Выбор лучших игр года для любого издания - это лакмусовая бумажка о том, что они больше всего ценят в играх. Но игрожур люди специфичные, поэтому их мнение редко сходится с игроками, кроме моментов, когда лучшей игрой года выбирается очевидный самый популярный хит.
А еще всегда есть сообщества людей со специфичными интересами. Очевидно, что для любителей глобальных стратегий лучшей игрой прошедшего года была Crusader Kings 3. Новая часть серии, которая приятно обновила один из флагманов Paradox.
Сам люблю эту игру, но считаю, что сейчас она далека от идеала. Да и сравнивать ее уместней с играми сервисами. Потому что сейчас она такая, но в следующем году станет еще лучше. Не называть по такой же логике ее лучшей игрой в течение следующих десяти лет.
- Crusader Kings 3. Объясняет человек, наигравший во вторую часть сотни часов
Когда я вспоминаю и анализирую все, что было крутого в плане игр за год, то у меня тоже специфичные критерии отбора. Мне кажется, что игрой года всегда должна быть самая дерзкая, яркая и крутая игра. А не просто хорошая, вылизанная и скучная, повторяющее то, что мы уже видели сотни раз, просто в лучшем исполнении.
Такой игрой когда-то был перезапуск Doom. Игра реально всколыхнула, перезапустив весь жанр олдскульных шутеров, показав, что они могут быть современными и интересными до сих пор. При этом выглядела шикарно, атмосферная и с запоминающейся музыкой на века.
Новый DOOM Eternal уже таким не кажется. Визуально игра стала цветастее, потеряв атмосферу в угоду функционалу и яркости. Геймплей изменили, но не в самую лучшую сторону, сделав игру более аркадной.
Многим понравилось, но многим и "не зашло". Добавили сюжет, который объединяет ЛОР всех игр вместе, но во время прохождение выглядит как полная глупость. Хорошая игра, но теперь только для любителей жанра, который для меня начался и закончился на предыдущем Doom.
Где-то рядом новый Serious Sam 4: Planet Badass. Игра, с одной стороны вернула старое доброе ощущение от крутых шутеров, которое растерял новый Doom, став более аркадным. С другой стороны, игра провальная и смешная абсолютно во всем.
Три ярких развлечения на карантине
Другая игра, которую больше всего хвалили в период карантина - Animal Crossing: New Horizons. Даже часто называли ее лучшей игрой года, что удивительно. Игра достаточно специфичная, всегда была на любителя. Но в этом году открыла себя заново множеству людей в стрессе. Я тоже наиграл несколько десятков часов в эту игру. Мне она понравилась, но буду честным - некоторые инди из Steam, которые ее копируют, могут быть намного интересней оригинала.
Называть такую специфичную игру лучшей в году - будет всего лишь данью мимолетной моде. Даже не уверен, что это лучшая часть серии Animal Crossing. Хотя теперь самая популярная и известная.
Из других открытий во время карантина - Among Us. Яркая инди-игра, сделанная на коленке, которая перенесла атмосферу живой настольной мафии в интернет. Но случайное стечение обстоятельств дало ей шанс. Игра взлетела по популярности в небеса. Не могу как-то быть против этого, в искусстве всегда самое важное - это попадание в контекст.
Но меня удивляет, когда ее называют игрой года. Это же чистая игра сервис, которую нельзя сравнивать с обычными одиночными играми. С тем же успехом можно было называть World of Warcrfaft лучшей игрой года десять лет подряд.
А еще оказалось, что никто не играл и не слышал про древнюю игру Space Station 13, по сравнению с которой Among Us поделка для детей. Это старая хардкорная инди, которая посвященная этой же теме, но с огромным количеством возможностей (примитивной графикой и непонятным управлением). Если вы олдскульный хардкорный игрок, то обязательно попробуйте.
Fall Guys - еще один яркий пример сочного инди, которое взлетело во время карантина. Прямо тренд года - побеждают яркие, веселые и добрые сетевые игры. А тут еще и модная приставка "королевская битва", которые сегодня добавляют к любой игре на выбывание. Игра в первые пару дней очень залипательная, в ней кажется приятным и естественным абсолютно все. От клоунских костюмов до состязаний, похожих на японские ТВ-шоу.
Но не знаю насколько вас в ней задержало, меня хватило только на пару дней. Потом яркое удовольствие от первого знакомства проходит, глаз замыливается и остается только геймплей. А он здесь не самый глубокий и интересный. Хотя наверное, если ее до сих пор обновляют, то можно попробовать еще раз поиграть этой холодной зимой.
Почти идеальная игра для грустного скучающего человека на карантине, как Animal Crossing и Among Us. Но в остальных случаях быстро надоедает.
Лучшее инди
Другое открытие года, особенно для любителей инди - игра Hades. Шикарный рогалик, интересный и стильный. Мне особенно понравилось то, как в игре преподнесли сюжет. Это действительно что-то новое, когда в рогалик добавляют сквозной сюжет, которые не повторяется, а продолжается с каждым прохождением. Решение простое и элегантное. Даже не понимаю, почему до такого додумались только сейчас.
Но в остальном игра показалась мне обычной. Такой хорошей обычной инди-игрой со своими особенностями, которых выходят десятки в год. Но, видимо, на фоне остальных игр в этом году этого стало достаточно, чтобы неоднократно становится лучшей игрой года.
Другие инди:
Kentucky Route Zero - инди-игра, которая выходила по эпизодам почти десять лет. Ее много хвалят, но мало кто в нее играет. Совсем про нее забыл за все эти годы, только случайно узнал, что она вышла до конца.
Ori and the Will of the Wisps - продолжение безумно красивой инди-игры.
Spelunky 2 - продолжение культовой игры. В свое время пытался пройти первую часть. Не получилась, она меня полностью сломала, и, с тех пор становится плохо каждый раз, когда вижу любую из этих игр.
VR еще живой
Многие считают, что самая инновационная игра года - это Half-life: Alyx. В этом есть доля правды. Из всех остальных громких проектов, она единственная для VR. Продолжение того самого Half-life, который ждали годами, но видимо начали забывать. Все механики оригинала в игре изменены для виртуальной реальности, все заточено под нее. Я пытался предсказывать, какой игра получится. И у меня это во многом получилось.
Но игра впечатляла больше всего людей на ютубе. Никакого бума продаж VR-шлемов не случилось. Но зато на VR есть теперь хотя бы один большой атмосферный проект, на который приятно смотреть. Хотя честно скажу, что несмотря на весь этот напускной шум, намного больше времени в VR я провел играя в SuperHot и BeatSaber. Потому что шума от игры много, а на деле геймплей в ней ничем не выделяется. Только красота и атмосфера.
Разочарование
Одно из главных разочарований года - это Assassin's Creed: «Вальгалла». Хорошая игра, наверное. Впервые за долгое время решил вернуться в серии ассасинов, которую я когда-то любил. И нашел в ней все те же самые недостатки, которые не исправили за эти пол десятилетия моего отсутствия. Это разочарование так меня впечатлило, что я попытался проанализировать, в чем проблема. Потому что каждый раз начинается интересно, но потом как всегда.
- Почему я ненавижу серию Assassin's Creed
Игры, достойные упоминания:
Genshin Impact - очередная ММО мобильная доилка игроков. Неважно в какой формат на этот раз облекут эту идею, основа всегда остается одинаково ужасной.
Mafia: Definitive Edition - это ремейк. Ремейки игр это круто, но не самостоятельно.
Demon's Souls Remake - снова ремейк.
Final Fantasy VII Remake - одна из самых интересных игр года, которая получила противоречивые оценки. Одним ремейк понравился, другим он показался кастрированным и жалким. Не прошел в свое время оригинал, поэтому полноценно оценить не могу.
Yakuza: Like a Dragon - специфичная серия, с которой я не знаком.
Snowrunner - игра про большие машины в грязи. Слишком специфично даже для меня, хотя говорят, что очень залипательно.
Microsoft Flight Simulator - симулятор полета над любой точкой мира. Даже дворец в Геленджике там есть.
Desperados III - по отзывам друзей, которым я доверяю, одна из лучших тактик последних лет. Сам еще не играл, не дошли руки.
Эксклюзивы Sony
Главное ощущение, которое возникает, когда читаешь игровые новости, что это был год торжества Sony. Все их игры называют лучшими, бьют рекорды продаж. И вот мне становится немного не по себе от такого.
Потому что раньше у Sony всегда были действительно крутые эксклюзивы. Интересные, необычные и крутые. Кодзима и Кейдж придавали их играм статус особенных, потому что там было то, чего больше нигде не найти. А сейчас есть Ghost of Tsushima - скучная игра от Sony. Больших игр сейчас мало, только поэтому такая серость сейчас становится популярной.
Даже не представляю, что надо иметь в голове, чтобы называть это лучшей игрой года. А таких англоязычных изданий были десятки. Что это, если не рекламные контракты Sony - я не знаю.
Даже The Last of Us Part II лучше во всем. Потому что игра отполированная и красивая, хоть и бесконечно предсказуемая.
The Last of Us - это как символ последних двух поколений консолей. Старая графика, которую преобразили прекрасным арт-дизайном. Классический консольный геймплей состоящий из бесконечных прилипаний к стенам. Который не меняется уже десять лет и сидит у меня в печенке. Как тогда он был скучен, так и сейчас остается таким же.
Даже сюжет, эмоциональная подоплека и нарратив, который хвалят, оказался пережатой выжимкой из голливудских соплей прошлого десятилетия. Если некоторые игры пытаются идти вперед, делать новое искусство, то эта игра все еще пытается быть похожей на кинофильмы прошлого века.
Но я понимаю, почему большинство игровых изданий называют эту игру лучшей в году. Для них она символ всего, что они любят. Однотипный консольный геймплей и тоскливый сюжет из голливудского кино.
Игра года, вокруг которой вертелось всё
Cyberpunk 2077 - это игра года во всех смыслах этого слова. Ее ожидание только чего стоило. Первая буря после запуска. Все обсуждали ее, ругались со всех сторон. Самая дерзкая и самая амбициозная.
Пока все остальные большие игры утопали в бесконечном самоповторе, то эта игра пыталась сделать больше, чем ей положено. И у нее это получилось, пусть только частично. Можно ругаться на баги, но каждый из этих багов в итоге оказался багом года. Да и если быть объективным, то внимание этому было уделено чересчур много.
Например, Вальгалла спустя два месяца после релиза все еще постоянно вылетала. После первых рецензий сразу усложнили получение опыта и добавили больше микроплатежей. Но об этом все молчат в тряпочку. На этом фоне Киберпанк, который у меня вылетел за все время всего один раз, кажется эталоном работы над ошибками.
Но я уже слишком много написал о Cyberpunk 2077, больше повторяться не буду. Просто это лучшая игра 2020 года и, возможно, ближайших лет. Круче только Disco Elysium на русском языке.
- Подробный обзор Cyberpunk 2077. Какой игра получилась на самом деле и почему это Vampire: The Masquerade версии 2.0