Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Сегодня, в неделю по Просвещении, мы обращаемся к тому, что повествуется в святом Евангелии о Господе, сразу по принятии крещения от Иоанна Предтечи. На вчерашнем богослужении читалось об искушении Христа от диавола, которое последовало после сорока дней и ночей Его поста. Вдумаемся: если безгрешный Господь принял на Себя пост, чтобы научить повиновению божественной воле Свою человеческую природу, как можем мы с вами обойтись без поста?!
Как пишет евангелист Матфей, по истечении сорока суток Спаситель взалкал. И в это самое время к нему приступает искуситель и предлагает последовательно три испытания для разума, чувств и волеизъявления Господа.
«Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4, 3), - говорит враг рода человеческого. В силах Господа было превратить камни в хлебы, как Он некоторое время спустя превратил воду в вино. Однако Спаситель ничего не делает по совету врага и тем учит всех нас трезвомыслию. Лукавый дух почти наверняка знает, что перед ним воплотившийся Бог, который пришел, чтобы изъять из-под его власти несчастный род человеческий, потому и говорит: «если Ты Сын Божий…» Сатана хочет, чтобы Господь доказывал перед ним Свое достоинство чудесами. Но Господь не для того явился на земле, чтобы удивлять сатану. Он явился, чтобы стереть в прах главу этого древнего змия-искусителя. Поэтому и говорит: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4).
Лукавый дух, услышав слова священного Писания, тотчас использует его в своих видах. Процитировав 90-й псалом, он предлагает броситься вниз с крыла храма. Но Господь отвечает другими словами Писания: «Не искусиши Господа Бога твоего» (4, 7).
Наконец, диавол показывает Господу все царства мира и славу их, предлагая власть над ними в обмен на один лишь поклон. Но Христос отвечает вновь словами Писания: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 10).
Апостол и евангелист Иоанн Богослов, говоря о соблазнах этого мира, сводит их к трем главным – похоти плоти, похоти очей и гордости житейской. Так вот, первое искушение диавола соответствует похоти плоти, второе – гордости житейской, и третье – похоти очей.
Преодолев искушения сатаны, Спаситель в силе духа выходит на проповедь. Об этом мы слышали уже в сегодняшнем евангельском чтении. Господь оставляет Иудею, услышав, что Иоанн Креститель взят под стражу Иродом Антипой, и отправляется в Галилию, дабы исполнилось древнее пророчество Исаии: «Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящем в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 15-16).
Так проповедь Христа началась в Галилее, где еврейское население было перемешано с языческим. Здешние люди, в отличие от жителей Иудеи, меньше думали о себе как о праведниках, избранниках Божиих. Поэтому и могли воспринять наставления Господни. Кто мнит себя просвещенным, тот не возжаждет света. А вот кто видит бездну своих грехов, тот потечет к свету, как бы ни был труден этот путь.
Господь так говорит об условии духовного просвещения, отказ от которого есть собственное осуждение: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы были явны дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3, 19-21).
Эти слова произнес Господь, беседуя с одним из учителей Израилевых Никодимом. Та беседа состоялась в Иерусалиме ночью. В ней дан ответ, почему жители Иудеи, слыша проповеди Спасителя, с трудом сдерживали себя от гнева: их дела были злы. Они были отравляемы гордыней, поэтому даже внешнее их добро обращалось в зло противления Богу.
Вот причина, помимо пророчества Исаии, того, что Господь проповедовал в основном в Галилее. Все апостолы были галилеянами, кроме лишь одного жителя Иудеи – Иуды Искариота.
Какими же словами началась проповедь Спасителя? Теми же, что и проповедь Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Потому что покаяние есть необходимое условие восприятия духовного света. В крещенский сочельник мы воспевали: «Где бо имел бы свет Твой воссияти? – Токмо на сидящия во тьме, слава Тебе!»
Так что, отринув гордость, будем мыслить о себе смиренно, как о сидящих во тьме, дабы не лишиться духовного просвещения. Аминь.
Священник Сергий Карамышев