Найти тему
искусство в массы

Древний Египет, Среднее и Новое Царство (2 часть)

2030 - 1070 До Н. Э.

Фараоны Нового Царства контролировали огромные богатства. Фивы были религиозным центром того периода, и фараоны строили здесь погребальные храмы и были похоронены в огромных каменных гробницах.

4. Самый сокровенный гроб

Саркофаг Тутанхамона (похожий на ящик каменный контейнер) содержал не один, а три гроба, в которых хранилось тело царя. Два наружных гроба были сделаны из дерева и покрыты золотом вместе со многими полудрагоценными камнями, такими как лазурит и бирюза. Однако внутренний гроб был сделан из чистого золота. Когда Говард Картер впервые наткнулся на этот гроб, он не был тем блестящим золотым изображением, которое мы видим сегодня в Египетском музее. В своих заметках о раскопках Картер утверждает, что она была “покрыта толстым черным слоем, похожим на смолу, который простирался от рук до лодыжек. Это, очевидно, была жидкость для помазания, которая была вылита на гроб во время погребальной церемонии и в большом количестве (около двух полных ведер). Образ фараона - это образ Бога. Считалось, что у богов кожа из золота, кости из серебра и волосы из ляпис—лазури-так что царь показан здесь в своем божественном облике в загробной жизни. Он держит посох и цеп-символы права короля на власть. Богини Нехбет (Стервятник) и Вадджет (Кобра), инкрустированные полудрагоценными камнями, простирают свои крылья поперек его туловища. Под этими богинями на золотой крышке выгравированы еще две—Исида и Нефтида.

Гробница Тутанхамона, самый внутренний гроб, Новое Царство, 18-я династия, около 1323 года до н. э., золото с инкрустацией эмалью и полудрагоценными камнями (Египетский музей, Каир)
Гробница Тутанхамона, самый внутренний гроб, Новое Царство, 18-я династия, около 1323 года до н. э., золото с инкрустацией эмалью и полудрагоценными камнями (Египетский музей, Каир)

5. Посмертная маска Тутанхамона

Посмертная маска считается одним из шедевров египетского искусства. Первоначально он покоился прямо на плечах мумии внутри самого внутреннего золотого гроба. Он построен из двух листов золота, которые были сколочены вместе, и весит 22,5 фунта (10,23 кг). Тутанхамон изображен в полосатом головном уборе немеса (полосатый головной убор, который обычно носили фараоны в Древнем Египте), а богини Нехбет и Вадджет снова изображены защищающими его чело. Он также носит фальшивую бороду, которая еще больше связывает его с образом Бога, как с внутренним гробом. Он носит широкий ошейник, который заканчивается клеммами в форме соколиных голов. Задняя сторона маски покрыта заклинанием 151b из Книги мертвых, которое египтяне использовали как дорожную карту для загробной жизни. Это особое заклинание защищает различные конечности Тутанхамона, когда он перемещается в подземный мир.

Посмертная маска из внутреннего гроба, гробница Тутанхамона, Новое Царство, 18-я династия, около 1323 года до н. э., золото с инкрустацией эмалью и полудрагоценными камнями (Египетский музей, Каир) (фото: Bjørn Christian Tørrissen, CC BY-SA 3.0)
Посмертная маска из внутреннего гроба, гробница Тутанхамона, Новое Царство, 18-я династия, около 1323 года до н. э., золото с инкрустацией эмалью и полудрагоценными камнями (Египетский музей, Каир) (фото: Bjørn Christian Tørrissen, CC BY-SA 3.0)

6. Суд Хунефера в присутствии Осириса

Хунефер и его жена Нэша жили во времена девятнадцатой династии, примерно в 1310 году до н. э. Он был “царским писцом” и “писцом Божественных приношений".” Он также был "смотрителем Королевского скота" и управляющим короля сеты I. Эти титулы указывают на то, что он занимал видные административные должности и был близок к королю. Местонахождение его могилы неизвестно, но, возможно, он был похоронен в Мемфисе.
Высокий статус Хунефера находит свое отражение в прекрасном качестве Его Книги Мертвых, которая была специально подготовлена для него. Это, а также фигура Птаха-Сокара-Осириса, внутри которой был найден папирус, являются единственными предметами, которые могут быть приписаны Хунеферу. Папирус Хунефера характеризуется своей хорошей сохранностью и большими, а также четкими виньетками (иллюстрациями), красиво нарисованными и раскрашенными. Виньетка, иллюстрирующая ритуал "открывания рта", является одним из самых известных фрагментов папируса в коллекции Британского музея и дает много информации об этой части похорон.

Страница из Книги Мертвых Хунефера

Центральным элементом верхней сцены является мумия Хунефера, изображенная при поддержке бога Анубиса (или жреца в маске шакала). Жена и дочь хунефера скорбят, а три священника совершают обряды. Два жреца с белыми поясами проводят ритуал открытия рта. Белое здание справа-это изображение гробницы, дополненное портальным дверным проемом и небольшой пирамидой. Обе эти особенности можно увидеть в реальных гробницах этой даты из Фив. Слева от гробницы находится изображение стелы, которая должна была стоять по одну сторону от входа в гробницу. В соответствии с обычными условностями египетского искусства, она изображена намного больше обычного размера, чтобы ее содержание (умерший поклоняется Осирису вместе со стандартной формулой жертвоприношения) было абсолютно разборчивым.
Справа от нижней сцены находится стол с различными инструментами, необходимыми для ритуала открытия рта. Слева показан ритуал, в котором предлагается отрезанная при жизни теленка передняя нога. Затем животное было принесено в жертву. Теленок изображен вместе с матерью, которая может быть истолкована как проявляющая признаки беспокойства.

Страница из Книги Мертвых Хунефера, около 1275 года до н. э., 45,7 x 83,4 см (рамка), Фивы, Египет © попечители Британского музея
Страница из Книги Мертвых Хунефера, около 1275 года до н. э., 45,7 x 83,4 см (рамка), Фивы, Египет © попечители Британского музея

Страница из Книги Мертвых Ани

Сцена читается слева направо. Слева Анубис вводит Хунефера в зону суда. Анубис также показан наблюдающим за шкалами суждений. Сердце Хунефера, представленное в виде горшка, взвешивается против пера, символа Маат, установленного порядка вещей, в данном контексте означающего "то, что правильно". Древние египтяне верили, что сердце является вместилищем эмоций, интеллекта и характера, и таким образом представляет хорошие или плохие стороны жизни человека. Если сердце не уравновешивалось с пером, то мертвый человек был обречен на небытие и поглощение свирепым "пожирателем", показанным здесь странным зверем, который является частью крокодилом, частью Львом и частью гиппопотамом.
Однако, поскольку в папирусе, посвященном обеспечению дальнейшего существования Хунефера в загробной жизни, этот результат вряд ли будет описан, он показан справа, приведенным в присутствие Осириса его сыном Гором, ставшим “истинным голосом” или “оправданным".” Это был стандартный эпитет, применяемый к умершим людям в их текстах. Осирис изображен сидящим под балдахином вместе со своими сестрами Исидой и Нефтидой. На самом верху изображен Хунефер, поклоняющийся ряду божеств, контролирующих суд.

Страница из Книги Мертвых Ани, около 1275 года до н. э., 19-я династия, 44,5 х 30,7 см, Фивы, Египет © попечители Британского музея
Страница из Книги Мертвых Ани, около 1275 года до н. э., 19-я династия, 44,5 х 30,7 см, Фивы, Египет © попечители Британского музея

(перевод статьи. Первоисточник: https://smarthistory.org/ancient-mediterranean/ancient-egypt-landing/middle-and-new-kingdom/ )