Найти тему
Конспекты юриста

Международное право

Оглавление

1. Понятие, сущность и предмет международного права.

Международное право (МП) – система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и определяющих их взаимные права и обязанности сверх пределов действия национального законодательства.

Предмет МП регламентирует политические, социальные и экономические отношения государств, запечатленных в международной жизни принципов, норм и обычаев, которые возникают как результат согласования государственных воль.

Сущность МП состоит в том, что оно отражает характер геостратегического партнерства на международной арене и юридически фиксирует уровень развития сотрудничества в деле обеспечения безопасности, а также в экономических, политических и других областях.

2. Понятие и виды источников международного права.

Источниками МП являются формы, в которых оно воплощается, существует.

Международно-правовой акт – порождающее международно-правовые последствия действия субъектов МП, совершенное в установленном ими порядке и зафиксированное в определенной форме, отражающий их намерение облечь результаты этого действия именно в данную форму.

Источниками МП в широком смысле, можно считать следующие международно-правовые акты:

1. Международный договор – фиксирование согласования волеизъявлений 2 или более субъектов МП, имеющее целью установить связывающее их дозволения, предписания и запреты, обеспечивающее принудительной силой государств и обличенное в форму, указывающую на то, что эти дозволения, предписания и запреты содержат описания обязательств определенных сторон в отношении друг друга. Занимает 1-е место среди основных источников МП.

2. Решения международных конференций, организаций, имеющие юридически-обязательный характер. Решения международных организаций и конференций являются источниками МП в том случае, если они согласно учредительным актам этих организаций имеют обязательный характер и содержат правила, рассчитанные на неоднократное применение, т. е. относятся к нормативным международно-правовым актам.

3. Международный обычай – форма воплощения норм МП, возникающих стихийно в практике межгосударственного общения, которая не является письменной.

Три признака международного обычая:

· всеобщность признания;

· единообразие применения;

· признание в качестве юридически-обязательного правила.

3. Понятие системы современного международного права.

Система МП – объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм МП, решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов МП.

Все упомянутые элементы системы в различных сочетаниях составляют отрасли МП. Т.е. комплексы однородных и сложившихся согласно предмету правового регулирования норм (морское право и т. д.).

Систему МП нельзя отождествлять с системой науки МП; последняя носит субъективный характер, создается различными научными школами и направлениями.

4. Соотношение международного права и внутригосударственного права.

Связь МП с внутригосударственным правом обусловлена тем, что основным субъектом МП выступает государство.

Государство одновременно является субъектом как внутренней, так и международной политики. При осуществлении международной политики государство учитывает внутригосударственные факторы, а при осуществлении внутригосударственной деятельности обязано учитывать обязательные для него нормы МП.

С одной стороны, внутреннее законодательство государства должно приниматься с учетом ратифицированных международных договоров и не противоречить им. С другой стороны, международные договоры могут быть ратифицированы только тогда, когда они соответствуют Конституции РФ. Ратифицированные международные договоры обладают высшей юридической силой. В случае противоречия любого внутреннего закона международному договору в действие вступают правила международного договора.

Выделяют следующие принципы такого взаимодействия:

· равенство правовых систем;

· единство целеполагания;

· согласованное действие международного и внутригосударственного права;

· соблюдение предписаний и международного, и внутригосударственного права.

5. Понятие и виды субъектов международного права.

Субъекты МП – участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

В настоящее время к числу субъектов МП принят относить:

· Государство – единая политическая организация общества, осуществляющая свою власть на своей территории и населении. Государство является полноправным участником международных отношений и может участвовать практически во всех видах международных отношений.

· Международные организации. Особый субъект МП, существующий в рамках международного договора между государствами, которым эти государства делегируют часть своих полномочий или осуществляющий иные функции в интересах образовавших его государств на международной арене.

· Нации. Как субъект МП рассматриваются в контексте права на самоопределение и самостоятельное развитие народа (нации). К народам, обладающим этим правом, относятся и народы, не имеющие национальных государств, а также находящиеся в колониальной зависимости.

· Псевдогосударственные образования. Относятся Ватикан и Мальтийский орден. В полном смысле слова государственными полномочиями они не обладают, но имеют определенную степень самостоятельности в решении международных вопросов, а также собственные представительства в зарубежных государствах.

· Индивиды – физические лица, которые не зависят от наличия гражданства или иных предпосылок. Они являются специфическими субъектами МП. Их возможности на международной арене весьма ограничены. Индивиды наделяются правами и свободами в рамках МП только тогда, когда это специально предусмотрено международными договорами. При этом необходимо иметь в виду, что их правосубъектность определяется ролью, которую они призваны играть в международных отношениях и связанных с ними внутригосударственных отношениях.

6. Государство – основной субъект международного права.

Государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Государство характеризуют следующими признаками, отличающими его от других организаций:

1. Наличие публичной власти:

· легальность (полученная законным путем);

· легитимность (признаваемая населением).

1. Суверенитет (верховенство и независимость государственной власти).

Верховенство государственной власти означает:

· ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;

· монопольную возможность применения таких средств воздействия, которыми не располагают другие субъекты политики;

· осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических;

· прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов, если они не соответствуют установлениями государства.

1. Территориальное деление населения.

2. Государственный аппарат – система органов государственной власти, действующих от имени государства и осуществляющих функции государства.

3. Наличие права, как регулятора общественных отношений.

4. Система налогов и сборов.

5. Монополия на правотворчество.

6. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения.

7. Монополия на официальное представительство всего общества.

8. Наличие государственных символов.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать 2 аспекта:

· то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

· то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Главной в сущности является содержательная сторона, т. к. если останавливаться только на формальной стороне, то получится, что рабовладельческое и современное государство тождественны.

Государство в качестве субъекта МП выступает не всегда, а лишь тогда, когда принимает участие в международных отношениях или реализует какие-либо внутренние функции, связанные с международными отношениями.

С точки зрения МП все государства обладают равным статусом, главное – чтобы государство было суверенным.

Отношения между государствами строятся на основе принципа суверенного равенства.

Над государствами в международных отношениях нет верховной власти, но все государства должны добросовестно выполнять свои международные обязательства.

В международных отношениях государство представлено системой органов и должностных лиц. Каждый из подразделений в пределах своей компетенции и полномочий осуществляет внешнеполитические и другие виды деятельности. В случае нарушения международно-правовых обязательств государство как субъект МП несет международно-правовую ответственность, независимо от того, каким ее органом или должностным лицом своим поведением нанесен вред международному праву.

В международных отношениях могут выступать административно-территориальные единицы и автономии унитарных государств, а также субъекты федерации.

7. Международно-правовое признание: понятие, виды, значение.

Признание – односторонний добровольный акт государства, в котором прямо или косвенно оно заявляет либо о том, что рассматривает другое государство как субъект МП и намеренно поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве или на части его территории, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории.

Обязанности признания не существует, это право государства. Признание может быть не явно выраженным, его можно усмотреть в определенных действиях государства. Брать признание назад не принято. Хотя такие случаи бывали.

В доктрине существуют 2 теории признания:

1. Конститутивная: только признание придает дестинатору признания соответствующее качество: государству – международную правосубъектность, правительству – способность представлять субъекта МП в межгосударственных отношениях.

Слабые стороны данной теории:

· неясно какое количество признаний необходимо для придания дестинатору упомянутого качества;

· государства могут существовать и вступать в те или иные контакты с другими государствами, а правительства, пришедшие к власти неконституционным путем, эффективно представлять субъекта МП и без официального признания.

1. Декларативная: признание не сообщает дестинатору соответствующего качества. А лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов.

Существует 3 формы официального признания:

· де-факто;

· де-юре;

· ad-hoc.

Оба используются при признании государств и правительств. Различие между ними заключается в объеме правовых последствий. Которые они за собой влекут для признающего и признаваемого в их взаимных отношениях, при признании де-факто объем наступающих правовых последствий уже.

Признание де-факто – выражение неуверенности в том, что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны. Может повлечь за собой установление консульских отношений, но не обязательно.

Признание де-юре – полное, окончательное, как правило, влечет за собой установление дипломатических отношений.

Признание ad-hoc – разовое временное признание. Когда такой акт носит вынужденный характер, чтобы разрешить конкретные вопросы между государствами, которые официально не признаны.

В зависимости от дестинаторов признания выделяют:

· традиционные виды признания;

· предварительные или промежуточные.

8. Правопреемство государств.

Правопреемство государств – переход прав и обязанностей в области МП от одного субъекта МП к другому.

Правопреемство в МП в 1-ю очередь касается таких субъектов, как государств и международных организаций.

Вопрос о правопреемстве встает тогда, когда одно государство прекращает свое существование, а вместо него появляются несколько независимых государств, либо когда от одного государства отделяется одно или несколько суверенных государств, либо когда ранее независимые государства объединяются в одно.

Следует различать отношения правопреемства и отношения, связанные с продолжающими существовать государствами.

Отношения правопреемства возможны лишь среди аналогичных субъектов МП.

Порядок правопреемства в отношении международных договоров урегулирован Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договора 1978 г., согласно которой правопреемство допустимо в отношении только тех международных договоров, которые соответствуют принципам и целям ООН.

Новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительного того факта. Что в момент правопреемства государств этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств.

Правопреемство в отношении государственной собственности осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношения государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

9. Правосубъектность и виды международных межправительственных организаций.

Правосубъектность – способность выступать в качестве субъекта права, складывающаяся из правоспособности и дееспособности.

Правоспособность – способность иметь права.

Дееспособность – способность своими действиями приобретать права и обязанности.

Субъектом МП может быть лишь такое лицо, которое способно нести обязанности и иметь права в соответствии с МП.

В теории МП принято выделять:

· Индивидуальная правосубъектность: набор прав и обязанностей у государств, участвующих в различных международных договорах, не может быт полностью одинаков. Следовательно, неодинакова и их правосубъектность. То же касается и международных организаций.

· Групповая правосубъектность: общая для субъектов МП определенного вида и обязательная для них.

Ряду потенциальных субъектов МП для того, чтобы обладать правосубъектностью. Необходимо пройти через специальные процедуры. К таковым субъектам относятся вновь создаваемые государства и международные организации. Так, вновь создаваемые независимые государства нуждаются в признании со стороны других государств. В качестве таковых, международные организации должны пройти процедуры учреждения.

Таким субъектам, как индивид, прохождение каких-либо официальных процедур для признания их статуса не требуется.

Международные межправительственные организации – добровольные объединения суверенных государств или международных организаций, созданные в соответствии с МП на основе межгосударственного договора или резолюции международной межправительственной организации общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющие соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающие автономной волей, объем которой определяется волей государств-членов.

Виды международных межправительственных организаций:

I. В зависимости от круга членов:

· всеобщие или универсальные (потенциально рассчитаны на участие всех государств);

· ограниченного состава.

II. По компетенции:

· с общей компетенцией;

· со специальной компетенцией.

III. По способу приема в члены:

· открытые;

· закрытые.

10.Понятие и классификация основных принципов международного права.

Принципы МП – основные исходные начала МП.

Правильное понимание принципов МП возможно только в том случае, если воспринимать их неотъемлемо, во взаимосвязи.

Принципы МП понимаются двояко: как общие направления действия и развития МП и как самостоятельный источник МП.

Принципы МП облают верховенством по отношению ко всем остальным нормам МП, поскольку международные договоры и международные обычаи должны им соответствовать.

Принципы МП в отличие от ряда международных договоров имеют универсальное значение и обязательны к исполнению всеми субъектами МП.

Общие принципы МП зафиксированы в Уставе ООН и других международных договорах, особое место среди них занимает Декларация оп принципах МП.

Основные принципы:

· суверенное равенство государств;

· добросовестность выполнения международных договоров;

· разрешение международных споров мирными средствами;

· запрет на применение в международных отношениях угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства;

· невмешательство во внутренние дела государства и нерушимость границ государств;

· территориальная целостность государств;

· уважение прав и свобод человека;

· равенство и самоопределение народов.

Виды принципов МП:

I. По форме их закрепления:

· писаные;

· неписаные.

II. По историческому признаку:

· возникшие в период рабовладения, феодализма, становления капиталистического способа производства;

· уставные, пришедшие в систему МП после 2-ой мировой войны;

· послеуставные – новейшие.

III. По степени важности:

· принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности;

· принципы, более связанные с интересами государств.

IV. По объекту сотрудничества:

· защищающие мир и безопасность;

· обеспечивающие мирное сотрудничество государств;

· защищающие права человека, народов и наций.

11.Понятие и источники права международного договора.

Право международного договора – система норм МП (его отрасль), устанавливающая порядок заключения, вступления в силу, исполнения, изменения и прекращения действия международных договоров.

Предмет права международных договоров включает все виды договорных отношений, субъектов МП в области развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе.

Международный договор – международное соглашение, заключенное между субъектами МП в письменной форме и регулируемое МП, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, 2-х или нескольких связанных между собой документами, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный договор устанавливает, изменяет или прекращает права и обязанности его участников.

Длительное время единственным источником права международного договора являлся обычай.

Первый кодифицированный акт был принят в 1928 г. на конференции американских государств. Им явилась Гаванская конвенция о договоре, которая носила региональный характер, т. к. действовала лишь в Латинской Америке.

С появлением ООН и созданием в ее рамках комиссии МП кодификация права международного договора стала одной из главных задач, поставленных перед комиссией. Комиссия разработала проект статей о праве международного договора и на созванной под эгидой ООН конференции, состоявшейся в 1968-1969 г.г., была принята Венская конвенция о праве международного договора. Она вступила в силу в 1980 г.

В 1978 г. на основе проекта статей, подготовленного комиссией МП, была принята Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, которая, однако, до сих пор не вступила в силу.

В связи с появлением межправительственных межгосударственных организаций и возрастанием их роли в международных отношениях, появилась необходимость подготовки и принятия специальной конвенции. В этих целях в 1986 г. на созванной в Вене под эгидой ООН конференции был принята Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, которая, являясь результатом кодификации и прогрессивного развития МП, содержит положения, учитывающие специфику договоров с участием международных организаций.

Хотя Венские конвенции 1978 и 1986 г.г. и не вступили в силу, многие их положения действуют в качестве обычных норм.

12.Прекращение и приостановление действия международных договоров.

Прекращение действия международного договора выражает юридический факт, согласно которому прекратилось действие взаимных прав и обязанностей участников договора.

Наиболее распространенный способом является прекращение действия договора по взаимному согласию сторон, которое может закрепляться в самом договоре. Международный договор автоматически прекращается по истечении срока его действия. По истечении срока действия договора государства вправе заключить новый договор или продлить срок действия старого договора (пролонгация).

Договоры могут прекращаться при достижении цели договора. Некоторые договоры стороны могут денонсировать или аннулировать.

Денонсация международного договора – односторонний отказ государства от международного договора с предупреждением об этом, сделанном в соответствии с условиями, порядком и сроком, предусмотренными самим договором.

Правовым основанием денонсации является не только обусловленность ее в договоре, но и соответствие ее применения намерениям сторон. Денонсировать международный договор может тот орган, который этот договор ратифицировал.

Прекращение (в том числе и денонсация) и приостановление действия международного договора осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами МП. В этих случаях МИД РФ публикует официальные сообщения о прекращении отдельных международных договоров. Рекомендации о прекращении или приостановлении международного договора РФ могут представляться на рассмотрение Президента РФ или Правительства РФ, каждой из палат Федерального собрания РФ, субъектам РФ, в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые договором.

Аннулирование международного договора может быт применено в случаях существенного нарушения его другим государством.

Основания аннулированности:

· исчезновение субъекта международного договора;

· существенное нарушение международного договора контрагентом;

· коренное изменение обстоятельств;

· невозможность выполнения международного договора.

Если возникает новая императивная норма МП, то любой договор, который оказывается в противоречии с этой нормой, становится недействительным и прекращается.

Приостановление означает временное прекращение действия договора. Оно может иметь место в соответствии с договором, с согласия участников, а также на основе МП. В последнем случае основаниями служат существенное нарушение договора и временная невозможность его выполнения.

Приостановление временно освобождает участников от обязанности выполнять договор, не влияет на приобретенные права и обязанности. Участники должны воздерживаться от действий, которые сделали бы возобновление договора невозможным.

В последнее время все чаще встречаются случаи прекращения и приостановления действия договора в соответствии с решениями международных организаций, обычно в качестве санкции за нарушение МП.

13.Заключение международного договора: полномочия и основные стадии.

Заключение международного договора относится к числу основных прав государств и представляет собой важное условие осуществления ими своего суверенитета. Поэтому органы, уполномоченные заключать международные договоры, обычно определяются Конституцией страны.

Конституции РФ относит заключение, прекращение и приостановление действия международного договора к ведению Федерации.

Стадии заключения международного договора отражают процесс юридического поведения сторон, в результате которого достигается документальное согласование их интересов и намерений:

1. Предложение о заключении договора. От имени РФ данные полномочия представляются Президенту, а также Правительству по вопросам, относящимся к его компетенции. Подготовку этих предложений осуществляет МИД РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти. Министерство юстиции РФ дает заключение по юридическим вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением таких договоров.

2. Переговоры. В РФ ведет Президент и Правительство.

3. Выработка согласованного текста. Текст договора вырабатывается на переговорах, которые могут происходить обычным дипломатическим путем.

4. Парафирование. Предварительное подписание договора полномочными представителями сторон свидетельствует о том, что текст договора согласован сторонами. После парафирования текст договора не может быть изменен одной стороной.

5. Подписание. Полное подписание, т. е. выражение согласия государства выполнять взятые на себя обязательства по данному договору, означает:

· подтверждение подлинности текста;

· явно выраженное согласие сторон с поддержанием обязательств, зафиксированных в нем.

Если не предусматривается ратификация, то подписание является заключительной стадией, придающей международному договору окончательную силу. При подписании применяется правило альтерната: в экземпляре двустороннего договора, который остается в данном государстве, наименование этого государства, подписи его уполномоченных, печати данного государства помещаются на 1-м месте; при многостороннем договоре подписи ставятся одна под другой в порядке алфавита. Правом подписания международного договора от имени РФ обладают Президент, председатель Правительства, глава дипломатического представительства РФ в иностранном государстве или при международной организации.

1. Ратификация – международный акт, посредством которого государство выражает свое согласие на обязательность выполнения условий договора. В соответствии с Конституцией РФ ратификация международного договора осуществляется в форме федерального закона.

На основании ФЗ о ратификации международного договора Президентом РФ подписывается ратификационная грамота. Которая скрепляется печатью и подписью министра иностранных дел РФ.

При заключении двустороннего договора его подписание, как правило, происходит в столице одного государства, а обмен ратифицированными грамотами производится в столице другого; при заключении многостороннего договора ратификационная грамота сдается на депонирование государству-депозитарию.

Депозитарий – государство или международная организация – хранители подлинного текста международного многостороннего договора и всех относящихся к нему документов. Депозитарий определяется государствами, обычно это государство, на территории которого происходит подписание договора.

14.Понятие и виды международных организаций.

Международная организация – организация, призванная на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями.

Характерные черты:

· создание путем заключения особого договора, являющегося учредительным актом;

· система постоянно действующих органов;

· автономный статус и соответствующие функции.

Международные организации являются органами сотрудничества государств, они не носят надгосударственный характер.

Виды:

1. Международные межправительственные организации: объединение государств, созданные на основе международного договора между государствами или уполномоченными органами.

2. Международные неправительственные организации: объединения, членами которого являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать общественные организации.

15.История создания, цели и основные направления деятельности Организации Объединенных Наций.

ООН занимает центральное место в современных международных отношениях. В ее создании решающую роль играл Советский Союз. ООН сформировалась в ходе борьбы народов против фашизма.

Первым международным соглашением, в котором выдвигалась идея создания международной организации по поддержанию международного мира. Была Декларация Советского Союза и Польши от 1941 г., в которой говорилось о необходимости создания международной организации, основанной на уважении к МП, поддержанному коллективной вооруженной силой всех государств. Эта идея получила одобрение союзных государств, подписавших 1942 г. Декларацию Объединенных наций.

Следующим шагом на пути к созданию ООН стала Московская Конференция министров иностранных дел СССР, США и Англии. В принятой Декларации выражалась необходимость учреждения в короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех государств, членами которой могли быть все такие государства.

В соответствии с Московской декларацией от 1944 г. была проведена конференция по выработке Устава будущей международной организации.

На Крымской конференции 1945 г. были достигнуты соглашения о порядке голосования с Совет Безопасности и о составе первоначальных членов будущей организации. А также принято решение созвать 25 апреля 1945 г. международную конференцию для принятия Устава ООН. В ее работе участвовали 50 государств и она закончилась подписанием Устава ООН 26 июня 1945 г. После его ратификации и сдачи ратификационных грамот 5 постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г.

Цели ООН закреплены в гл. 1 Устава ООН, которая содержит 2 статьи: первая закрепляет цели, вторая принципы ООН.

1-я цель – поддержание международного мира и безопасности.

2-я цель – развитие дружественных отношений между народами, т. е. не только предотвращение актов агрессии, но и осуществление широкой программы развития сотрудничества между членами ООН.

3-я цель – быть центром международного сотрудничества в экономической, социальной и других областях.

Членство в ООН, согласно ст. 4 Устава, открыто для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и могут и желают эти обязанности выполнять. Прием в ООН производится решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности, принятой голосами не менее 9 членов Совета Безопасности, включая совпадающие голоса постоянных его членов; решение Генеральной Ассамблеи принимается большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов ООН.

Государства, систематически нарушающие Устав ООН, могут быть исключены из ООН решением Генеральной Ассамблеи ООН по рекомендации Совета Безопасности.

Бюджет ООН складывается из членских взносов государств.

Структура ООН, согласно ст. 7 Устава, включает главные и вспомогательные органы. Последние создаются главными органами по мере необходимости. Главным органом ООН является Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд, Секретариат.

16.Главные органы ООН.

1. Генеральная Ассамблея: состоит из представителей всех государств-членов ООН. Свою работу она организует, собираясь ежегодно на сессии. Также могут созываться специальные сессии по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН. Свои функции во время сессии Генеральная Ассамблея выполняет с помощью 7 главных комитетов. Для координации работы комитетов создается Генеральный комитет в составе председателя Ассамблеи, его 17 заместителей и председателей 7 главных комитетов.

Являясь главным органом ООН, Генеральная ассамблея правомочна обсуждать любые вопросы, относящиеся к полномочиям любого из органа ООН и давать рекомендации членам ООН и Совету Безопасности.

Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности, а также доклады других главных органов. Полномочия Генеральной Ассамблеи ограничены с учетом особых полномочий Совета Безопасности.

Каждый член ООН имеет а Генеральной Ассамблеи один голос. Решения по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Решения по другим вопросам принимаются большинством присутствующих и участвующих в голосовании членов ООН.

1. Совет Безопасности: для обеспечения быстрых и эффективных действий на Совет Безопасности возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, государства-члены ООН согласились с тем, что при исполнении этих своих обязанностей, вытекающих из такой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени. Он организуется таким образом, чтобы функционировать непрерывно. Для этой цели каждый из его членов должен быть представлен в центральных учреждениях ООН.

В отличие от Генеральной Ассамблеи, Совет Безопасности является постоянно действующим органом. Каждый член Совета Безопасности постоянно имеет своего представителя в месте пребывания ООН, эти представители поочередно (в течение 1 месяца) выполняют обязанности председателя Совета Безопасности.

В Совет Безопасности входят 15 государств, из которых 5 являются постоянными членами – Россия, США, Англия, Франция и КНР и 10, избирающимися Генеральной Ассамблеей сроком на 2 года без права немедленного переизбрания.

В соответствии со ст. 25 государства взяли на себя обязательство подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Вопросы, обсуждаемые в Совете Безопасности, делятся на:

· процедурные;

· непроцедурные.

1. Экономический и социальный совет (ЭКОСОС): является главным органом ООН, координирующим экономическую и социальную деятельность ООН и специализированных учреждений и организаций. Он организует исследования, составляет доклады и дает рекомендации по международным вопросам в экономической и социальной областях и других сферах.

Высший орган – сессия, которая созывается 2 раза в год, каждый член Совета имеет 1 голос.

Решения принимаются простым большинством голосов. Органами Совета являются 3 сессионных комитета:

· экономический;

· социальный;

· координационный.

1. Секретариат: постоянно действующий административный орган, в состав которого входят генеральный секретарь и назначаемый им персонал. Генеральный секретарь – главное административное должностное лицо ООН, назначаемое Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет.

17.Специализированные учреждения ООН.

Специализированные учреждения ООН – самостоятельные международные организации, связанные с ООН специальным соглашением о сотрудничестве, создаются на основе межправительственных соглашений.

В ст. 57 Устава ООН перечислены их черты:

· межправительственный характер соглашений о создании таких организаций;

· широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов;

· осуществление сотрудничества в специальных областях: экономических, социальных и других;

· связь с ООН.

Специализированные учреждения можно разделить на следующие группы:

1. Организации социального характера (международная организация труда, всемирная организация здравоохранения).

2. Организации культурного и гуманитарного характера (организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры), всемирная организация интеллектуальной собственности).

3. Экономические организации (организация объединенных наций по промышленному развитию).

4. Финансовые организации (международный банк реконструкции и развития).

5. Организации в области сельского хозяйства (продовольственная и сельскохозяйственная организация).

6. Организации в области транспорта и связи (международная организация гражданской авиации).

7. Организации в области метеорологии (всемирная метеорологическая организация).

18.Понятие и основания международно-правовой ответственности субъектов международного права.

Международно-правовая ответственность – юридическая обязанность субъектов МП ликвидировать вред, причиненный им другим субъектом или субъектами МП в результате нарушения международно-правовой нормы или обязанность возместить материальный ущерб.

Международно-правовая ответственность обеспечивает реализацию международного договора и МП в целом. Механизм международно-правовой ответственности является элементом механизма реализации МП.

Юридическая ответственность в МП отличается значительным своеобразием. Одно из характерных отличий международно-правовой ответственности от ответственности во внутригосударственном праве связано с отсутствием четкого разделения на деликтную и договорную ответственность.

Основными субъектами международно-правовой ответственности выступают государства, однако в последнее время принято говорить и о международно-правовой ответственности физических лиц.

Основаниями международно-правовой ответственности являются международные преступления и правонарушения, которые могут выражаться как в действии, так и бездействии.

Нормы о международно-правовой ответственности в настоящее время некодифицированы, однако, в рамках ООН ведется работа по их кодификации.

Поведение любого государства должно рассматриваться как деяние этого государства в соответствии с МП независимо от того, осуществляет этот орган законодательные, исполнительные или любые иные функции, независимо от положения, занимаемого им в организации государства.

Согласно Резолюции исключается противоправность деяния в случае форс-мажора, самообороны, согласия государства, контрмеры в отношении посягательства, бездействия, состояния необходимости.

19.Понятие и классификация международных правонарушений.

Международные правонарушения характеризуются следующими необходимыми признаками:

· противоправность деяния;

· вред (ущерб);

· причинная связь.

Противоправность поведения проявляется в нарушении международных обязательств государства в форме действия и бездействия. Противоправность в МП понимается как противоречие между правовой нормой и поведением государства.

Таким образом, противоправность будет во всяком случае, когда государство не выполнит любое свое международное обязательство.

Ущерб может быть:

· материальным (территории, убытки и т. д.);

· нематериальные.

Нередко он причиняется в смежной форме.

В МП правонарушения делятся на 3 группы в зависимости от степени опасности, масштабов правонарушения и последствий:

1. Международное преступление – особо опасное международное правонарушение, посягающее на жизненно важные интересы государств и наций, подрывающие основы их существования, принципы МП, представляющие угрозу миру и безопасности всего человечества. Так как такие преступления затрагивают все международное сообщество, государства в соответствии с Уставом ООН вправе принимать коллективные меры по их пресечению.

2. Преступления международного характера – деяние, имеющее международную общественную опасность. Объектом преступного посягательства являются интересы государства. Субъектом является физическое лицо. Государство может нести материальную или политическую ответственность.

3. Иные международные правонарушения – противоправные действия, наносящие ущерб отдельному государству или ограниченному кругу субъектов МП. Отношения возникают между государством-правонарушителем и пострадавшим.

20.Виды и формы международно-правовой ответственности государств.

Видами международно-правовой ответственности являются:

1. Политическая: означает наложение на государство каких-либо дополнительных обязанностей, ограничение вследствие его ненадлежащего поведения. Политическая ответственность выражается в отторжении части территории государства, запрещение содержать вооруженные силы.

2. Материальная: означает наложение определенных материальных санкций. Возможно и одновременное причинение различных форм ответственности. Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 56/589 полное возмещение за вред, причиненный международным противоправным деянием, осуществляется в форме:

· Реституции. Государство, несущее ответственность за международный противоправный акт, обязано осуществить реституцию, т. е. восстановить положение, которое существовало до совершения противоправного деяния.

· Компенсации. Государство, несущее ответственность за международное противоправное деяние, обязано компенсировать причиненный этим деянием ущерб, поскольку такой ущерб не возможен реституцией. Компенсация должна покрыть любой оцениваемый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду в той мере, в какой она будет установлена.

· Сатисфакция. Государство, несущее ответственность за международное противоправное деяние, обязано дать сатисфакцию за ущерб, причиненный этим деянием, если это ущерб не был возмещен реституцией или компенсацией. Сатисфакция может состоять в признании нарушения, выражении сожаления, официальном извинений и т. д. Сатисфакция не должна быть непропорциональной ущербу и не может принимать форму, унизительную для несущего ответственность государства.

21.Международная уголовная ответственность физических лиц.

Физические лица, совершившие международные преступления, уголовные преступления международного характера и другие международные правонарушения, могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с действующими международными договорами, предусматривающими наказание за такие правонарушения, а также национальным законодательством.

Различают 2 группы субъектов преступлений:

1. Главные военные преступники (главы государств и т. п.), которые несут ответственность как за свои преступления, так и преступления рядовых исполнителей.

2. Непосредственные исполнители преступлений, выполняющие преступные приказы или совершающие преступления по своей инициативе.

Судить военных преступников могут как специально созданные международные суды, так и национальные суды тех государств, на территории которых эти лица совершали преступления.

Согласно нормам МП военным преступникам не могут быть предоставлено убежище. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. установила правило о неприменимости срока давности к военным преступлениям независимо от времени их совершения, а к преступлениям против человечности – также и от того, были они совершены в военное или мирное время.

22.Органы внешних сношений государств: понятие и классификация.

Органы внешних сношений – органы государственной власти и управления, отдельные лица, правомочные представлять субъекта международных отношений, выражать его волю, защищать его интересы в международных делах и интересы его граждан.

Органы внешних сношений делятся на:

1. Внутренние органы:

· высший законодательный орган;

· глава государства;

· правительство;

· глава правительства;

· ведомство иностранных дел.

Эти органы в целом осуществляют политическое руководство внешними сношениями, их организацию и регулирование их деятельности.

Полномочия парламента в сфере внешних сношений:

· решение вопросов войны, мира, территориальных изменений;

· ратификация международных договоров;

· определение расходов на внешнеполитические мероприятия.

Глава государства осуществляет высшее представительство государства в международных отношениях. Полномочия президента во внешних сношениях:

· официально назначает и освобождает от должности послов и посланников данного государства в других странах;

· принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем послов и посланников иностранных государств.

Глава государства представляет свою страну по вопросам внешних сношений по должности, т. е. без специальных полномочий.

Правительство намечает основные направления внешней политики и вносит соответствующие предложения на рассмотрение и утверждение парламента и главы государства, организует выполнение и контроль за принятыми внешнеполитическими решениями.

1. Внешние органы делятся на следующие виды:

· постоянные: дипломатические представительства, аккредитованные в странах, с которыми поддерживаются дипломатические отношения, консульские представительства, торговые представительства;

· временные: специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведение переговоров и др.

23.Понятие и источники дипломатического и консульского права.

Дипломатическое и консульское право – совокупность договорных и обычных норм, определяющих правовой статус, порядок и условия деятельности государственных органов внешних сношений и должностных лиц дипломатических и консульских представительств.

Источниками дипломатического и консульского права являются:

· международный договор;

· международный обычай.

В современном дипломатическом и консульском праве наиболее известными являются 4 многосторонние консульские конвенции:

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.

2. Конвенция о специальных миссиях от 8 декабря 1973 г.

3. Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г.

4. Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.

Специальные договоры и соглашения:

· договоры и соглашения государств-участников международных организаций о правилах и процедуре в них;

· двусторонние консульские конвенции;

· соглашения об обмене специальными миссиями, представительствами.

24.Дипломатические представительства: понятие, виды, функции.

Дипломатические представительства – зарубежный орган внешних сношений государства.

Функции дипломатических представительств:

· представительство государства;

· защита интересов своего государства и его граждан;

· ведение переговоров с правительством государства пребывания;

· выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания;

· поощрение дружественных отношений между своим государством и государством пребывания и развития их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Дипломатическое представительство состоит из главы дипломатического представительства, дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала. Членами дипломатического представительства могут быть только граждане пославшего их государства. Глава представительства является высшим представителем для граждан и юридических лиц своего государства в стране пребывания.

Виды:

1. Посольства: возглавляется чрезвычайным и полномочным послом.

2. Миссии: возглавлюется посланником или поверенным в делах.

Главы дипломатических представительств согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., делятся на:

· послов и нунциев;

· посланников и интернунциев;

· поверенных в делах.

25.Привилегии и иммунитеты персонала дипломатических представительств.

Дипломатические привилегии и иммунитеты – совокупность особых прав и преимуществ, которые предоставляются иностранным дипломатам, дипломатическим представительствами в странах пребывания, в целях успешного выполнения возложенных на них функций.

Иммунитеты представляют собой преимущества (льготы), а привилегии касаются ограничений местной юрисдикции в отношении дипломатов.

Привилегии и иммунитеты:

1. Привилегии и иммунитеты представительства: включает в себя защиту его помещений от внешнего вмешательства, власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Неприкосновенность распространяется на архивы и документы, дипломатическую почту, при условии, что она содержит только дипломатические документы. Дипломатический курьер неприкосновенен, он не может быть арестован или задержан. К числу привилегий и иммунитетов относится и право пользования флагом и гербом своего государства на помещениях и средствах передвижения.

2. Личныне привилегии и иммунитеты: распространяются на дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал:

· неприкосновенность личности;

· иммунитет в отношении юрисдикции;

· освобождение от налогов, сборов, штрафов, таможенных пошлин и таможенного досмотра.

Дипломатический агент неприкосновенен, не подлежит аресту и задержанию.

26.Консульские представительства: понятие, виды, функции.

Консульские представительства – государственные органы одного государства, находящиеся на территории другого государства для осуществления официальных консульских отношений в пределах консульского округа, который называется районом, отведенным консульскому учреждению для выполнения консульских функций.

Виды:

1. Генеральное консульство, возглавляет генеральный консул.

2. Консульство, возглавляется консулом.

3. Вице-консульство, возглавляется вице-консулом.

4. Консульское агентство, возглавляется консульским агентом.

5. Консульские отделы дипломатического представительства.

При назначении на должность консул получает письменное полномочие – консульский патент. Консул приступает к исполнению своих обязанностей после получения согласия (экзекватуры) государства пребывания. Экзекватура оформляется в форме записи на консульском патенте либо в виде отдельного документа.

Консульские должностные лица и сотрудники консульских учреждений состоят на государственной службе в МИД РФ.

Функции:

· защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан и юридических лиц в пределах, допускаемых МП;

· содействие развития торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развития дружественных отношений;

· выдача паспортов и процедурных документов гражданам представляемого государства и виз;

· оказание помощи и содействия лицам представляемого государства;

· исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния.

27.Понятие, цели и принципы права международной безопасности.

Право международной безопасности – отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют взаимодействие субъектов этого права в целях обеспечения мира и безопасности.

Основные цели и принципы международной безопасности являются одновременно целями и принципами МП в целом. Основополагающим актом права международной безопасности является Устав ООН, в нем сформулирована главная цель – «поддерживать международный мир и безопасность».

Основные принципы международной безопасности:

· суверенное равенство государств;

· добросовестность выполнения международных договоров;

· разрешение международных споров мирными средствами;

· запрет на применение в международных отношениях угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства;

· невмешательство во внутренние дела государства и нерушимость границ государств;

· территориальная целостность государств;

· уважение прав и свобод человека;

· равенство и самоопределение народов.

Специальные принципы международной безопасности:

· равная безопасность;

· нанесение ущерба;

· равенство и одинаковая безопасность;

· неделимость международной безопасности.

28.Система коллективной безопасности.

Коллективная безопасность представляет систему совместных действий государств, установленную Уставом ООН с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии.

Коллективная безопасность как система совместных действий государств, включает следующие элементы:

1. Общепризнанные принципы современного МП, важнейшим из которых является принцип неприменения силы или угрозы силы, нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела государства.

2. Коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии.

3. Коллективные меры по ограничению и сокращению вооружений, вплоть до полного разоружения.

В основу создания системы коллективной безопасности положен принцип неделимости мира, содержанием которого является опасность военных конфликтов для всех государств мира.

В МП различают:

1. Универсальная коллективная безопасность: была основана на нормах Устава ООН и предусматривает действия государств в соответствии с решениями этой организации.

Поддержание международного мира и безопасности строятся на базе общепризнанных принципов и норм МП и осуществляется Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН, компетенция которого в этой сфере четко разграничена.

Особого внимания заслуживают операции ООН по поддержанию мира, операции ООН могут представлять собой военные наблюдения или ввода ограниченного контингента войск.

Во всех случаях операции строго должны выдерживать принципы:

· принятие Советом Безопасности решения о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на проведение операций;

· добровольность предоставления военных контингентов государствами-членами, приемлемыми для сторон;

· финансирование международным сообществом;

· командование генерального секретаря с представлением полномочий, вытекающих из мандата, предоставленного Советом Безопасности.

1. Региональная коллективная безопасность: представлена соглашениями и организациями, обеспечивающими безопасность на отдельных континентах и в регионах.

К компетенции региональной организации относится, прежде всего, обеспечение мирного разрешения споров между их членами.

Совет Безопасности может использовать региональные организации для осуществления под своим руководством принудительных действий. Сами же региональные организации не полномочны принимать никаких принудительных мер без разрешения Совета Безопасности.

29.Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

В основе международного сотрудничества в борьбе с преступностью лежат международные соглашения, в национальных законодательствах закреплена возможность такого сотрудничества, но происходит она на добровольной основе и является частью международных отношений.

Происходит международное взаимодействие в области борьбы с преступностью в разных формах:

· оказание помощи по уголовным, гражданским, семейным делам;

· заключение и реализация международных договоров и соглашений по борьбе с преступностью и прежде всего с транснациональной преступности;

· исполнение решений иностранных правоохранительных органов по уголовным и гражданским делам;

· обмен опытом правоохранительной работы и др.

Важнейшие стратегические вопросы международного сотрудничества в области борьбы с преступностью решаются ООН, которой предоставлено право вырабатывать основные стандарты, принципы, рекомендации, формулировать международные нормы в защиту лиц, обвиняемых в совершении преступлений и лиц, лишенных свободы.

По вопросам борьбы с преступностью регулярно проводятся совещания министерства юстиции, полиции и служб безопасности, на которых готовят рабочие группы экспертов. Наряду с Интерполом был создан орган полицейского сотрудничества Евросоюза – Европол, задачей которого является организация и координация взаимодействия национальных систем в борьбе с терроризмом, контроль за внешними границами Евросоюза. Каждый год проводятся международные конференции, семинары, совещания экспертов.

30.Международно-правовое понятие территории и виды правовых режимов.

Территория – объект, наделенный физическими и географическими характеристиками.

По юридическим характеристикам различают:

I. Территория с международным режимом: относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами территории государства и находятся в общем пользовании. Статус и режим таких территорий определяются МП; государственный суверенитет на них не распространяется, за исключением искусственных островов, установок и сооружений, которые государства в соответствии с МП могут строить в исключительно экономической зоне и на континентальном шельфе. Также относятся открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств.

II. Территории со смешанным режимом: относятся пространства Мирового океана – прилежащие зоны, исключительно экологические зоны и континентальный шельф, они не входят в состав государственной территории. Также международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд территорий (островов), в отношении которых существуют международные договоры.

III. Государственная территория: часть земного шара, включая сушу с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними, которые являются национальным достоянием данного народа и находится под исключительной и полной властью его государства.

IV. Государственная граница – линия, определяющая территорию одного государства от территории другого государства или от территории, имеющей иной международно-правовой режим, чем территория государства:

· орографическая граница: прямая линия, проведенная с учетом рельефа местности;

· геометрическая граница: прямая линия, которая устанавливается от одной до другой точки без учета рельефа.

31.Государственная территория: понятие, состав, правовой режим.

Государственная территория — часть земного шара, включая сушу с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними, которые являются национальным достоянием данного народа и находится под исключительной и полной властью его государства. Такое властвование государства над своей территорией называется территориальным верховенством.

Состав государственной территории:

· сухопутная территория;

· водная территория;

· воздушная территория;

· условная территория (морские, речные, воздушные и космические корабли, носящие влаг или знак данного государства, условно считаются его территорией).

Правовой режим государственной территории:

1. Принцип неприкосновенности.

2. Принцип территориальной целостности (обязательно с добровольно выраженным согласием.):

· аннексия – насильственный захват территории другого государства и создание соответствующего акта о ее присоединении;

· кондоминиум – принадлежность территории 2 или более государствам, которые совместно осуществляют над ней свой суверенитет;

· коимпериум – совместное осуществление власти 2 или более государствами на территории, которая принадлежит 3-му государству, оно обладает суверенитетом над этой территорией.

1. Демилитаризация и нейтрализация.

Под демилитаризацией понимается запрет на проведение специальных военных мероприятий на определенной территории:

· частичная демилитаризация (государство обязуется не строить новых укреплений, имея право сохранять старые и не увеличивать численность войск на данной территории).

· полная демилитаризация (обязуется ликвидировать все военные сооружения и вывести все войска с демилитаризованной территории).

Под нейтрализацией понимается запрет вести военные действия на определенной территории или использовать ее в качестве базы для военных действий.

32.Правовые основания и способы изменения государственной территории.

Правовые основания изменения государственной территории:

1. Осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые.

2. Обмен небольшими участками государственной территории определенных государств.

3. Передача небольших и незаселенных участков (цессия) за компенсацию.

Способы изменения государственной территории:

1. Цесссия (уступка территории) – передача определенной части территории по соглашению между государствами.

2. Утрата территории – может произойти как естественным, так и искусственным путем.

3. Отторжение территории – применяется как санкция за развязывание агрессивной войны.

4. Адъюдикация – присуждение территории по решению международного суда или арбитража.

5. Аккреция (приращение) – присоединение к государству вновь образовавшейся по естественным или искусственным причинам территории.

6. Обмен территориями – передача должна оформляться заключенным договором.

33.Понятие и принципы международного морского права.

Международное морское право – отрасль МП, нормы которой регулируют межгосударственные отношения в связи с использованием Мирового океана.

Принципы:

· Принцип свободы открытого моря (открытое море не может быт подчинено суверенитету ни одного государства, находится в общем и равноправном пользовании всех государств).

· Принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море. Предусматривает, что в отношении судна, находящегося в открытом море, а также всех лиц на его борту и их имущества действует исключительно законодательство государства флага, под которым плавает данное судно.

· Принцип широкого использования мирового океана (морское пространство должно использоваться исключительно в мирных целях).

· Принцип охраны морской среды (государства обязаны защищать и сохранять морскую среду).

· Принципы общего наследия человечества.

34.Понятие, источники и принципы международного воздушного права.

Международное воздушное право – отрасль международного права, в рамках которой объединены специальные юридические принципы и нормы, определяющие правовое положение воздушного пространства различных категорий и находящихся в нем невоенных летательных аппаратов.

В международном воздушном праве закреплены правовой режим использования гражданской авиации, регулируются разнообразные отношения при осуществлении воздухоплавания.

Нормативную базу современного международного воздушного права составляют:

· Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.;

· Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 г.;

· Конвенция для унификации правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.;

· Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный воздушным судном третьим лицам на поверхности 1952 г.

Принципы:

1. Принципы полного и исключительного суверенитета государства над его национальным (суверенным) воздушным пространством означает право каждой страны самостоятельно и в полном объеме устанавливать правовой режим пользования частью земной атмосферы, расположенной над территорией этой страны.

2. Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, расположенном за пределами государственных границ, означает, что летательные аппараты любой страны имеют право на осуществление полетов в пределах этого пространства.

3. Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

35.Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве.

Международное воздушное пространство находится над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами, над Арктикой.

Все государства без разрешения кого-либо осуществляют воздушное судоходство и не приобретают в отношении этих воздушных пространств суверенных прав.

Государство сохраняет свою юрисдикцию над зарегистрированным им воздушным судом, осуществляющим полет в международном воздушном пространстве.

Режим воздушного пространства над Арктикой регулируется договором об Арктике от 1959 г.

36.Юрисдикция государства в своем воздушном пространстве.

Воздушное пространство – часть территории государства. Его граница представляет собой вертикальную плоскость, начинающуюся от линии границы.

Пользование воздушным пространством государства допустимо только с его разрешения. В этих целях между государствами заключаются двусторонние соглашения о воздушном сообщении. Эти соглашения, а также внутренние акты определяют правила полетов в воздушном пространстве государства.

Пересечение границы допустимо в местах, определяемых международным договором, пунктом пропуска является аэропорт, открытый для международных полетов.

При полете в воздушном пространстве, включая транзит, воздушным судом запрещается посадка в не межгосударственных аэропортах. Исключение из общих правил сделано для случаев вынужденного вылета в воздушное пространство в силу чрезвычайных обстоятельств. В таких случаях командир судна обязан немедленно сообщить о случившимся администрации ближайшего аэропорта и действовать в соответствии с полученными указаниями.

37.Понятие, источники и принципы международного космического права.

Международное космическое право – совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами МП по поводу осуществления ими космической деятельности и определяющих правовой режим космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

Под космическим пространством понимается пространство за пределами воздушной сферы Земли, которое является «вещью», изъятой из оборота, т. е. не подлежащей присвоению ни одним государством.

Источниками международного космического права являются, прежде всего, многосторонние и двусторонние договоры и обычаи.

Особое место среди них занимают кодифицированные универсальные договоры и договоры, представляющие собой учредительные документы межгосударственных космических организаций.

Принципы:

· исследование и использование космического пространства должно осуществляться в мирных целях и в интересах всего человечества;

· на космическое пространство, Луну, небесные тела не может распространяться суверенитет отдельных государств.

38.Понятие, источники и принципы международного права окружающей среды.

Международное право окружающей среды – совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами МП в сфере охраны окружающей среды, ее рационального использования и воспроизводства в целях обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития.

Принципы:

1. Принципы международного права.

2. Специальные принципы международного права окружающей среды: неофициальная кодификация специальных принципов международного права окружающей среды была осуществлена в международном пакте по окружающей среде и развитии 1995г., в котором содержатся следующие принципы:

· принципы обеспечения конституционно-экологических прав человека;

· принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба;

· принцип экологически обоснованного рационального использования природных ресурсов;

· принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды;

· принцип защиты экологических систем мирового океана;

· принцип обеспечения экологической безопасности.

К основным международно-правовым источникам международного права окружающей среды относятся:

· обычаи;

· международные соглашения;

· резолюции и решения международных организаций и международных конференций в области окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Важное значение играют нормы так называемого «мягкого» права, которые могут превратиться в договорные и обычные международно-правовые нормы.

В настоящее время право окружающей среды является преимущественно договорным:

1. Универсальные договоры.

2. Региональные (локальные) договоры.

39.Мирные средства разрешения споров: понятие и классификация.

Мирные средства разрешения споров – суть этих средств состоит в том, что спор улаживается в результате прямого контакта сторон и соглашения.

Такими средствами являются:

1. Без привлечения третьих сторон:

· Переговоры: прямой контакт сторон в целях достижения взаимоприемлемого соглашения. Могут проходить через обычные дипломатические каналы или в форме специально созываемых совещаний. Возможно также письменная форма, обмен посланиями.

· Консультации: разновидность переговоров, отличающиеся простотой организации, меньшей формальностью, зачастую они предшествуют официальным переговорам.

1. С участием третьей стороны:

· Добрые услуги: означают деятельность третьей стороны по установлению прямого контакта между спорящими сторонами.

· Посредничество: способ решения спора, при котором третья сторона участвует в целях согласования взаимных претензий и внесения собственных приемлемых для сторон предложений. Посредниками могут быть как государства, так и международные организации, а также отдельные лица. Особенность – ненормальность и конфиденциальность.

· Установление фактов – процедура, применяемая в случае необходимости установления фактов, лежащих в основе спора.

· Примирение – сочетает в себе установление фактов и посредничество. Обычно примирение осуществляется согласительной комиссией.

1. Судебные средства: завершение спора является юридически обязательным для сторон решением. При согласительной процедуре окончательное решение принимают обе стороны, при судебной – международный орган.

· международный арбитраж: третейский суд для рассмотрения споров, сторонами в котором являются государства и международные организации. Создается для решения конкретного дела или действует постоянно;

· международный суд: учреждение, существующее на постоянной основе, состоящей из независимых судей, призванное решать споры на основе МП и принимать юридически обязательные решения;

· специализированные суды.

40.Понятие, источники и принципы права вооруженных конфликтов.

Право вооруженных конфликтов – система юридических норм и принципов, применяемых как в международных, так и в не международных вооруженных конфликтах, запрещающих или ограничивающих использование определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих права индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность государства и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.

Под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН.

Принципы:

1. Общие принципы:

· принцип гуманизма;

· принцип недопустимости дискриминации;

· принцип ответственности;

1. Принципы использования средств и методов вооруженной борьбы.

2. Принцип разграничения гражданских и военных объектов, принцип защиты участников вооруженной борьбы и гражданского населения.

Субъектами права вооруженных конфликтов являются суверенные государства, борющиеся за свою свободу и независимость народа и нации, некоторые международные межправительственные организации и т. д.

Источники права вооруженных конфликтов:

· Гаагские конвенции 1907 г.;

· Женевские конвенции 1949 г.

Важное место среди источников права вооруженных конфликтов занимают международные правовые акты.

41.Методы и средства ведения военных действий.

Средства и методы ведения военных действий имеют своей единственно законной целью ослабление военных сил неприятеля. Для достижения этой цели, согласно Декларации 1868 г., достаточно выводить из строя наибольшее число людей. Однако для достижения такой цели воюющие стороны ограничены в выборе средств.

Современное МП запрещает применение в вооруженных конфликтах оружия массового поражения, под которым понимается оружие большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений.

Запрещенными средствами ведения войны является химическое оружие, ядерное оружие.

МП запрещает использовать окружающую среду в качестве средства ведения войны.

Однако МП не запрещает применение военных хитростей с целью ввести противника в заблуждение, побудить его действовать опрометчиво.

42.Международно-правовая защита жертв войны.

Международно-правовая защита жертв войны – означает защиту таких категорий физических лиц, как раненные, больные, военнопленные и гражданское население, находящееся на театре военных действий. Права и обязанности этих лиц регламентируются не только на период боевых действий, но и после их окончания.

Раненные и больные военнослужащие и гражданские лица, которые нуждаются в медицинской помощи, уходе и воздерживаются от любых военных действий, пользуются защитой во время войны.

Все раненные и больные независимо от цвета кожи, расы, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и других убеждений пользуются одинаковым покровительством МП.

Покровительство конвенции распространяется также на всех лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав: военные корреспонденты, личный состав рабочих команд и служб, на которых возложено бытовое обслуживание и др.

Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными и к ним должен применяться режим военного плена.

Санитарные формирования и учреждения пользуются уважением, защитой и не могут быть объектами нападения.

43.Международно-правовые последствия начала и окончания войны.

Объявление войны означает конец мирных отношений между вступившими в войну государствами. Между этими государствами прерываются дипломатические, консульские и иные связи.

Начало войны влияет на действие международных договоров, когда-либо заключенных между воюющими государствами. Политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, прекращают свое действие.

К гражданам страны-противника может быть применен специальный режим, их право на выбор места пребывания и жительства ограничивается.

Имущество страны-противника конфискуется (за исключением дипломатических и консульских представительств).

МП различает понятия:

· «театр войны» — сухопутная морская и воздушная территории воюющих сторон, на которых они потенциально могут вести военные действия;

· «театр военных действий» — государственные территории воюющих сторон, на которой они фактически ведут военные действия.

В результате прекращения войны между государствами устанавливаются мирные отношения. От прекращения состояния войны следует отличать прекращение военных действий.

Существует 2 формы прекращения военных действий:

· перемирие – приостановление или прекращение военных действий по соглашению между воюющими сторонами, может быть местным и общим;

· капитуляция – побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем.

Основной международно-правовой формой прекращения состояния войны является мирный договор.

44.Международно-правовая регламентация вопросов гражданства.

Гражданство рассматривается либо как устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами, либо как определенное правовое положение лица в конкретной стране.

В основе предоставления гражданства по рождению лежат:

· право крови;

· право почвы.

Гражданство приобретается:

· натурализация: предоставление гражданства лицу, не являющегося гражданином страны по рождению, на основании решения компетентного органа;

· пожалование гражданства: осуществляется по инициативе компетентных властей государства, а не по просьбе заинтересованного лица;

· оптация: выбор гражданства населением территории, которая переходит от одного государства к другому по соглашению между последними;

· трансферт: мнение населения не имеет значение, его «передают» другому государству вместе с территорией.

Утрата гражданства происходит при выходе из него вследствие волеизъявления лица либо по причине лишения гражданства. Выход из гражданства может происходить по просьбе заинтересованного лица, так и по решению компетентных органов.

45.Международно-правовая защита прав человека.

Международно-правовая защита прав человека – совокупность общепризнанных и специальных правил и норм, которые регулируют права и свободы человека, его обязанности перед свои государством, а также обязанности государства перед своими гражданами.

Международная защита прав человека заключается в обязанности государств практического претворения в жизнь основных прав и свобод человека и гражданина, а также в международных механизмах контроля за выполнением государствами своих международных обязательств.

Подавляющее большинство международных соглашений по защите прав и свобод человека и гражданина разработано в рамках ООН и ее специализированных учреждений.

К ним относятся:

· Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.;

· Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.;

· Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г.

46.Правовое положение иностранных граждан.

Иностранцы – лица, которые находятся на территории иностранного государства, не являясь его гражданами.

Правовой статус иностранцев можно свести к 3 видам:

1. Национальный режим – иностранцы уравниваются в правах с собственными гражданами.

2. Режим наибольшего благоприятствования – иностранцам предоставляются такие же права, как и гражданам любого третьего государства.

3. Специальный режим – для иностранцев устанавливается особый режим, более жесткий по сравнению с другими.

47.Право убежища и правовое положение беженцев.

Право убежища – право каждого человека искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем, а также право государства разрешать въезд и проживание на его территории лицу, которое преследуется в другой стране по политическим мотивам.

Право убежища закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

В международной практике встречается 2 вида предоставления убежища:

1. Территориальное – государство предоставляет убежище на своей территории.

2. Дипломатическое – убежище в стенах своего дипломатического представительства, действующего в иностранном государстве.

Беженцы – лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств.