Найти в Дзене

Смотрю мировое кино за ВСЕ годы: 1895, Зарождение

Оглавление

Мое почтение!

Читатели! Этой статьей я объявляю масштабный проект, целью которого является увидеть своими глазами рождение мирового кино, его развитие. От первого киносеанса до наших дней.

Это эксперимент, в котором я буду смотреть по 10 главных фильмов года, начиная с 1895-ого. Помимо кратких кино-справок, я собираю самые интересные и ценные факты, связанные с миром кинематографа.

Его цель: увидеть своими глазами, как развивался жанр, кем были его первооткрыватели, о чем были первые фильмы, в какую сторону двигалось производство и где оно теперь. И все это показать читателям: сами фильмы, факты о них и краткую справку.

Блог будет полезен тем, кто хочет познакомиться с миром кино. А также тем, кто обожает историю, искусство, и все, что с этим связано. Идея поработать над чем-то подобным давно приходила мне в голову, но я боялся садиться за ее реализацию.

Теперь же, собравшись с силами, мне хочется начать. И я очень надеюсь на ваш отклик, поддержку и интерес: ставьте палец вверх статье, подписывайтесь на канал и присоединяйтесь к обсуждению материалов в комментариях. Делитесь статьями с друзьями, на своих страницах, в своих блогах, если хотите увидеть развитие проекта. Эти действия – двигатель прогресса.

Что касается книжной тематики – она остается основной на канале.

Ну, начнем!

1895

С Днем рождения, кино! И это официально. Несмотря на то, что до 1895-ого года фильмы уже во многих странах снимались, эту дату все же принято считать рождением кинематографа. Судьбу события решили деньги: платные сеансы братьев Люмьер были самыми успешными и популярными. Именно о киносеансах братьев впервые заговорили во всем мире.

Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота

  • Страна-производитель: Франция
  • Режиссеры: Огюст Люмьер, Луи Люмьер
  • Оценка Кинопоиска: 8,1

Первым наблюдаю фильм братьев Люмьер «Прибытие на вокзал города Ла-Сьота», снятый в 1895-ом году. Люди стоят на перроне, ожидая прибытия поезда. Поезд прибывает, начинается посадка и высадка пассажиров, некоторые из которых удивленно смотрят на кинокамеру. Слышал легенду, что когда этот фильм впервые показали перед зрителями, те в страхе начали выбегать из зала, боясь, что поезд настоящий. В 1896-ом году на премьере фильма даже Горький побывал! Он описал свои впечатления таким образом:

«Вчера я побывал в царстве теней, и вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока»

Оказывается, и версий существует несколько, которые разными годами датируются! И определить, какая была первее – сложный вопрос.

А еще совсем недавно фильм отреставрировали и перевели в HD качество. Предлагаю посмотреть:

Выход рабочих с фабрики «Люмьер»

  • Страна-производитель: Франция
  • Режиссер: Луи Люмьер
  • Оценка Кинопоиска: 7,1

Чувствую некоторую неловкость и волнение, глядя на фильмы, которым больше 120-ти лет. В кадре снова много людей, все они выходят из дверей фабрики. Первыми выходят женщины – их настолько много, что поначалу кажется, будто бы мужчин там совсем нет. Но потом, один за другим, мужчины заполняют кадр. И чем дальше – тем больше забавностей! Сначала девушка играючи дергает другую за подол платья, затем выбегает собака, от которой бежит мужчина в фартуке, а другой гонит собаку велосипедом, мужчины в пиджаках толкаются и жестикулируют, некоторые идут под ручку, потом – двое, нет, трое, четверо верхом на велосипедах! И двери начинают закрываться, но съемка завершается.

Говорят, что это исторически первый фильм, показанный на большом экране. А еще говорят, что с этим можно спорить и вообще разобраться в этом вопросе – непросто. И здесь тоже версий несколько существует! И какую я посмотрел?..

Решил отыскать все. Вывод: та, что описал первой – любимая. Хотя на других тоже есть и велосипеды, и собаки. Даже лошади!

Все три версии фильма:

Политый поливальщик

  • Страна-производитель: Франция
  • Режиссеры: Луи Люмьер
  • Оценка Кинопоиска: 7,7

Возможно! Возможно, это первая комедия в истории кинематографа, но это не точно. По крайней мере, это точно первая картина, в которой есть сюжет. Ну, из тех, что я смотрел за 1895-ый. Говорят даже, что для продвижения этого фильма впервые был создан киноплакат! И версий у фильма, как и у предыдущих, три.

Первый киноплакат, выполненный художницей Марселиной Озоль. Источник: Film.ru
Первый киноплакат, выполненный художницей Марселиной Озоль. Источник: Film.ru

В версии, которую смотрел я, садовник в фартуке и с эпическими усами поливает не пойми что – это за кадром. Сзади подбирается мальчонок и наступает на шланг. Вода перестает течь, усач не понимает в чем дело, смотрит в дуло шланга, и в момент теряет шляпу – ее уносит неожиданной струей воды! Для шутника выходка заканчивается пендалем, но этого садовнику мало – он хватает шланг и поливает озорника.

В этом же фильме и первые актеры появляются: Жан-Франсуа Клер – садовник поместья Люмьер, шутника – Бенуа Дюваль, сын слуги. Думаю, пояснять кто кого сыграл, не нужно. А на создание фильма Луи вдохновила гравюра знаменитого в те годы художника – Германа Фогеля.

Сюжет и актеры позволили обрести известность и значимость картине, фильм называют «зародышем» комедии и жанра художественного фильма в целом.

Казнь Марии Шотландской

  • Страна-производитель: США
  • Режиссеры: Альфред Кларк
  • Оценка Кинопоиска: 6,9

Значит, сюжет такой: молодая девушка подходит к плахе, вокруг – дворяне и стражники, кладет голову, палач с топором замахивается и… ну, отсекает девушке голову. Жуть? И я так думаю! Я когда прочитал описание, действительно задумался, надо ли это смотреть вообще. Но все оказалось чуть проще: тут дело в том, что передо мной, возможно, первый в мире спецэффект. Склейка. Стоп-кадр. Сейчас это, конечно, сразу же бросается в глаза. Но в те-то годы люди поверили!

Перед тем, как опустить топор, девушку заменили на манекен. Продюсером постановочного «ужастика» выступил Томас Эдисон. А фильм считается первым в истории, к которому привлекли профессиональных актеров. Тут и спецэффекты, и актеры. Словом, постарались!

-2

Как вам такой формат? Ставьте палец вверх, если было интересно!

В следующей части я расскажу про еще одно достижение Эдисона – первый цветной фильм! А еще про семейные кадры братьев Люмьер и не только!