Посланник Аллаха ﷺ начал отправлять отряды из числа своих сподвижников к различным арабским племенам, разбросанным по всему aравийскому полуострову для того, чтобы исполнить свою миссию по призыву к Исламу, в случае отказа они должны будут сражаться с ними за это.
Эти отряды были отправлены в течение седьмого года хиджры, их численность достигла десяти отрядов, которые были отправлены Пророком ﷺ под предводительством разных сподвижников.
В этот же промежуток времени Пророк ﷺ начал отправлять послания к различным правителям мира, в которых он призывал их к Исламу.
Ибн Саад передает в своей книге «Табакат»:
«Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся из Худейбии в месяц зуль-хиджа в шестом году, он отправил послов к правителям призывая их к Исламу, написав им послания, Пророку ﷺ было сказано:
«О Посланник Аллаха ﷺ, правители читают только письма, которых стоит печать, он сделал печать из серебра, на которой в трех строчках было написано:
«Мухаммад — Посланник Аллаха».
Он поставил на эти письма печати. Шесть гонцов отправилось в один день, в месяц мухаррам седьмого года. Каждый гонец знал речь того народа, к которому был послан.
Первым гонцом, которого отправил Посланник Аллаха ﷺ, стал Амр ибн Умаййа ад-Дамри к Негусу. Приняв послание из рук Амра, Негус приложил его к своим глазам, сел на свой трон и принял Ислам и засвидетельствовал слова истины и сказал:
«Если бы я мог прийти к нему, то непременно бы пришел». [1]
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Дихью ибн Халифа аль-Кяльби к Ираклию правителю Рима. Он вручил его правителю Бусры, чтобы тот передал его императору. В этом послании говорилось следующее:
«Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, Ираклию, государю Рума.
Мир тому, кто следует правильным путём.
Прими Ислам, и ты будешь спасен, прими Ислам, и Аллах дарует тебе двойную награду, а если ты откажешься, то понесешь на себе бремя греха своего и своих подданных! О люди Писания! Придите к слову единому для нас и для вас, и давайте скажем, что не будем мы поклоняться никому, кроме Аллаха, и что никого не будем придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ помимо Аллаха. Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы — мусульмане». [2]
Ибн Саад передал в своей книге «Табакат» следующее:
«Ираклий после того как прочитал послание собранию своей знати и свиты сказал:
«О собрание римлян, хотите ли вы добиться успеха, встать на путь истинный и укрепить вашу веру, и последовать за тем, что говорил Иса, сын Марьям!»
Римляне сказали:
«И что же это? О правитель!»
Он сказал:
«Последуйте за этим Пророком!»
Они встали и обратились в бегство подобно зебрам и воспротивились и подняли кресты. Что же касается Ираклия, то он увидел, что они никогда не согласятся с ним, и велел: «Верните их ко мне!», а когда их привели, он обратился к ним с такими словами:
«Поистине, сказав это, я лишь хотел проверить вашу приверженность вашей религии и убедился в eе силе»,
и тогда они пали перед ним ниц, оставшись довольными им.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Абдуллу ибн Хузафа ас-Сахми с посланием к Хосрою и с призывом к Исламу. Абдулла сказал:
«Я вручил ему послание, когда царю прочитали это послание, он разорвал его и воскликнул:
«Презренный раб из числа моих подданных пишет своё имя прежде моего!»
Узнав о том, как поступил Хосрой, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Да будет уничтожено царство его!»
Он еще и послал к своему наместнику в Йемене Базану с велением отправить двух сильных и выносливых мужчин, чтобы они привели к нему его. Базан отправил двух сильных мужчин с посланием к Пророку ﷺ. Они прибыли в Медину и вручили послание Базана Пророку ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ улыбнулся и сказал:
«Придите ко мне завтра, и я сообщу вам то, что хочу».
Они пришли к Пророку ﷺ на следующий день, и он сказал им:
«Сообщите вашему повелителю о том, что мой Господь убил вашего господина хосроя в эту ночь по прошествии семи часов».
Ибн Cаад сказал: Это было во вторник вечером десятого числа месяца Джумада аль-авваль седьмого года.
Всевышний Аллах сделал так, что Ширавейх сын Хосроя восстал против отца и убил его, заняв его место. Они вернулись с этими новостям к Базану и он принял Ислам вместе со своими сыновьями, которые были в Йемене [3].
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил в Бусру аль-Харису ибн Умайру аль-Азди, да будет доволен им Аллах, однако когда аль-Харис добрался до Муты, что находится в Южной Иордании, его задержал и убил местный гассанидский правитель Шурахбил ибн Амр. Это было самым крайним проявлением враждебности, так как кроме аль-Хариса ни один из посланцев Посланника Аллаха ﷺ не был убит [4].
Посланник Аллаха ﷺ отправлял и других гонцов с посланиями ко многим арабским правителям, обитавшим во многих уголках мира. Многие из них приняли Ислам, а некоторые воспротивились этому.
В этот период времени прибывало много делегаций к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с различных стран, чтобы объявить о принятии ими Ислама и вхождением в религию Аллаха. Из тех, кто принял Ислам из арабской знати: Халид ибн аль-Валид и Амр ибн аль-Ас.
Ибн Исхак передает от Амра ибн аль-Аса, который рассказывал о себе:
«Потом я отправился к Посланнику Аллаха ﷺ, чтобы принять ислам, и встретил Халида ибн аль-Валида. Это было до завоевания Мекки. Он шел из Мекки. Я спросил:
«Куда, о Абу Сулейман?»
Он ответил:
«Воистину, выяснилось, что этот человек — Пророк. Пойду и приму ислам. До каких пор?»
Я сказал:
«Ей-богу, я пришел лишь затем, чтобы принять ислам».
Мы пришли к Посланнику Аллаха ﷺ в Медине. Халид ибн аль-Валид выступил вперед и принял ислам, дал присягу. Потом приблизился я и сказал:
«О Посланник Аллаха! Я присягаю тебе с таким условием, что будут прощены все мои грехи, и мне не будут напоминать о них».
Пророк ﷺ ответил:
«О Амр! Присягни, ибо ислам отрезает все, что было раньше, и хиджра [переселение] тоже отрезает все, что было раньше».
Я присягнул ему и потом ушел».
[1] «Табакат» ибн Саада (2/23) вкратце.
[2] Бухари и Муслим.
[3] Эта версия истории послания Пророка к Хосрою Ибн Саада в его книге «Табакат». Такую же версию передает Бухари вкратце, в ней сообщается то, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял их, после того как дошло до него что он разорвал его послание, пожелав, чтобы их самих разорвали в клочья. Шейх Насыр в своем комментарии к книге аль-Газали «Понимание жизни Пророка» сделал добавление отнеся его к Ибн Сааду, которое я же не нашел В «Табакате», то что Пророк ﷺ увидев тех двух мужчин со скрученными усами и безбородыми, отвернулся от них и сказал:
«Горе вам из-за содеянного вами!»
Они сказали:
«Нам велел наш господин, то есть Хосрой»
Это добавление, которое я не нашел у Ибн Саада, на самом деле это добавление приходит в версии Ибн Джарира.
[4] Передает аль-Вакыди от Амр ибн аль-Хакама. Ибн Хаджар сказал:
«Также привел что ибн Шахин по пути Мухаммада ибн Йазида».