Биография Джона Фредриксена. Прошел путь от курьера до крупнейшего в мире судовладельца, создал компанию SeaDrill, предоставляющую услуги по глубоководному бурению для нефтегазовой отрасли, и Marine Harvest — одного из лидеров рынка морепродуктов. Несмотря на то, что отдельные части его империи в последнее десятилетие переживают не лучшие времена, состояние Фредриксена составляет $9,7 млрд.
Ранние годы Джона Фредриксена. Первый бизнес
Джон Фредриксен родился в Норвегии в 1944 году. Его отец был сварщиком, а мать — управляющей в столовой. Жили они в Эттерстаде — одном из пригородов Осло. Детство является одной из наименее освещенных частей биографии Джона. Известно, что Фредриксен рано заинтересовался судоходством. Это не удивительно — Норвегия традиционно морская страна.
Фредриксен начал работать в 16 лет в качестве посыльного в брокерской компании Blehr & Tenvig, занимавшейся фрахтованием кораблей для перевозок рыбы. Джон хорошо себя зарекомендовал и вскоре получил повышение до судового брокера.
В 1964 году ему предложили эту же должность в международной судоброкерской компании Fjell Navigation. Фредриксен получил назначение в Канаду. С работой он справлялся успешно, но условия ему не подходили.
Через шесть месяцев он потребовал перевода в другой филиал и переехал в Нью-Йорк. В местном отделении компании дела у Фредриксена пошли лучше: у него сложились доверительные отношения с руководством, он получил свободу действий и мог рассчитывать на комиссии со сделок.
В Нью-Йорке он проработал год, а затем вернулся в Осло, где устроился на аналогичную должность в A.O. Anderson. В 1968 году он сменил Норвегию на Сингапур, где работал в филиале Wallem & Co. Здесь он впервые начал заниматься транспортировкой нефти.
В сингапурском филиале Wallem & Co он проработал почти два года и даже какое-то время его возглавлял. В 1969 году филиал сменил владельца, а Фредриксен оставил должность. Международная брокерская карьера сильно помогла ему в будущем. Фредриксен приобрел опыт и широкий круг знакомств.
Он вновь вернулся в Осло, где начал работу в Anco Tanker Service в качестве танкерного брокера. В компании он ценился как талантливый специалист, умеющий действовать решительно. Осенью 1973 года он основал свою первую компанию — Northern Shipping.
Говоря о Фредриксене на начальном этапе его карьеры, важно отметить, что он, в отличие от других предпринимателей в своей отрасли, никогда не любил корабли. Они были для него лишь средством заработка, и он не испытывал к ним никакой привязанности. Фредриксен длительное время скрывал, что владеет собственными кораблями, и проследить истоки его судоходной империи довольно сложно.
В 1973 году страны ОПЕК объявили нефтяное эмбарго США и странам Западной Европы за то, что те приняли сторону Израиля в конфликте с коалицией арабских стран.
На владельцев танкерных флотов это оказало негативное влияние. Часть из них обанкротилась, танкеры простаивали в портах, и перспективы компании выглядели мрачно. У Фредриксена на тот момент были связи на Ближнем Востоке и деньги, чтобы извлечь из подобных сложных условий прибыль.
Используя имеющиеся возможности, Фредриксен начал брать танкеры в аренду, транспортировал нефть и зарабатывал, в то время как другие теряли деньги.
В начале 80-х годов рынок оказался перенасыщен судами всех видов, что привело к банкротству компаний и переходу их кораблей под контроль банков.
В этот период Фредриксен использовал рыночные условия для консолидации под своим контролем танкерного флота стоимостью $1,5 млрд. Предприниматель продолжал находиться в тени и утверждал, что является лишь агентом неназванных инвесторов и не владеет кораблями. Действовать так принуждали обстоятельства: он перевозил нефть в «горячих точках» и сотрудничал с теневыми торговцами.
В 1980 году началась ирано-иракская война. Это усложнило торговлю иранской нефтью с другими странами. Иран больше не мог поставлять нефть в Сирию по трубопроводу, что влекло за собой крупные финансовые потери. Фредриксен в ситуации не растерялся и предложил свою помощь Ирану и Сирии.
Он стал одним из немногих экспортеров нефти из Ирана в период войны, длившейся в течение восьми лет. Оценив деятельность норвежского судоходного магната, иракский лидер Саддам Хуссейн отдал указ авиации бомбить танкеры Фредриксена. Обошлось без крупных жертв, хотя, по утверждению самого Фредриксена, иракские ракеты попадали в его танкеры трижды.
В 1986 году Фредриксен впервые объявил себя судовладельцем.
Приобретение Frontline. Расширение судоходного бизнеса
В начале 90-х годов Фредриксен всё ещё считался неоднозначным частным владельцем танкеров. Несмотря на наличие крупного флота, нефтяные компании недооценивали его, считая предпринимателя одним из нескольких судовладельцев, сумевших приобрести танкеры в период кризиса и теперь являющихся послушными фигурами в их руках. Вероятен был сценарий, по которому флот Фредриксена в конце концов устарел бы, и империя развалилась.
Но до этого не дошло. Фредриксен разбирался в бизнесе, в котором работал, и вскоре сам заявил о том, что построенные в 70-е годы танкеры устарели, а потому должны быть заменены.
Строить флот самостоятельно предприниматель не пожелал и начал скупать их у других. Одним из самых крупных его приобретений стала шведская компания Frontline. Он купил её в 1996 году за $55 млн. Став главным акционером компании, Фредриксен превратил её в крупнейшего владельца танкеров в мире.
В 1997 году за $132 млн была приобретена компания London & Overseas Freighters. Она переживала не лучшие времена, а потому Фредриксен предпочел объединить ее с Frontline. Новая компания была зарегистрирована на Бермудах и сохранила название Frontline.