Первая железная дорога, ориентированная на пассажирские перевозки, была построена в Англии в 1807 году. Правда, ее появление сначала никакого фурора не вызвало, поскольку потребовалось некоторое время на доводку локомотивного парка – первые паровозы не отличались надежностью, а лошадиная тяга мало чего меняла в транспорте. Но, как только появился вполне работающий локомотив, поезда заинтересовали военных.
Большинство вояк рассматривали железную дорогу как средство быстрой переброски армейских частей и организации их снабжения. А вот многомудрые французы посмотрели на проблему под иным углом и в 1826 году предложили проект бронированного поезда (по русской терминологии – блиндированного). Разработку сочли любопытной и не лишенной здравого зерна, после чего отправили на полку.
В 1848 году венгры, осаждая Вену, от нищеты придумали укреплять железнодорожные вагоны канатами и мешками с песком и использовать их как мобильные стрелковые ячейки. И этот случай можно считать первым практическим выполнением старой французской идеи. Хотя для полноценного бронепоезда венграм все же не хватало артиллерийской составляющей (хотя кто-то из историков говорит, что малокалиберная полевая пушечка там все же присутствовала).
Впервые поезд вооружили артиллерией во время гражданской войны в Америке. И воплотил эту идею в жизнь наш соотечественник, воевавший на стороне северян – полковник Иван Васильевич Турчанинов (Джон Бейзил Турчин). Он озаботился участившимися на железной дороге диверсиями южан, и для охраны магистралей создал особый поезд, который состоял из паровоза и пары открытых платформ, на которые для защиты стрелков навалили мешков с песком и установили "наполеона" - самую распространенную полевую пушку того периода.
Первый опыт оказался настолько удачным, что вскоре чудо-поезд стали привлекать не только для охраны путей, но и для набегов на вражескую территорию. На которых новое чудо-оружие производило опустошение в рядах конфедератов. Неудивительно, что подражание появилось и по другую сторону фронта. Причем южный вариант оказался технически совершеннее.
В 1862 году генерал Ли, охраняя округу Ричмонда, вдруг решил, что его противник Макклеллан имеет в своем распоряжение новейшую модель блиндированного поезда, который использует как главный козырь в предстоящем противостоянии. И отдал приказ изготовить противоядие – такой же поезд, только лучше и красивее. А поскольку совсем недавно броненосец "Виржиния", бывший когда-то "Мерримаком", совсем недурно показал себя в бою, то решили строить, широко применяя флотские наработки. Да и имя подходящее, связанное с битвой на рейде Хэмптон-Роудс, освободилось. Так появился "Сухопутный Мерримак".
За основу взяли 4-х осную платформу. Добавлять колесные тележки не стали, поскольку опасались, что возникнут сложности с прохождением кривых. На платформу установили 32-фунтовую (15-дюймовую) нарезную пушку Брука, взятую в морском арсенале. Этот монстр отличался мощью, но стрелял крайне медленно из-за традиционного несовершенного способа зарядки – со стороны дульного среза. Между тем пушку собирались использовать не для стрельбы с закрытых позиций, а в качестве средства поддержки пехоты непосредственно на поле боя. И потому решили защитить расчет от ружейного и артиллерийского огня.
На платформе соорудили подобие корабельного борта – наклонную конструкцию из дубового бруса в 457 мм толщиной. Которая явно была ориентирована на рикошет. Вдобавок дерево прикрыли несколькими слоями броневой стали общей толщиной чуть менее 300 мм. Получилась прикрытая с боков и спереди броневая рубка, открытая сверху и сзади – для вентиляции и улучшения условий работы расчета.
Это сооружение весило чрезвычайно много – около 60 тонн. К слову, тогдашний паровоз, толкавший эту махину, имел массу втрое меньшую. Поэтому подвижность сцепки обещала желать лучшего. И для защиты от фланговых атак, паровоз с платформой дополнили несколькими грузовыми платформами, одну из которых защитили хлопковыми тюками, позволявшими укрываться отборным стрелкам-снайперам. Остальные дополнительные платформы служили для перевозки боеприпасов к орудию.
Оказалось, что сухопутный расчет не справляется с морским орудием, которое требуется обслуживать в тесноте. И потому для решения проблемы привлеки моряков, имеющих нужный навык. Вообще, эта пушка из-за конструктивных особенностей носителя имела ограниченные углы горизонтальной наводки, отчего предпочитала выбирать позицию на участке пути с выраженной кривизной. Ну а мощная отдача орудия гасилась системой тросовых креплений (как и на кораблях, собственно) и колесным ходом, который тут оказался как нельзя кстати, поскольку заметно снижал нагрузку на конструкцию. Правда, четырех осей все же оказалось недостаточно, поскольку сооружение создавало сложности эксплуатационного характера.
Боевое крещение бронепоезд принял у станции Сейвидж, где от его огня погибло порядка 100 солдат янки и 30 лошадей. По итогам боя, поддержанного "Мерримаком", северяне отступили, бросив даже госпиталь, в котором находилось 2500 раненых. Ну а бронепоезд решили модернизировать, облегчив защиту и сняв боковые стенки. Непосредственно на прямой наводке его с тех пор не применяли, а использовали как орудийную платформу, работающую из глубины позиции.
Северяне подобных тяжеловесов не собирали, но идею эксплуатировали регулярно. Самый известный случай – осада Питерсберга, когда все тот же Турчин поставил 13-дюймовые мортиры на железнодорожный ход и палил из них по городу, досаждая конфедератам.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала