В одной из прошлых статей я уже рассказала, кто по моему мнению являются старейшими среди эльфов. Но ни один из перечисленных эльфов и близко не стоял с теми, о ком я расскажу сейчас.
Унголиант, пряха тьмы
Унголиант была злым духом в форме, очень напоминавшей массивного Паука. Еще до Первой Эпохи она жила в Аватаре, территории в юго-восточной части Амана, к югу от Валинора.
Происхождение Унголиант окутано тайной. Считается, что она могла быть одной из майар или меньшего духа, которого Мелькор поработил, но она не указана среди известных айнур. Также говорят, что она пришла из тьмы над небесами Арды, что наводит некоторых на мысль, что она может быть воплощением тьмы или самой пустоты. Известно точно, что в Эпоху Древ она не подчинялась Мелькору и жила самостоятельно в Аватаре.
Чтобы получить помощь Унголиант в уничтожении Древ Валинора, Мелькор пообещал наградить ее «обеими руками», и после их бегства из Валинора Темный Лорд действительно дал ей множество драгоценных камней нолдор, которые держал в левой руке. Однако в правой руке он держал Сильмарили и отдать их Великой паучихе не мог. Разъяренная Унголиант оплела Мелькора паутиной и собиралась сожрать его в наказание за предательство. Унголиант стала намного больше и сильнее из-за света Валинора, сожранного ею, а силы Мелькор были истощены. Унголиат убила бы Мелькора, если бы его крик не услышали балроги и не спасли своего хозяина.
Побежденная огненными кнутами балрогов, Унголиант бежала в Эред Горгорот в Белерианде. Там у нее было много потомков, в том числе Шелоб. Она также попыталась войти в Дориат, царство Тингола, но была остановлена силой майи Мелиан. Сама Унголиант со временем исчезла из истории, но ее окончательная судьба точно не известна. Говорят, что она ушла на забытый юг мира незадолго до Первой Эпохи, и некоторые считают, что в конце концов она позволила своему нескончаемому голоду победить и, наконец, сожрала себя.
Безымянные, грызущие корни мира
Толкин не объяснил, что это за безымянные твари. Вот что о них говорит Гэндальф:
И там, в заподземном глухом тупике, мы продолжали бой. Он сдавливал меня змеиной хваткой, а я разил его мечом, и он бежал от меня по извилистым узким проходам, не кирками народа Дарина прорубленным, о Гимли, сын Глоина. Так глубоко не забивался ни один гном; каменные корневища мира источены безымянными тварями, неведомыми самому Саурону, ибо они древнее его. О тамошнем кромешном ужасе я молчу, чтоб не омрачить дневной свет. Выбраться оттуда я мог лишь вслед за врагом, я гнался за ним по пятам, и волей-неволей он вывел меня наконец к потайным ходам Казад-Дума: вверх и вверх вели они, и мы очутились на Бесконечной Лестнице.
«Валакуэнта» подразумевает, что майар присоединились к валар только после начала формирования Арды. Но Арда в это время все еще была в очень «горячей». Вряд ли там кто-то жил. Так что есть три возможных объяснения «безымянных тварей»:
- это духи или существа «извне»;
- это майар, которые, как балроги, одичали;
- это монстры, созданные Мелькором, но до нравственного падения Саурона.
Безымянные могли иметь природу, аналогичную Унголиант, происхождение которой Толкин так и не описал. Но все, что было живым и обладало «душой», якобы было создано Илуватаром. В то же время, Мелькор и Саурон были свободны восстать против Илуватара. Если Унголиант была создана, то как и Мелькор, вначале могла быть хорошей. Но по какой-то причине ее тянуло ко тьме и злу.
Безымянные не обязательно злые, но их описание Гэндальфом, как грызущих корни мира, и его нежелание говорить о них предполагает, что скорее всего они были по крайней мере неприятными. К сожалению, мы никогда не узнаем, что имел в виду Толкин.
Истари (... и балрог с Сауроном)
Как я сказала ранее, айнур пришли в Арду, когда та только создавалась. А существовали они еще до этого. Валар призвали их на помощь в войне с Морготом. Именно к айнур относятся пятеро истари-волшебников, прибывших в Средиземье на помощь свободным народам в войне против Саурона. Саурон, кстати, тоже относится к айнур и в принципе одного возраста с истари.
Пятью известными истари были:
- Курумо, майя Ауле
- Олорин, майя Манвэ, которого Кирдан Корабел считает самым мудрым из Ордена.
- Айвендил, майя Яванны
- Алатар и Палландо, майар Оромэ, также известные как «Синие волшебники», отправились на Восток и не появляются ни в одном из главных сказаний Средиземья.
На северо-западе Средиземья Курумо стал известен людям как Саруман, а для эльфов - Курунир; Олорин был известен людям как Гэндальф, а эльфам - Митрандир; в то время как Айвендил стал известен как Радагаст.
Истари пришли в Средиземье примерно в 1000 году Третьей Эпохи, хотя Синие Волшебники могли прибыть намного раньше. Каждому волшебнику был назначен свой цвет, белый указывал на позицию лидера. Двое, ушедшие на Восток, носили одежды цвета морской волны. Точно так же другие волшебники стали известны по своим цветам, их называли Саруман Белый, Гэндальф Серый и Радагаст Бурый. Неизвестно, имел ли цвет какое-либо особое значение в отношении их ранга, способностей или характера.
Они носили обличье старцев, ограничивавшее их возможности, чтобы они могли только помогать народам Средиземья, а не искать господства, как Саурон. Валар поручили им помогать людям Средиземья путем убеждения и поддержки, а не силы и страха. Существуя в телах людей, они также стали восприимчивыми ко всем слабостям физического тела: они чувствовали голод, боль, жадность, печаль, радость и все другие эмоции человека.
Они были бессмертны и очень медленно старели. Однако их тела могли быть убиты: Гэндальф был смертельно ранен в его дуэли с балрогом Мории (который тоже когда-то принадлежал к майар), и только благодаря вмешательству самого Илуватара он вернулся в свое тело.
Древобород, пастырь леса
Древобород описывается как старейшее существо в Средиземье, наравне с Томом Бомбадилом. Очевидно, он был создан вместе с энтами в Эпоху Древ до создания звезд. Хотя сам он говорит, что в Фангорне есть деревья, которые «старше его». Его царством был огромный лес, простирающийся от Белерианда и Эриадора до Каленардона, который веками разрушался и уменьшался. С древних времен Древобород помнил ивовые луга Тасаринана, вязовые леса Оссирианда, сосны Дортониона и буки Нелдорета.
Его возлюбленной была Фимбретиль, но она ушла в Сады жен энтов и пропала без вести после того, как войска Саурона разрушили эти земли во Второй Эпохе.
Том Бомбадил, безотчий отец заповедных земель
Том Бомбадил - загадочный персонаж, существовавший на протяжении всей истории Арды. Живя в глубинах Вековечного Леса, он обладал удивительной силой в своих владениях. Несмотря на то, что он казался положительным героем, он не участвовал в борьбе против Темных Лордов.
Мифологические истоки Тома Бомбадила во внутренней космологии Средиземья неизвестны даже самым эрудированным фанатам. Например, тот факт, что Кольцо не имело силы над Томом, предполагает, что он существовал как в Видимом, так и в Невидимом царстве, или что Невидимое не влияло на него, поскольку «он сам себе хозяин».
Спекулятивные представления о его истинной природе варьируются от просто мудрого эльфийского отшельника до майя или вала и даже самого Илуватара. Так он себя описывает:
Я — Старейший. Запомните, друзья мои: Том был здесь прежде, чем потекла вода и выросли деревья. Том помнит первую каплю дождя и первый желудь. Он протоптал в этом лесу первую тропу задолго до того, как пришел Большой Народ, и он видел, как перебрались сюда первые поселенцы Народа Маленького. Он был здесь до Королей и до их усыпальниц, раньше Навий. Том был здесь, когда эльфы потянулись один за другим на запад, он помнит время, когда еще не закруглились море и небо. Он знал Звездную Первотьму, еще не омраченную страхом, он помнит время, когда еще не явился в мир из Внешней Тьмы Черный Властелин.
Моргот, или тогда еще Мелькор, был первым из валар, вошедшим в Арду. Так что есть вероятность, что Том Бомбадил даже старше самих валар. Также Том может быть одним из Безымянных, но, так сказать, более удачливым.
А кто вам приходит на ум?
Иллюстрации от rubendevela, TSRodriguez, Ted Nasmith, TurnerMohan, Norloth, ralphdamiani, faQy.