Театр им.В.Ф.Комиссаржевской
21, 22 и 23 января 2021 г. – премьера спектакля
«ДУЭЛЬ» по повести А.П.Чехова
Инсценировка, постановка и музыкальное оформление Леонида Алимова
Художник - постановщик Анвар Гумаров
Художник по костюмам Марина Агапова
Художник по свету Тарас Михалевский
Педагог по вокалу Анна Чернова
Хореограф Римма Саркисян
Звуковое оформление Елены Лосевой
Художник по гриму Анна - София Китаева
Продолжительность спектакля – 2 ч.40 мин. с антрактом
В спектакле заняты: народный артист России Георгий Корольчук; заслуженные артисты России Маргарита Бычкова, Владимир Богданов, Александр Большаков, Александр Вонтов; артисты Кристина Кузьмина, Елизавета Фалилеева, Игорь Андреев, Александр Анисимов, Иван Васильев, Александр Ганелин, Владимир Крылов, Александр Макин, а также студенты СПбГИКиТ Василий Гетманов, Вадим Лунгу, Алексей Бондаренко
Белое солнце Кавказа. Белое пространство сцены, кипящие человеческие страсти, конфликт темпераментов, взглядов, непримиримость мужских характеров.
Близость женщины…
Дуэль нравственная, словесная, физическая в отсутствии победителя.
О грядущей премьере «Дуэль» по повести А.Чехова рассказал главный режиссер Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, постановщик спектакля ЛЕОНИД АЛИМОВ
Я очень рад, что нашел поддержку и понимание в родном театре для постановки спектакля по прозе Чехова.
Эту повесть Антон Павлович задумал задолго до своей героической поездки на Сахалин, об этом он писал в письмах друзьям и близким, и если мы обратимся к его переписке с Сувориным, то проследим, какую удивительную эволюцию прошел замысел от зарождения до воплощения.
В итоге получилась, на мой взгляд, важнейшая книга о переломном моменте в развитии и нашей страны, и Европы, и мира в целом, потому что мы – Россия - всегда были и частью и мира, и уж точно – Европы. И процессы, происходящие там, так или иначе затрагивали и нас.
Прежде всего мы делаем историю о дьяконе Победове, про которого меньше всего можно подумать, что он – главный герой повествования. И это очень важный момент: не религиозно направленный, а художественно-нравственный поворот и выбор! Мне видится, что эта история о Вере с большой буквы, такой, как ее представляет себе Чехов. Вере – как чудо. Русском чуде. И я опять-таки я глубоко убежден, что недаром он написал эту вещь, возвратясь из ада – с Сахалина – забытой богом территории, куда ссылались самые опасные преступники и жили отрезанные от Империи и какой-либо большой земли люди. Впрочем, для того чтобы убедиться, что жить в России уже само по себе чудо, совсем не обязательно добираться до Сахалина – можно отъехать от Санкт-Петербурга или Москвы на 25-30 км… Или посмотреть какой-нибудь ютуб-канал о жизни провинциальной, «корневой» России…
Можно сказать, что «Дуэль» – это сюжетообразующая вещь: всё пространство этой истории – это сплошная непрекращающаяся дуэль. Каждого с каждым. Такой накал страстей обусловлен и местом, где разворачиваются события истории. Это - Абхазия. Благословенное место и одна из последних земель на Кавказе, вошедшая в состав Российской империи в начале 19-го века. Перед нами крошечная колония, представленная самыми что ни на есть «типическими» представителями метрополии. Здесь и «служивые» люди: прекрасный и всеми любимый Александр Давидович Самойленко, военный доктор, который, если прочесть между строк, прошел не одну войну и многое повидал. Он глубоко одинокий человек еще и потому, что после войны, как это часто бывало, ему просто не к кому было возвращаться…. И у него, как и у большинства героев повести есть и литературный прототип – это, конечно-же, Максим Максимыч из «Героя нашего времени». Здесь есть и чиновный люд, представленный Никодимом Александровичем. Сам Лаевский, между прочим, приезжает сюда тоже служить чиновником, но совершенно игнорирует свои обязанности. Есть представитель закона – пристав Кирилин. В общем, всё, как положено. Есть молоденький священник с говорящей фамилией Победов, которого прислали сюда. Есть зоолог фон Корен, который приехал во вновь открытую землю, и у него для этого есть свои причины: ему нужно набраться сил, скопить денег, потренироваться в буквальном смысле, чтобы потом отправиться в кругосветное путешествие. Кстати, тот маршрут, который описывает фон Корен на страницах повести, абсолютно совпадает с тем маршрутом, которым Чехов возвращался с Сахалина. Чехов пишет только о том, что знает, и поэтому он направляет фон Корена по хорошо известному ему самому пути. Вот такой сколок империи предстаёт перед нашим взором. Почему же именно здесь оказываются влюбленные Надежда и Лаевский? По одной простой причине: они действительно бегут куда подальше, бегут далеко, на самую окраину империи. И как им кажется, они смогут убежать от себя, от слухов, от мужа, от общества … Бегут в то место, как пелось в одной песенке 60-х годов прошлого века – «куда не летают пока самолеты и не ходят пока поезда».
Повторюсь, главная тема для меня в этой истории возможность веры как чуда. И конечно, дьякон, с говорящей фамилией - Победов придуман Чеховым ради этого. И все притчи, которые рассказывает молодой, смешной и смешливый, не очень образованный дьякон из очень бедной семьи, они неслучайны. Сам Антон Палыч Чехов, как мы знаем, тоже был из небогатой, многодетной семьи с жестоким авторитарным отцом во главе. И кем в конце концов становится Чехов? Одним из самых нежнейших, и тончайших людей, так глубоко понимающих про Россию, как никто, пожалуй, кроме него и не понимал.
В русской литературе XIX века есть извечный спор о «сверхчеловеке» и «лишнем» человеке: есть Базаров, Рахметов, Печорин, Онегин, Грушницкий … Есть «сверхчеловек» фон Корен и «лишний» человек Лаевский – им, как альтернативу, противопоставляет Чехов дьякона.
В этом рассказе Чехов собрал основные типы русской литературы 19 века. А так как этот рассказ пишется в самом конце века, то все они здесь и саккумулированы
К примеру, Надежда Федоровна – всё вместе: и жертва несчастная, и сама своими руками сотворившая своё собственное падение, летящая вниз, а там будь что будет, и нежнейшее и влюбленное создание…. Это и героини Достоевского, Тургенева, Пушкина, Лермонтова…
Мне повезло, в моей профессиональной жизни было несколько встреч с чеховской прозой и драматургией. Это и наш курсовой спектакль – «Пьеса без названия» поставленный Л.А.Додиным., и «Чайка» в постановке Йонаса Вайткуса, где мне посчастливилось сыграть Тригорина, это и спектакль «Пиль» Игоря Коняева по рассказам Чехова…. Я долго выбирал, присматривался, прежде чем остановится на «Дуэли», но одно я знал точно- я хотел окунуться именно в прозу Чехова. Прозу времени «Черного монаха», «Архиерея», «Невесты» — вот сюда мне хотелось. И как-то всё сложилось.
Здесь есть еще важные для меня вещи: у Чехова нет морализаторства: делай выводы сам. И мне это глубоко близко и симпатично.
Мне кажется, что наша труппа сейчас имеет мощные силы и возможности для работы над Чеховым. Это важно. Мне кажется, что последние несколько лет серьезная литература, над которой театр работал - и Жванецкий, И Гоцци, и Пастернак, и Солженицын, и Шекспир, и Гончаров – задают высочайшую планку. Это хорошо, что мы работаем с такого уровня литературой. И уверен, впереди у нас и Бунин, и Тургенев….