Мы с вами, к сожалению, не знаем огромного количества российских художников прошлого. Нам известны лишь некоторые, скажем так, наиболее раскрученные мастера - мы смотрим на портреты, которые они создавали, и только по ним представляем и людей прошлого, и уровень мастерства отечественных живописцев.
Но дело в том, что художников в России было достаточно много начиная с 18 века. И портреты писали он замечательные, и учились у лучших мастеров своего времени, часто и за границами... Но - забыли мы о них. И в учебниках школьных они не упоминаются, и картины их сохранились в малом количестве, и представлены в провинциальных музеях, и как бы их и не было, получается...
Сегодня я решила эту несправедливость частично устранить, и напомнить вам о творчестве поистине удивительного, я бы даже сказала - стоящего особняком художника - Сергея Константиновича Зарянко (1818 - 1870 гг.)
Некоторое время назад, когда я выставила удивительно реалистичный портрет Шарля де Солье, кисти Гольбейна Младшего, кто то из комментаторов написал, что вот, не считается это высоким мастерством, когда художник создает фотографически реалистичные портреты. Мол, мастерству его больше почтения, если имеется некий свой стиль... Скажу вам - у меня твердого мнения на этот счет нет.
С одной стороны, безусловно, если бы все художники писали портреты такие, как будто человек сфотографирован - индивидуальность мастера, проявлялась бы минимально, и мы имели бы сухих фиксаторов реальности, а не творцов.
Но с другой стороны... Посмотреть на старый портрет, и не напрягая воображения увидеть практически живого человека с той стороны холста... Это многого стоит.
Поэтому - я вам сегодня покажу портреты этого мастера - а вы сами решайте, как к его творчеству относиться)
Сергей Зарянко был самородком. В историю он вошел как российский живописец, но по происхождению он - белорус. Родился он в Могилевской губернии (сейчас это место находится в Витебской области), в населенном пункте под названием Ляды. И место это очень отличалось от какого - нибудь аналогично мелкого населенного пункта в глубинке тогдашней России по той причине, что в Лядах находился крупный центр культуры еврейской общины хасидов. Там существовала даже хасидская типография, что было совершенной редкостью на территории Российской империи, куда эта местность входила.
Не знаю - отразилось ли такое соседство как - нибудь на нашем художнике и его предках - разве что прибавило трудолюбия и привнесло немного предприимчивости, но только предков этих мы застаем сперва крепостными крестьянами князей Любомирских (княжеский род был польского происхождения), а потом людьми, которые смогли как то получить себе свободу. При этом - семья не была богатой - еще очень долго основной заботой Сергея было заработать денег, чтобы поддержать свою родню.
Семья его, получив свободу, поехала в Петербург - это было в 20-е годы 19 века. Кроме Сергея у его родителей было еще как минимум три младших сына. Все сыновья в этой семье были талантливы, и все стали учиться на художников. Но до взрослого возраста дожил один Сергей - его три брата умерли совсем молодыми...
Сергей учился в гимназии, в Академии искусств, да еще и работал у князя Голицына. Большие усилия не прошли даром - юноша скоро обратил на себя внимание как талант. Однако жизнь его была очень тяжела - ему, старшему в семье, было 15 лет, когда умерла их мать. Отец быстренько женился заново - и... упорхнул в светлые дали с новой супругой, бросив детей и оставив после себя много долгов. Сергею, как старшему, достались многочисленные братья и сестры, которых надо было содержать и ставить на ноги - и всю жизнь он нес на себе этот крест - ответственности за их судьбы.
При этом знаменательно вот что - художник был почти слепым.
Он страдал от болезни глаз - большая подлость мироздания, при том таланте, которым оно его наградило. И одно время совершенно ослеп. Однако потом один глаз удалось восстановить, а второй так больше никогда и не видел. Несмотря на это художник продолжал работать, и никогда не носил очки.
Зарянко первоначально писал интерьеры - и достиг в этом огромного мастерства. Расписывал храмы - это, по всей видимости, в те времена была стандартная подработка для художников. Он получил звание академика живописи и преподавал в некоторых второстепенных учебных заведениях. Но с конца 40-х годов художник постепенно переключается на портреты. По всей видимости, это было более выгодно с материальной точки зрения - а в деньгах он очень нуждался всегда. Благодаря своей манере письма он сразу становится очень популярен. У него была большая клиентура, в том числе из императорской семьи.
Но вырваться из нищеты ему не удалось - она преследовала его пожизненно. Устроив, наконец, жизнь уцелевших братьев и сестер, он женился, и они с супругой родили троих детей. Казалось бы - можно вздохнуть относительно свободно... Но здесь ему на шею подсела обедневшая родня его жены...
Не выдержав постоянного груза ответственности, Сергей Зарянко умер внезапно, в возрасте 52 - х лет, от разрыва сердца. Его семья, несмотря на все его старания, осталась буквально в нищете...
Такая вот печальная жизнь талантливого, но рядового художника.
А сейчас смотрим его работы... и делаем скидку на отечественного качества репродукции. Не знаю, в чем проблема, но на картины иностранных мастеров найти нормальную репродукцию - с четкой детализацией и естественной цветопередачей обычно промлем не возникает. Однако представить во всей красе отечественного художника можно только в том случае, если его работы были продемонстрированы опять - таки в иностранных источниках. У нас же если выкладывают репродукции картин, то кажется, сканируют их с древних топорных книжных иллюстраций...
Работы не подписываю. Все эти указания типа ... портрет помещицы Самойловой... все равно ни о чем не говорят. А возни очень много. Уж простите. Просто смотрим на живые лица соотечественников, которых давно забыли даже их собственные потомки... Здесь они - живые, бодрые, и смотрят на вас в ответ!