1. Любое предприятие находится и функционирует в среде или, так называемой среде бизнеса.
«Среда» или «окружение» предприятия — это совокупность всех факторов, влияющих на деятельность этого предприятия. Соответственно различают внешнюю среду и внутреннюю среду предприятия (внешнюю и внутреннюю среды бизнеса).
Внутренняя среда предприятия заключает в себе тот потенциал, с помощью которого предприятие существует, развивается и выживает в течение определенного промежутка времени.
К внутренней среде относят:
- часть общей среды, которая находится в рамках предприятия;
- совокупность «факторов влияния» внутри предприятия, которые непосредственно подконтрольны предприятию.
Внешняя среда помогает поддерживать внутренний потенциал предприятия на должном уровне. Предприятие постоянно взаимодействует с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания и дальнейшего развития.
К внешней среде бизнеса относят:
- сферу, в которой предприятие осуществляет свою деятельность;
- совокупность «факторов влияния» вне предприятия, на которые само предприятие не может влиять непосредственно.
Внешняя среда слагается из микросреды и макросреды.
Микросредой называется составляющая часть маркетинговой среды фирмы, представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, поставщиками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. По характеру воздействия можно разграничить на среды прямого и косвенного воздействия.
Макросреда, это составляющая маркетинговой среды фирмы, представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера.
2. Рассмотрим ближнее окружение проекта.
Руководство предприятия - является главным источником определения цели и основных требований к проекту. Руководство предприятия обобщает отдельные требования экспертов, исходя из стратегии развития организации. К этому добавляются собственные требования руководства, например:
· * требования к результатам проекта;
· * требования к реализации проекта;
· * методика и порядок корректировки цели и требований к проекту со стороны отделов и специалистов предприятия и др.
Сфера финансов - определяет бюджетные рамки проекта с учетом калькуляции для серийного производства продукта и покрытия расходов на проект, а также способы и источники финансирования проекта.
Сфера сбыта - формирует важные требования и условия к проекту, связанные с рынком сбыта и определяемые решениями покупателей, наличием и действиями конкурентов.
Сфера производства связана с рынком средств производства и выдвигает свои специфические требования, как например:
· * рекомендации по использованию технологий и оборудования;
· * требования загрузки простаивающих участков производства;
· * отказ от определенных технологических процессов;
· * согласование требований к проекту с возможностями рынка средств производства и др.
Сфера материального обеспечения связана с рынком сырья и полуфабрикатов и формирует свои требования к проекту, вытекающие из возможности обеспечения сырьем, материалами и оборудованием по приемлемым цепам.
Сфера инфраструктуры связана с рынком услуг и различного сервиса и выдвигает свои требования к проекту и его обеспечению. Сюда относятся требования к рекламе, транспорту, связи, телекоммуникациям, информационному и различным видам инженерного и другим видам обеспечения.
Сфера очистки и утилизации промышленных отходов связана со службой и требованиями к охране окружающей среды и разумному использованию отходов производства.
Возможны и другие требования со стороны различных отделов предприятия.
В задачи руководителя проекта и его команды входят следующие функции:
· * сбор полных требований к проекту;
· * обеспечение проектной информацией всех заинтересованных участников;
· * определение возможности и степени удовлетворения требований;
· * определение формы и масштабов сбора информации о требованиях к проекту и их изменениях;
· * формирование прогноза динамики окружения проекта;
· * формирование критериев оценки приоритетов и иерархии требований: от обязательных для исполнения до "мелких пожеланий".
3. Рассмотрим дальнее окружение проекта
"Дальнее" окружение также оказывает существенное влияние на проект как через предприятие, так и непосредственно. Причем, чем крупнее масштабы проекта, тем более существенно влияние.
Основные факторы или элементы дальнего окружения, воздействующие на развитие проекта, могут быть разделены на четыре крупные группы:
· * политические и правовые;
· * экономические;
· * социальные и культурные;
· * технологические.
Они представляют части комплексного анализа среды, являются взаимосвязанными элементами.