Начало 1 части тут.
Так как я не работала в школе, мне необходимо было проходить там практику. Какая же учёба без практики? Решила сходить в местную школу и договориться по этому поводу. Когда я шла по школьному коридору, зазвенел звонок, началась перемена. Мне показалось, что произошло землетрясение: топот ног, крики, свист, задрожал пол и стены, зазвенели стёкла. По спине поползли мурашки, я забыла всё это, отвыкла. Привыкну ли? Директор, мужчина пожилого возраста, обрадовал меня, предложив с сентября заняться преподавательской деятельностью, не по-нарошку, а на самом деле. Учитель биологии уходила в декретный отпуск.
Я испугалась, директор напутствовал меня латинской пословицей:
-Кузнецом становятся куя.
И началась моя педагогическая деятельность. Правда, из госпиталя я не уволилась, педнагрузка была невелика, да и работа временная. Совмещать же две работы и учёбу оказалось непросто. Стала я преподавать ботанику в шестом классе, там училась моя Доченька и зоологию в седьмом. На первом же уроке, в кабинете биологии, ученики седьмого класса «обмолотили» большой сноп пшеницы, который приготовили для выставки.
Этот сноп лежал у стены, сразу за входной дверью. Я так волновалась, что ничего не заметила, я не видела, как они это сделали. Просто, когда закончился урок, то солома лежала сверху, а «выставочные» зёрна внизу.
Шестой, седьмой класс, это подростки, которым школа и на фиг не нужна. На уроке они делают всё, чтобы не учиться, чтобы не спросили: нарушают дисциплину, задают глупые и каверзные вопросы, издают неприличные звуки. Начинающий учитель должен, в первую очередь, научиться владеть аудиторией и владеть собой. Не дай бог сорваться на крик, крик это признак бессилия. Эти маленькие садисты видят тебя насквозь. Учитель должен быть первоклассным артистом, всегда хорошо выглядеть и знать материал гораздо шире школьного учебника. Всегда найдётся эрудит, который будет стараться выставить тебя в неприглядном свете:
-Ха, училка, сама не знает, а учить пришла.
Каждый урок, как бой, выиграешь - готовься к следующему, нельзя расслабляться. Если даже заслужишь уважения или станешь авторитетом, легче не будет, марку надобно держать всегда. Я надеялась, что стану учителем, отдохну. Чёрта с два! С каждого урока я выползала совершенно измочаленной, ноги подкашивались, а эти бесенята неслись мимо, как индейцы, в состоянии войны, улюлюкая и завывая, предвкушая сладость победы, над новой жертвой педагогики. Несколько облегчал мою задачу опыт, приобретённый в прежней жизни: житейский и опыт просветительской деятельности, во время работы на селе.
Много раз убеждалась, что всё пережитое, рано или поздно, может пригодиться.
Основная работа учителя это не провести занятие, а подготовиться к нему. Готовишься, конечно, дома, когда все домашние уже спят, то есть ночью. Чем дольше и лучше готовишься, тем легче работать на уроке.
Урок длится 45 минут, за это время необходимо: организовать опрос учеников, с проверкой домашнего задания, изучить новый материал, закрепить его, дать домашнее задание и объяснить способ его выполнения. Высшим пилотажем считается, когда учитель произносит фразу, что урок закончен и звенит звонок. Каждый урок это новая ситуация, учитель должен быть мобильным, уметь мгновенно перестраиваться, иначе всё смажется и цель не будет достигнута.
Школу ненавидят все: чиновники от образования, ученики, педагоги, родители и воспринимают её как повинность, которую надобно исполнить. За первые два месяца я научилась выделять из общей массы лица, потом стала за ними внимательно наблюдать, практикуя самостоятельные работы. Сделала первый вывод, что дети ведут себя точь-в-точь, как их родители.
Городок небольшой и, как в деревне, мы знали многое о семьях. Полностью подтверждался постулат о том, что воспитывается дитяти в семье, в школе ничего, ничего уже сделать невозможно.
Через несколько дней после начала занятий на урок пришёл директор, дал несколько полезных советов и сказал, что из меня получится хороший учитель. Как он это определил, мне до сих пор непонятно, но он оказался прав. Мне этот педагогический садомазохизм начинал нравиться.
Советская школа представляла собой огромный полигон для коммунистического воспитания подрастающего поколения. Учёба это труд, и учиться принуждали всегда, жестоко наказывая за лень. Система А.Макаренко работала, потому что его шпана знала,что у Антона имеется пистолет, ему разрешено стрелять, если он сочтёт это необходимым.
В советской школе применялись «идеологические розги». «Красная пропаганда» превзошла самоё себя: клятвы ритуалы, традиции, форма, лозунги, плакаты, стенные газеты, пионеры, комсомольцы, собрания, слёты, таким образом, формировалось общественное мнение.
Самое страшное – общественное порицание: не приняли в пионеры, сняли галстук, вывели из совета дружины, просмеяли в стенгазете, ты изгой.
Всем писали характеристики, если не соответствуешь в школе, будущее твоё печально, этот след потянется за тобой во взрослую жизнь. Самое страшное, что такое воспитание давало обратный эффект. Царившее лицемерие нравственно растлевало ещё несформировавшиеся личности, учило притворству. Школа, армия, другие общественные институты, как зеркало, отражают жизнь общества. Моральный Кодекс строителя коммунизма стал верхом цинизма. Общество призывало жить по законам божьим, в эпоху всеобщего атеизма.
«Возлюби ближнего своего как самого себя» - заповедь божья.
«Человек человеку друг, товарищ и брат» - Моральный Кодекс.
С этим поспорить невозможно, это основа основ существования человечества.
Потом, это время назвали эпохой застоя. Мы не топтались на месте, мы катились к чёртовой матери. А в школе звучал горн, били барабаны, на линейках звучал призыв:
-Пионеры, к борьбе за дело коммунистической партии, будьте готовы!
-Всегда готовы!
Все врали, всеобщее враньё порождает нравственное растление. В то время, при таком гнёте, в советской школе, наблюдались явления далёкие от Морального Кодекса: мальчик положил руку девочки под крышку канализационного люка и наступил на него, принуждая к «дружбе», руку девочки еле удалось спасти; мама обнаружила у дочери аккуратно обшитое нитками отверстие в трусиках, напротив влагалища, девочка долго отпиралась, но под напором, созналась, что отверстие для удобства сексуальных контактов с мальчиками в туалете, подъезде, чтобы трусики не снимать (всегда готова!); трое старших школьников изнасиловали одноклассницу, та забеременела, поставив их перед фактом, пригрозила подать заявление в милицию, если кто-нибудь из них не женится на ней, парни бросили жребий, кому он выпал, получив от отца по полной, женился. Оба родителя ещё учились в школе, когда родился ребёнок. Эти дети росли в «благополучных» семьях, их родители закатывали глаза и ломали руки и не могли понять, что же случилось с их чадами.