:

· общие;

· специальные.

4. Административно-правовые отношения: понятие, особенности, виды.

Под административно-правовыми отношениями понимаются урегулированные административно-правовыми нормами управленческие общественные отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав.

Особенности:

· являются властеотношениями, поскольку в процессе их возникновения, изменения и прекращения реализуется государственное управление;

· субъекты управления, т. е. те в чьих руках концентрируется власть;

· складываются преимущественно в сфере государственной и общественной жизни – сфере государственного управления;

· по сути являются организациями: государственное управление сводится к осуществлению функций, направленных на организацию совместной деятельности людей;

· возникают по инициативе любой из сторон;

· между сторонами возможны споры, как правило, такие споры решаются в административном, т. е. во внесудебном порядке.

Виды административно-правовых отношений:

I. По основаниям возникновения:

· административные (возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе правоприменительной деятельности);

· деликтные (являются следствие дисциплинарных, административных правонарушений).

II. В зависимости от назначения:

· материальные: отношения, урегулированные нормами материально-административного права;

· процессуальные: отношения, урегулированные нормами процессуального административного права.

III. По структуре объектов:

· простые: поведение, деятельность физических лиц и различных коллективных образований;

· сложные: объектом самого поведения могут быть объекты, частично сходные с объектами гражданского права: имущество, работы и услуги, информация, нематериальные блага, результаты интеллектуальной деятельности.

IV. По соотношению прав и обязанностей:

· вертикальные: основаны на властном подчинении одной стороны другой;

· горизонтальные: их стороны юридически равноправны, не зависимы друг от друга.

5. Административно-правовой статус граждан РФ.

Содержание административно-правового статуса граждан составляет:

1. Комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права.

2. Гарантии реализации этих прав и обязанностей, включающие их охрану законом и механизм защиты органов власти.

Административно-правовой статус определяется административной правосубъектностью, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность – признаваемая за гражданином законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера, возникает с момента рождения и прекращается со смертью.

Административная дееспособность – признание за гражданином способности осуществлять какие-либо действия, приобретать права и выполнять возложенные обязанности административно-правового характера, возникает с 18 лет.

Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

Гражданство РФ приобретается:

· по рождению;

· в результате приема в гражданство;

· в результате восстановления в гражданстве;

· по иным основаниям, предусмотренным международным договором или ФЗ «О гражданстве РФ».

Гражданство прекращается вследствие выхода из гражданства либо по иным основаниям. Выход из гражданства не допускается:

· гражданин имеет не выполненные перед РФ обязательства;

· привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор;

· отсутствие иного гражданства и гарантий его приобретения.

6. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных законом и международным договором.

Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства.

Иностранный гражданин считается законно находящимся в РФ, если он имеет:

· Вид на жительство. Документ, выданный иностранному гражданину в подтверждении его прав на постоянное проживание в РФ, а также его право на свободный въезд или выезд в РФ вид на жительство, выданное лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

· Разрешение на временное проживание: подтверждение права временно проживать в РФ до получения вида на жительство.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин – лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Иностранный работник – иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право на осуществление предпринимательской деятельности.

Срок временного пребывания определяется сроком действия выданной ему визы.

Срок временного пребывания без получения визы – 90 дней, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года.

7. Обращения граждан: порядок и сроки рассмотрения в органах исполнительной власти.

Право на обращение закреплено ст. 33 Конституции РФ, в соответствии с которой они имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» от 2006 г. регулируется рассмотрение во внесудебном порядке. Суть данной формы состоит в использовании принципов субординации, подчиненности нижестоящих органов исполнительной власти вышестоящим.

Под обращением понимается направление в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменного предложения, заявления или жалобы, а также устного обращения гражданина в указанный орган:

1. Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных НПА, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

2. Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод либо прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов.

3. Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод, либо прав, свобод других лиц.

Административные жалобы делятся на:

· общие (для всех граждан);

· специальные (для лиц, обладающих специальными видами процессуальной правоспособности).

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.

Обращение направляется в тот орган или тому должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. Оно подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления. Орган или должностное лицо обеспечивает всестороннее и объективное рассмотрение обращения.

Некоторые обращения могут быть оставлены без ответа: анонимное, обжалуется решение суда, недоступно для прочтения, содержит оскорбительные выражения.

Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

В случае необходимости уполномоченное лицо вправе продлить срок не более чем на 30 дней.

8. Понятие, основные признаки и система органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти – часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями, принимает правовые акты, проводит мероприятия, направленные на обеспечение выполнения этих актов.

Орган исполнительной власти – государственная организация, часть системы органов исполнительной власти, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения законов и иных НПА, реализующая функции государственного управления посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Признаки органов исполнительной власти:

· государственно-правовая природа обусловлена конституционным разделением властей;

· орган исполнительной власти – внешняя форма выражения исполнительной власти;

· работа в органе исполнительной власти строится в соответствии с принципами их деятельности;

· главная задача – правоприменительная деятельность, т. е. исполнение действующих законов и НПА, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права;

· организационная структура, т. е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений;

· обладает собственной компетенцией;

· постоянно и непрерывно действует на определенной территории;

· обладает правом нормотворческой деятельности;

· является юридическим лицом.

Под системой органов исполнительной власти понимается основанная на разграничении предметов ведения и компетенции совокупность их взаимосвязанных видов и относящихся к ним конкретных органов, выполняющих возложенные на них задачи и функции управленческого характера.

Система органов исполнительной власти строится и функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности.

9. Правительство РФ : порядок образования, состав, компетенция, отставка.

Правительство РФ – высший исполнительный орган РФ, орган государственной власти, осуществляет исполнительную власть, возглавляет единую систему исполнительной власти.

Правительство является коллегиальным органом: председатель, его заместители и федеральные министры. Решающая роль в формировании принадлежит Президенту РФ, который назначает председателя из числа граждан РФ (с согласия Государственной Думы РФ), а также его заместителей и федеральных министров.

Председатель обладает особым статусом: определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу, представляет Правительство за пределами территории РФ, ведет заседания, обладает правом решающего голоса, подписывает акты Правительства РФ, предлагает Президенту РФ предложение о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Заместители в порядке распределения обязанностей между ними координируют работу министерств, государственных комитетов.

Министры как члены Правительства РФ участвуют в рассмотрении и обсуждении всех вопросов на его заседаниях.

Для решения оперативных вопросов может образовываться президиум, его решения не должны противоречить актам Правительства РФ, которое может отменить любое решение президиума.

Компетенция:

· полномочия по вопросам руководства федеральными органами исполнительной власти;

· реализация внутренней и внешней политики, регулирование в социальной сфере, формирование федеральных целевых программ.

На Правительство РФ возложено управление федеральной собственностью.

Правовыми формами являются постановления и распоряжения, обязательные к исполнению.

Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, но предусмотрена возможность досрочной отставки.

Правительство само может подать в отставку; решение о его отставке может принять Президент РФ; недоверие ему может быть выражено Государственной Думой РФ; вопрос о доверии Правительству может быть поставлен перед Государственной Думой РФ его председателем.

Основания для отставки в Конституции РФ не обозначены.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ продолжает действовать до формирования нового Правительства по поручению Президента РФ.

10.Административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти.

К числу федеральных органов исполнительной власти относятся:

· Федеральные министерства, которые осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере, а также координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр.

· Федеральные службы, которые осуществляют функции по контролю и надзору в установленной форме деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель федеральной службы. Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуально-правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, а федеральная служба по надзору – также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

· Федеральные агентства, которые осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом (за исключение функций по контролю и надзору). Федеральное агентство возглавляет руководитель федерального агентства. Федеральное агентство ведет реестры, регистры и кадастры.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

11.Административный статус органов исполнительной власти субъектов РФ.

Органы исполнительной власти в настоящее время создаются и действуют:

· в республиках, имеющих свою Конституцию, которая определяет основные начала создания системы республиканских органов;

· в края и областях, устанавливающих систему органов исполнительной власти в своих уставах;

· в автономных образованиях, в городах федерального значения.

Система исполнительных органов государственной власти субъекта устанавливается самостоятельно, перечень исполнительных органов субъекта определяется высшим должностным лицом субъекта в соответствии с конституцией (уставом) субъекта.

В субъекте устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом, который возглавляет руководитель (президент республики, губернатор). Конституцией, уставом субъекта вводится должность высшего должностного лица субъекта, который возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Высшее должностное лицо наделяется полномочиями по представлению Президента РФ, которые оформляются постановлением законодательного органа государственной власти субъекта.

Высшим должностным лицом может быть гражданин РФ, достигший 30 лет. Срок полномочий – 5 лет.

Высшее должностное лицо на основе федеральных и региональных законов, НПА Президента РФ и т. п. издает указы и распоряжения, которые обязательны к исполнению на территории соответствующего субъекта.

Наименование, структура, порядок формирования органа исполнительной власти субъекта устанавливается уставом и законом РФ с учетом исторических и иных традиций субъекта. Данный орган обладает правами юридического лица.

12.Государственная служба: ее сущность и принципы.

Государственная служба как организационно-правовой институт государства призвана обеспечить организацию и практическое осуществление задач и функций государства.

Государственная служба есть целесообразная общественно-необходимая и организационно-оформленная деятельность управленческого персонала, она имеет свой предмет труда.

В правовом смысле представляет собой комплексный институт, объединяющий нормы конституционного, административного и иных отраслей права.

В организационном аспекте государственная служба – это организованная государством система осуществления его задач и функций государственными служащими.

Принципы построения и функционирования государственной службы установлены ФЗ «О системе государственной службы РФ»:

· Федерализм: обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Этот принцип вытекает из федеративного устройства.

· Законность: выражается в требовании точного соблюдения и исполнения Конституции, законов и т. д. всеми государственными служащими. В процессе государственного управления требование принципа законности, реализуется как при издании актов управления, так и при их применении.

· Приоритет прав и свобод человека гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.

· Равный доступ граждан к государственной службе.

· Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к государственной службе.

· Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.

· Компетентность и профессионализм государственных служащих.

· Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

13.Административно-правовой статус государственных служащих.

Административно-правовой статус государственных служащих характеризуется:

· их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органа, в котором они состоят на государственной службе;

· деятельность государственных служащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер;

· служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которых состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, а обязанности – правами;

· осуществление служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством;

· законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;

· имеют право на служебную карьеру, порядок и условия реализации этого права устанавливается нормативными актами;

· предусмотрены ограничения их гражданских прав в целях эффективной служебной деятельности;

· для них предусмотрены определенные льготы, а также повышенная ответственность за совершенные им правонарушения.

Права и обязанности государственного служащего делятся на общегражданские и те, которыми он наделен в качестве государственного служащего. Они образуют основу его административно-правового служебного статуса.

Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и у других граждан. Ограничения возможны с их согласия.

Служебные права и обязанности делятся на:

· общие для всех государственных служащих;

· специальные для данного вида государственной службы, обладание которыми связано с конкретными должностями.

14.Прохождение государственной службы.

Поступление на государственную службу представляет собой урегулированную нормами права процедуру оценки деловых качеств гражданина, претендующего на должность государственной службы, а также необходимого перечня документов указанного лица, на основании результатов которых оформляются служебные правоотношения между государственным органом и лицом, претендующим на должность.

Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающее требованиям, установленным для государственных служащих.

При поступлении и прохождении государственной службы не допускается установление каких бы то не было прямых или косвенных ограничений или преимуществ.

Поступление гражданина на государственную службу осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом.

Прохождение государственной службы отдельными категориями служащих связано с их периодической аттестацией.

Прохождение государственной службы включает в себя назначение на присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского или специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обязательства.

15.Понятие форм управления.

Под формой управленческой деятельности следует понимать тот или иной способ внешнего выражения ее содержания.

В понятие формы государственного управления необходимо включить также содержательные элементы как:

· внешне оформленная деятельность властного субъекта;

· деятельность властного субъекта, осуществляемая в рамках предоставленной ему компетенции;

· способ выражения управленческой деятельности.

16.Понятие и система методов управления.

Методы управления – способы достижения целей государственного управления в процессе осуществления органами исполнительной власти его задач и функций.

Административные методы являются правовыми, т. к.:

· закрепляются нормами права;

· осуществляются на основе права;

· выражаются в правовых формах;

· влекут за собой правовые последствия.

Данные методы могут воплощаться в самом процессе управления, обеспечивают его качество.

В зависимости от общности методов деятельности органов государственного управления выделяют:

1. Методы убеждения: предполагают создание прочной социальной основы политической деятельности всего государства.

Его цель – обеспечить добровольное и сознательное соблюдение правопорядка, а также обязанностей перед обществом и государством.

Формы реализации метода разнообразны: материальное и моральное поощрение, разъяснение законодательства и т. п.

1. Метод принуждения: должен применяться к лицам, совершившим правонарушения, недобросовестно выполняющим свои обязанности перед обществом и государством, а также в необходимых случаях для обеспечения общественной безопасности.

Исходя из содержания управляющего воздействия различают:

1. Административные методы: способы непосредственного юридически-властного воздействия на поведение людей, на деятельность организаций путем одностороннего установления прав и обязанностей, подлежащих обязательному исполнению и подкрепляемых возможностью юридического обеспечения исполнения. Они выражаются в установлении общеобязательных правил, запретов.

2. Экономические методы: способы косвенного воздействия на поведение людей и деятельность организаций через их экономические интересы.

17.Понятие и юридическое значение актов управления. Их отличие от иных правовых актов и документов.

Под актом управления следует понимать официальное подзаконное одностороннее юридически-властное решение уполномоченных органов государственного управления, органов местного самоуправления, должностного лица, принятое в пределах его компетенции, в определенной форме, с соблюдением обязательной процедуры, устанавливающее, изменяющее, отменяющее правовые нормы либо конкретные правоотношения.

Признаки актов управления:

· официальное решение, поскольку орган, должностное лицо действует от имени государства;

· подзаконность правового акта управления проистекает из подзаконного характера самого государственного управления и местного самоуправления и их нацеленности на исполнение законов;

· одностороннее юридически-властное волеизъявление органов государственного управления, органов местного самоуправления, должностного лица;

· по содержанию представляет управленческое решение, направленное на осуществление задач и функций данного субъекта;

· авторитарность – обязательность для исполнения;

· принимаются в порядке и в формах, предусмотренных НПА;

· влечет юридические последствия.

Отличие актов управления от иных правовых актов и документов: по субъекту, издавшим соответствующий акт; акты управления подзаконны; правовые акты управления отличаются от судебных актов тем, что судебные акты могут отменить акт управления, а судебные акты не могут быть отменены актом управления; правовые акты управления отличаются от служебных документов тем, что последние не влекут непосредственно юридические последствия.

18.Административное принуждение: понятие, основные признаки и классификация.

Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения, одним из методов государственной деятельности. Оно представляет собой применение системы административно-правовых мер воздействия в отношении физических лиц и коллективных образований во внесудебном и судебном порядке в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности, стимулирования добровольного выполнения или правовых предписаний.

Особенности административного принуждения:

· применяется на основе норм административного права;

· применяется для охраны правоотношений, регулируемых не только административным, но и гражданским, земельным и другими отраслями права;

· может применяться как за административные правонарушения, так и в целях обеспечения безопасности, т. е.к лицам, не совершившим правонарушения;

· отличаются разносторонним характером;

· имеет своей целью обеспечение правопорядка и общественной безопасности, стимулирование добровольного исполнения физическими и юридическими лицами их обязанностей;

· характеризуется множественностью субъектов его применения;

· применяется органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе лиц;

· применяются в порядке административного производства;

· характерно оперативное применение мер воздействия с учетом особенностей объектов, субъектов, условий и целей.

Виды:

I. В зависимости от субъектов применения:

· внесудебные;

· судебные.

II. По основаниям применения:

· меры, применяемые за правонарушения;

· меры, применяемые не за правонарушение, а в силу экстремальных условий, предусмотренных НПА.

III. В зависимости от целей установления и применения:

· административно-предупредительные меры: применяются в целях профилактики правонарушений или обеспечения общественной безопасности;

· меры административного пресечения: пресечение правонарушений, предупреждение их вредных последствий, применение мер административного принуждения в соответствии с НПА.

· меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: многоцелевое назначение;

· меры наказания.

19.Правовая характеристика административно-предупредительных мер.

Применяются в целях профилактики правонарушений или обеспечения общественной безопасности, локализации негативных последствий, наступивших независимо от воли лиц, к которым эти меры применяются.

Административно-предупредительные меры:

· не являются мерами ответственности;

· применяются не за правонарушения;

· цель – профилактика правонарушений или обеспечение общественной безопасности;

· не являются санкциями административно-правовых норм.

Правовым основанием применения административно-предупредительных мер является диспозиция правовых норм, закрепляющих полномочия органов управления и должностных лиц на применение тех или иных их видов.

Обстоятельства, при которых такие нормы применяются, обозначены в гипотезах соответствующей нормы.

Административно-предупредительные меры многообразны, но все они предусмотрены НПА, определяющими соответствующими полномочия органов и должностных лиц на их применение.

20.Правовая характеристика административных наказаний.

Административное наказание в соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицам.

Административное наказание является санкцией административно-правовой нормы, применяемой за нарушение предписания указанной нормы.

Виды административных наказаний:

1. Предупреждение. Мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится в письменной форме. Устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также при отсутствии имущественного ущерба. При повторном совершении однородного административного правонарушения в течение года с момента вынесения административного наказания в виде предупреждения данное правонарушение будет является обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение.

2. Административный штраф. Является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающим 5 тыс. рублей, для должностного лица – 50 тыс. рублей, для юридических лиц – 1 млн. рублей или может выражаться в величине кратной:

· стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

· сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов и т. п.;

· сумме выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение. За календарный год и т. д.

1. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта не изъятых из оборота вещей.

2. Лишение специального права, предоставленного лицу. Устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренной статьями особенной части КоАП РФ. Срок лишения не может быть менее одного месяца и более 3 лет.

3. Административный арест. Заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения — до 30 суток. Административный арест назначается судом в исключительных случаях.

4. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Заключается в принудительном и контролированном перемещении указанных граждан через государственную границу. Применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства.

5. Дисквалификация. Заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ и т. д.

6. Административное приостановление деятельности. Заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Административные наказания составляют стройную систему, построенную на определенных принципах. Система административных наказаний подразумевает выделение среди их перечня основных и дополнительных.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лиц без гражданства могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного наказания.

21.Общие правила наложения административных наказаний.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное деяние. Назначение административного наказания не освобождает от исполнения обязательства.

За одно административное правонарушение законодатель предусматривает возможность наложения основного либо основного и дополнительного наказания.

При совершении нескольких административных правонарушений законодатель установил общее правило, согласно которому административные наказания налагаются за каждое правонарушение в отдельности.

Административные наказания могут быть наложены только уполномоченным на то органом, должностным лицом. Эти органы, должностные лица именуются субъектами административной юрисдикции. Правила назначения административных наказаний едины на территории РФ, что отражено в положении КоАП РФ.

Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания:

· При назначении административных наказаний физическому, юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного и т.д..

· Множественность правонарушений – наличие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, признаков нескольких составов административных правонарушений.

· Совокупность правонарушений – лицо, не подвергавшееся ранее мерам административной ответственности, совершением одного или нескольких деяний нарушает несколько предписаний закона.

· Рецидив – такая множественность правонарушений, которая имеет место в случае совершения правонарушения после привлечения к ответственности за такое же и другое правонарушение.

· Давность привлечения к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения.

· Давность действия признака повторности правонарушения.

По действующему КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

· Обстоятельства, исключающие возможность привлечения к административной ответственности. В соответствии с действующим законодательством к подобным обстоятельствам относятся недостижение лицом возраста 16 лет; состояние крайней необходимости, т. е. совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения в ситуации, когда причинение лицом вреда охраняемых законом интересам совершено для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица; не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправного действия находилось в состоянии невменяемости.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо и т. д. могут освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

22.Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

· раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

· добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

· добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

· оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

· предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

· добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

· добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль;

· совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффект) либо при стечении тяжелы личных или семейных обстоятельств;

· совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

· совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

· продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

· повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;

· вовлечение несовершеннолетнего в совершении административного правонарушения;

· совершение административного правонарушения группой лиц;

· совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

· совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

23.Понятие и основные черты административной ответственности.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившим правонарушение.

Основные черты:

· Административная ответственность устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только федеральным законодательством, дисциплинарная – законодательством о труде.

· Основанием является административное правонарушение.

· Субъектами могут быть как физические, так и юридические лица.

· За административные правонарушения предусмотрены административные наказания.

· Административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.

· Административные наказания применяются органами и должностными лицами к не подчиненным им правонарушителям.

· Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы, за исключением дисквалификации.

· Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

24.Понятие и признаки административного правонарушения. Критерии разграничения административного проступка и преступления.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Это понятие охватывает конституционные признаки административного правонарушения:

· Антиобщественность.

· Противоправность. Заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права

· Виновность. Означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения.

· Наказуемость деяния. Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признаются только те деяния, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность.

Исходным признаком является «деяние» — акт волевого поведения. Может быть в форме действия или бездействия. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу.

25.Административное задержание, доставление и привод граждан: основания и порядок применения.

Под административным задержанием понимается принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Применяется в целях пресечения, прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия. Административное задержание может применяться только при наличии правонарушения. Исключения составляют административное задержание психически больных, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих и для них самих.

Административное задержание не допускается:

· при малозначительности административного правонарушения и возможности его пресечения другим способом;

· при наличии возможности на месте совершения административного правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;

· при наличии основания для назначения наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения правонарушения.

Не подлежат административному задержанию иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью, депутаты, прокуроры, судьи.

Задержанным разъясняются их права и обязанности. Правомочны осуществлять административное задержание:

· должностные лица ОВД;

· старшее в местах расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной ораны или вневедомственной охраны при ОВД;

· военнослужащие внутренних войск МВД;

· должностные лица таможенных органов и др.

Срок административного задержания включает время фактического нахождения в качестве задержанного с момента доставления для составления протокола и до момента освобождения, не должен превышать 3 часов.

Лицо, совершившее административное правонарушение, влекущее административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

В соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ доставление представляет собой принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на вместе выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Доставление нарушителя – правовая принудительная мера, состоящая в кратковременном ограничении свободы действий и передвижения лиц и перемещение его с места совершения административного правонарушения в ОВД, пункт охраны правопорядка и т. п.

Правом доставления нарушителя пользуются:

· все сотрудники ОВД независимо от форменной или гражданской одежды в период несения службы и вне ее;

· военнослужащие внутренних войск, участвующие в охране общественного порядка и в борьбе с преступностью;

· должностные лица органов, на которых возложены надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, законодательства об охране окружающей среды.

26.Состав административного правонарушения.

Состав административного правонарушения – совокупность закрепленных НПА признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность.

Признаками состава административного правонарушения являются:

1. Объект – общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

2. Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом. Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа и т. п.

3. Субъект:

· физические лица: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

· юридические лица.

1. Субъективная сторона – психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Вина может выражаться:

· умыслом: лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;

· неосторожностью: лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но, без достаточных на то оснований, самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

27.Административный процесс: понятие, основные черты и принципы.

Административный процесс представляет собой форму государственного управления, состоящего в разнообразной организующей деятельности, имеющей юридически-властный характер.

Юридическое выражение она находит в правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной формах и осуществляется разветвленной системой уполномоченных субъектов свойственными им методами в соответствии со спецификой их правового статуса.

В широком смысле административный процесс – урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуально-конкретных дел в рамках административно-процессуальных отношений. В него включается правотворческая и правоприменительная деятельность.

В узком смысле административный процесс – рассмотрение государственными органами споров, возникающих при разрешении индивидуальных дел, а также применение мер принуждения.

В обоих случаях имеется в виду лишь внесудебная процессуальная деятельность.

Однако, исходя из действующего законодательства, под административным процессом следует также понимать административное судопроизводство по делам, вытекающим из публичных административных правоотношений.

К основным принципам административного процесса, которые объективно отражают его свойства и раскрывают его сущность, относятся:

· Законность: основан на требованиях Конституции РФ. Сущность данного принципа заключается в применении норм материального права или иная форма реализации во всех случаях должны быть законными. Нормы реализуются в строгом соответствии с порядком, предписанным административно-процессуальными нормами.

· Объективность: означает всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств дела. Для установления истины важно не ограничиваться заявлениями участников административного процесса, а проверять документы, подтверждающие факты, показания свидетелей и достоверность их показаний.

· Равенство человека и гражданина перед законом и органами, разрешающими дело: состоит в закреплении административно-правового статуса, согласно которому каждый человек и гражданин, независимо от пола, расы, национальности, равен перед законом и органами, которые разрешают то или иное управленческое дело.

· Гласность: заключается в публичности процесса и его доступности гражданам.

· Ведение дела на национальном языке: процесс ведется на русском языке или на языке субъекта РФ. Лица, не владеющие языком, на котором ведется процесс, могут давать пояснения на родном языке через переводчика.

· Экономичность и эффективность процесса: направлен на обеспечение такой организации процесса, которая не требовала бы больших материальных затрат и вместе с тем обеспечивала бы быстроту процесса без личного обременения участников процесса.

· Ответственность за нарушение правил процесса и за принятое решение. Должностные лица, виновные в нарушении правил процесса или принятие незаконного акта, несут дисциплинарную или иную ответственность.

28.Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, принципы доказательств.

В рамках порядка производства по делу об административном правонарушении, установленного КоАП РФ, выделяются производства:

· в общем порядке: ведется с последовательным прохождением дела через стадии возбуждения, рассмотрения, пересмотра и исполнения;

· в упрощенном порядке: означает «сжатие» производства и одномоментное совершение процессуальных действий, относящихся к различным стадиям производства: возбуждению, рассмотрению и исполнению.

Предмет доказывания по делу об административном правонарушении составляют обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. По делу об административном правонарушении выяснению подлежит:

· наличие события административного правонарушения;

· лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;

· виновность лица в совершении административного правонарушения;

· обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отягчающие;

· характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

· причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица и т. д. эти данные устанавливаются:

· протоколом об административном правонарушении;

· иными протоколами;

· показаниями потерпевшего, свидетелей;

· заключением эксперта;

· вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

29.Правовое положение лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях.

КоАП РФ не относит к участникам производства судей, органы и должностных лиц, осуществляющих производство по делу.

По признаку заинтересованности в деле участников производства объединяют в 4 группы:

1. Участники производства, выступающие в защиту личных интересов. Они вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство.

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевшему предоставляются те же права. Потерпевшему обязательно вручается копия протокола об административном правонарушении.

1. Участники производства, выступающие в защиту личных интересов представляемых лиц. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетним или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, призванное в соответствии с законом или учредительными документами органами юридического лица.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, в производстве по делу может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощью, удостоверяется доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник и представитель допускаются к участию с момента составления протокола об административном правонарушении.

1. Участники производства, выступающие в защиту публичных интересов. Прокурор в пределах своих полномочий вправе: возбуждать производство, участвовать в рассмотрении дела, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам и т. д.

2. Участники производства, содействующие его осуществлению. В качестве свидетеля может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, и давать правдивые показания.

В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее 2.

В качестве специалиста для участия в производстве может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике и т. д.

30.Возбуждение дела и административное расследование как стадия производства по делам об административном правонарушении.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является:

· непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

· поступившее из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

· сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

· фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, совершенного с использованием транспортного средства, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки;

· принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ.

Поступившие материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченном составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело считается возбужденным с момента:

· составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

· составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

· составление протокола или вынесение прокурором постановления о возбуждении дела;

· вынесения определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования.

Протоколы вправе составлять должностные лица:

· уполномоченные рассматривать дела;

· федеральные органы исполнительной власти, их учреждений.

Перечни должностных лиц, имеющих право составлять протоколы, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти и органам исполнительной власти субъекта РФ.

Протокол не составляется, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа. В этом случае уполномоченным должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение или налагается административный штраф.

Протокол подписывается должностным лицом и физическим лицом или законным представителем юридического лица.

Составлению протокола может предшествовать административное расследование на основании определения, вынесенного должностным лицом, уполномоченным составлять такой протокол.

Административное расследование проводится, если осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат по месту совершения или выявления административного правонарушения. Его срок не может превышать 1 месяц с момента возбуждения дела, который может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок до 1 месяца, а по делам о нарушении таможенных правил – на срок до 6 месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол либо выносится постановление о прекращении дела. Протокол (постановление прокурора) направляется субъекту административной юрисдикции, уполномоченному рассматривать дело, в течение 3 суток с момента его составления. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, влекущем административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.

31.Рассмотрение дела об административном правонарушении.

Рассмотрение дела по существу начинается с момента получения субъектом административной юрисдикции протокола.

В порядке подготовки дела к рассмотрению субъект административной юрисдикции обязан разрешить вопрос о назначении времени и места его рассмотрения, о вызове лиц, которые могли быть участниками производства по делу, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, об отложении дела.

При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, оно прекращается.

Дело рассматривается по месту совершения административного правонарушения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство. Оно может быть рассмотрено по месту его жительства.

Дело рассматривается:

· при проведении административного расследования по месту нахождения органа, проводившего расследование;

· в отношении несовершеннолетних, невыполнением работодателем соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры и т. п. – по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство;

· об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, дело может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

По общему правилу, дело подлежит рассмотрению в 15-дневный срок со дня получения субъектом административной юрисдикции протокола об административном правонарушении. Исключение составляют отдельные случаи и категории дел. По ходатайству участников производства либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела субъект административной юрисдикции может продлить срок его рассмотрения, но не более чем на 1 месяц.

Дело об административном правонарушении, влекущем административный арест, подлежит рассмотрению в день получения протокола, а в отношении лиц, подвергнутого административному задержанию – не позднее 48 часов с момента его задержания.

Начинается рассмотрение дела в суде с объявления, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается факт явки лиц, которые должны участвовать в рассмотрении дела. Им разъясняются их права и обязанности. Рассматриваются заявления и ходатайства. Выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела.

Рассмотрение дела должно быть отложено в случаях:

· поступления заявления о самоотводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, или их отвод препятствует рассмотрению дела;

· отвод специалиста, эксперта или переводчика и т. п.;

· необходимости явки лиц, участвующих в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов или назначения экспертизы.

Затем оглашается протокол, потом заслуживают его участников в определенной последовательности: лиц, в отношении которых ведется производство; других лиц, участвующих в производстве; пояснения специалиста и заключения эксперта.

Рассмотрение дела завешается вынесение постановления либо определения.

Постановление может быть:

· о назначении наказания;

· о прекращении производства по делу;

· о передаче дела органу административной юрисдикции, уполномоченному назначить административное наказание иного вида или размера;

· о передаче дела по подведомственности, если выяснится, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассматриваемого субъекта.

Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании.

Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассматриваемого дела. Его копия вручается под расписку физическому лицу, потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение 3 дней со дня вынесения постановления.

32.Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении.

Постановление может быть пересмотрено по жалобе или протесту прокурора.

Обжаловать имеют право:

· лица, в отношении которых ведется производство;

· потерпевший;

· законные представители физического или юридического лица;

· защитник и представитель.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Постановление может быть обжаловано: вынесенное судом – в вышестоящий суд; коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта – в районный суд по месту рассмотрения дела.

Если жалоба поступила в суд или в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу – жалобу рассматривает суд.

Жалоба юридического лица или ИП рассматривается арбитражным судом.

Жалоба подается субъекту административной юрисдикции, который обязан в течение 3 суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий суд, вышестоящему должностному лицу. Жалоба на постановление о назначении наказания в виде ареста подлежат направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

· об оставлении постановления без изменений, а жалобы – без удовлетворения;

· об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

· об отмене постановления и о прекращении производства;

· об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение.

33.Исполнение постановлений о назначении административных наказаний.

Постановление – индивидуальный правоприменительный акт, который с момента вступления в законную силу подлежит исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.

Постановление приводится в исполнение уполномоченными на то органами, должностными лицами.

КоАП РФ предусматривает при осуществлении процедуры исполнения постановления возможность отсрочки, рассрочки, приостановления и прекращения его исполнения.

Субъект административной юрисдикции, вынесший постановление, вправе отсрочить его исполнение на срок до одного месяца при наличии обстоятельств, при наличии которых исполнение постановления об административном аресте или административном штрафе невозможно в установленный срок. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть отсрочена на срок до 3 месяцев.

Исполнение постановления приостанавливается в случае применения протеста на него до рассмотрения протеста. Однако опротестование постановления об административном аресте не приостанавливает его исполнение.

Постановление должно быть исполнено в установленные сроки. Оно не подлежит исполнению, если не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Течение этого срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления.

При отсрочке или приостановлении исполнения постановления течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления. В случае рассрочки течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

Постановление, исполненное полностью, возвращается органом, должностным лицом с отметкой об исполнении субъекту административной юрисдикции, вынесшему постановление.

Постановление о предупреждении исполняется назначившим его субъектом административной юрисдикции путем вручения или направления его копии.

Постановление о назначении административного штрафа может быть исполнено добровольно или принудительно. Штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу или со дня истечение срока отсрочки или рассрочки.

При неуплате штрафа в указанный срок копия постановления о его наложении направляется субъектом административной юрисдикции: в отношении физического лица – в организацию, в которой он работает, для удержания суммы штрафа из его заработной платы; в отношении юридического лица – в банк или иную кредитную организацию для взыскания из доходов юридического лица.

Постановление судьи о возмездном изъятии или конфискации вещи – исполняется судебным приставом-исполнителем, а оружия и боеприпасы – ОВД.

Постановление о лишении специальных прав исполняются путем изъятия соответствующего водительского удостоверения и т. п.

Постановление судьи об административном аресте исполняется ОВД немедленно после вынесения постановления.

Постановление судьи об административном выдворении исполняется:

· органами и войсками пограничной службы – за нарушение правил пересечения государственной границы;

· ОВД – за нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства режима пребывания в РФ.

Постановление судьи о дисквалификации исполняется путем прекращения управления юридическим лицом.

34.Государственный контроль и его виды, их характеристика.

Виды государственного контроля:

1. Президентский контроль: Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ обладает большими полномочиями по контролю за деятельностью органов исполнительной власти. Хотя прямо Конституция РФ не говорит о президентском контроле эта возможность непрерывно связана с такими его правами, как принимать решения об отставке Правительства РФ, отменять акты Правительства РФ, назначать и освобождать от должности министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, военоначальников и т. д.

Контроль за деятельностью органов исполнительной власти Президент осуществляет как непосредственно, так и через Администрацию.

Президентский контроль осуществляется в следующих формах:

· контроль при формировании Правительства РФ, непосредственно подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;

· повседневный контроль за деятельностью Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти РФ;

· контроль за законностью актов органов исполнительной власти.

Важным звеном в системе администрации, активно осуществляющим контрольные полномочия, является контрольное управление Президента РФ, оно является структурным подразделением Администрации.

Важная роль в осуществлении президентских контрольных полномочий принадлежит полномочным представителям Президента РФ.

1. Контроль органов законодательной власти РФ: Федеральное собрание вправе контролировать федеральные исполнительные органы, а законодательные органы субъектов РФ – исполнительные органы соответствующих краев, республик и т. д.

Главным образом, контроль за федеральными органами исполнительной власти принадлежит Государственной Думе, которая дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Отрицательную оценку деятельности Правительства РФ вправе выразить в постановлении о недоверии ему.

В основном ГД РФ может влиять на исполнительную власть с помощью бюджета. Она дает оценку проекту федерального бюджета, выносимого на ее рассмотрение Правительству РФ и утверждает его.

Контроль органов законодательной власти проявляется в закрепленных в Конституции РФ отдельных правомочиях палат Федерального собрания РФ в отношении органа государственного управления.

Основным контролирующим органом в руках законодательной власти является Счетная палата РФ. Она вправе проводить ревизии, проверки и иные мероприятия.

1. Контроль органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти контролируют деятельность подведомственных им структур с использованием различных методов, в том числе и путем непосредственного оперативного вмешательства в деятельность организации и физических лиц.

С учетом специфики и роли в государственном управлении отдельных органов исполнительной власти контроль различают:

· общий (обследование деятельности различных органов исполнительной власти со стороны органов исполнительной власти общей компетенции);

· ведомственный (осуществляется внутри той или иной отрасли в отношении подчиненных органов и организаций всеми федеральными органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции);

· надведомственный (осуществляется в отношении не находящихся к ним в ведомственной подчиненности органов и организаций со стороны органов межотраслевой компетенции и некоторые органы отраслевой компетенции, наделенных соответствующими контрольными полномочиями).

1. Судебный контроль. Основное содержание судебного контроля в сфере публичного управления заключено в нормоконтроле, т. е. граждане РФ и иные уполномоченные лица могут оспорить в судах нормативные и индивидуальные правовые акты.

По общему правилу в судах общей юрисдикции рассматриваются все дела об оспаривании НПА, кроме тех, проверка законности которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного суда РФ.

1. Уполномоченный по правам человека в РФ. Призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами.

35.Административный надзор как способ обеспечения законности в управлении.

Административный надзор как способ обеспечения законности в управлении представляет собой вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти их должностных лиц, направленной на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил.

Административный надзор обладает следующими признаками:

· отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;

· возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности;

· невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объектов надзора;

· наличие специального объекта надзорной деятельности – норм, правил и т. п. и их исполнение физическими и юридическими лицами;

· возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;

· строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками. Наличием юрисдикционных полномочий.

К федеральным органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся федеральные службы, различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органов исполнительной власти, а также территориальные органы надзора.

36.Понятие и задачи общего надзора прокуратуры. Формы реагирования прокурора при выявлении нарушений законности.

Единственным ведомством в системе государственной власти, осуществляющим надзор за исполнением всех действующих в РФ законов от имени государства, является прокуратура РФ. Прокурорский надзор распространяется на всю территорию страны и на все отношения.

Прокурор вправе проверить исполнение законов любым органом, должностным лицом либо гражданином, если в поступивших заявлениях, жалобе содержатся сведения о нарушении законов.

Органы прокуратуры не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий и организаций.

Цели прокурорской деятельности заключаются в том, чтобы обеспечить:

· верховенство закона;

· единство и укрепление законности;

· защиту прав и свобод человека и гражданина;

· охраняемые законом интересы общества и государства.

Эти же задачи стоят перед прокуратурой и при осуществлении надзора за законностью деятельности государственной администрации.

Органы прокуратуры, не входя ни в одну из ветвей власти РФ, осуществляют межотраслевой подведомственный всеобщий надзор за законностью.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законам, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон к иной ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

В случае установления факта нарушения закона государственными органами и должностными лицами прокурор располагает 3 основными средствами реагирования:

· освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

· опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

· вносит представление об устранении нарушений закона.

Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем 10-дневный срок с момента его поступления. А в случае протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании.

Предоставление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Также в целях предупреждения правонарушения и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор может направить в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

37.Разрешительные режимы: понятие и порядок реализации. Право граждан на оружие.

Разрешительная система – урегулированная правом совокупность общественных отношений между субъектами административной власти и гражданами (организациями) возникающие в связи с выдачей разрешения на занятие определенной деятельностью и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности.

Субъектами разрешительных правоотношений являются граждане и организации, с одной стороны, и субъекты публичной власти с другой. Компетентный орган дает разрешение конкретному субъекту на каждый лицензируемый вид деятельности. Разрешение носит экстерриториальный характер (на всей территории РФ).

Как правило, срок их действия определяется положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Но не может быть менее 5 лет.

Правовая основа – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В разрешительном производств выделяются также стадии:

· предварительная (возбуждение разрешительного дела);

· принятия решения;

· исполнение решения;

· надзор за соблюдением лицами, получившими разрешение, установленных требований и условий;

· аттестация, аккредитация разрешительной деятельности;

· переоформление, продление разрешений;

· применение мер принуждения за допущенные нарушения правил и условий.

Последние стадии являются факультативными.

Личный интерес побуждает заинтересованное лицо подать заявление о выдаче разрешения (лицензии). Субъект власти обязан принять заявление, проверить наличие и качество документов и зарегистрировать заявление.

После исполнения решения о выдаче лицензии лицо получает право заниматься тем, на что выдано разрешение, а компетентные субъекты публичной власти приобретают право осуществлять надзор за соблюдением лицензиатами соответствующих правил и условий.

Компетентный орган вправе приостановить действие лицензии, если лицензиат:

· неоднократно нарушает лицензионные требования и условия;

· совершает грубые нарушения;

Лицензирующий орган, приостанавливая действие лицензии, устанавливает срок устранения нарушений. Этот срок не может превышать 6 месяцев.

Аннулирование лицензии производится по решению суда на основании заявления лицензирующего или иного компетентного органа.

38.Правовой режим чрезвычайного положения.

Ст. 56 Конституции РФ указывает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным законодательством могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Чрезвычайное положение может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Не подлежит ограничению право на жизнь, на достоинство личности и т. д.

ФКЗ «О чрезвычайном положении» определяет как вводимый в соответствии с Конституцией РФ на всей территории или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, общественных организаций, граждан, иностранных граждан и т. д., а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе РФ, указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения передается на утверждение Совету Федерации РФ. Указ подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

После обнародования указа члены Совета Федерации РФ обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации РФ в возможно короткие сроки без специального вызова. Совет Федерации РФ в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования, рассматривает вопрос об утверждении указа, принимает соответствующее постановление. Указ, не утвержденный Советом Федерации РФ, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население РФ оповещается в том же порядке.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 3- суток, а в местностях – 60 суток.

При устранении обстоятельств, Президент РФ отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население оповещается.