Добрый день, уважаемые читатели! В предыдущих статьях мы увидели, как чай появился в России и как он стал национальным русским напитком. Сегодня поговорим о том, как российская чайная торговля окрепла и вышла на международный уровень.
После смерти Василия Перлова в 1869 году созданную им семейную фирму унаследовали сыновья, купцы первой гильдии Семен и Сергей. Но через десять лет умер старший брат Семён, а его доля в семейном предприятии перешла к сыновьям - Василию, Ивану и Николаю, не очень ладившим с дядей.
Однако первоначально в рамках общего торгового дома каждый нашел свою нишу – Сергей сосредоточился на внутренней торговле, а братья Семёновичи развивали зарубежную. Так, благодаря их стараниям, а особенно старшего из братьев, Василия, в 1881 году открылся первый российский фирменный чайный магазин в столице Австро-Венгрии Вене.
В 1887 году к вековому юбилею фирмы всем Перловым Александром III было пожаловано потомственное дворянство с формулировкой: «Во внимание к столетней деятельности рода Перловых на поприще торговли и в воздаяние их заслуг». При этом они получили и фамильный герб, на котором, естественно, были чайный куст и крупные жемчужины (перлы), а также девиз «Честь в труде».
Кроме того, Перловым было присвоено звание поставщиков императорского двора. Наряду с этим они удостоились почетного звания поставщиков дворов императора Австро-Венгрии, короля Румынии, князя Черногории и Великого Герцога Нассау.
В связи с этим чаеторговцы получили разрешение размещать на фирменных этикетках изображение государственного герба – своеобразного знака качества дореволюционной России.
Когда отгремели торжества, противоречия в семье выплеснулись наружу и привели к расколу единого дела. В 1891 году Сергей Васильевич вышел из состава отцовской фирмы, где заправляли его племянники, и создал свою «Товарищество чайной торговли «Сергей Васильевич Перлов и Ко».
А за племянниками осталось не только историческое название дедовской фирмы, но и его дом, где размещались чаеразвесочная фабрика и центральный магазин. С удвоенной энергией они продолжили расширение торговли как в России, так и в Европе.
Особенно обострилась конкуренция между дядей и тремя племянниками в 1896 году, когда в Москву на коронацию Николая II прибыл Чрезвычайный посол и канцлер Китайской империи Ли Хунчжан. "На полях" коронации он решал важные политические и экономические вопросы – подписание Российско-китайского союзного договора и строительство в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги.
Все Перловы рассчитывали получить с помощью высокого китайского гостя новые выгодные контракты на поставку чая, поэтому зазывали его каждый в свой чайный дом.
Для привлечения гостя из Поднебесной Сергей Перлов решил перестроить здание на Мясницкой в китайском стиле. Фасад был украшен драконами, змеями, фонариками и зонтиками. Интерьер также был стилизован под восточное убранство. Семеновичи же не стали напрягаться, и просто задрапировали свое здание шелком, бумажными фонариками и китайскими растениями.
Парадоксально, но китайский дипломат в итоге выбрал их торговый дом с менее богатым убранством, но с более богатой историей. Они и получили лучшие контракты. Однако и дядя не прогадал: дом в китайском стиле стал любимым чайным магазином москвичей и до сих пор служит по назначению. Удивительно, что даже в советские годы он был главным специализированным магазином «Чай-Кофе».
Уже в современной России правнучка Сергея Перлова воссоздала компанию «Перловы и К» и восстановила исторический облик здания и его интерьеры. Интересно, что одним из поставщиков чая для её магазина стала родственница Ли Хуньчжана, того самого китайца, ради которого и перестроили дом. Так замкнулось кольцо истории, в которой всегда есть место чаю.
Спасибо за Ваши лайки и подписки!)