В Беларуси продолжают работать диалоговые площадки. Их смысл – услышать каждого, кому небезразлично, как мы будем жить дальше, каким будет наше общество. А потому обсуждения затрагивают разные сферы нашей жизни – Конституционное реформирование, экономику, образование, медицину, молодежную политику, местное управление, партийное строительство…
23 января старшеклассники СШ №5 на диалоговой площадке обсудили вопрос смертной казни.
Немного статистики. За 2017 год в исполнение были приведены смертные приговоры в 22 государствах – членах ООН. Все они (за исключением США и Беларуси) расположены в Азии и Африке. Больше всего смертных казней совершили в Китае (1551), Иране (525), Саудовской Аравии (130), Пакистане (Сомали (24), США (23), Египте (16)…
В Беларуси к смертной казни были приговорены преступники: в 2018 году – в 4 случаях, в 2019 – в 3, 2020 – в 3 (позже один отменен).
Исключительная мера наказания в Беларуси применяется за некоторые особо тяжкие преступления, сопряжённые с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. Она может быть назначена мужчинам, которым на момент совершения преступления исполнилось 18 лет, и не достигшим к моменту вынесения приговора 65 лет. Проводится путём расстрела. Беларусь является единственной страной в Европе и СНГ, в которой применяется смертная казнь. С 2000 года количество смертных приговоров, которые выносит белорусский суд, постепенно сокращается.
В ноябре 1996 года был проведен референдум, на который был вынесен вопрос об отмене смертной казни. Большинство белорусов (80,5% избирателей) отмену не поддержали.
Старшеклассники СШ№5 довольно активно обсуждали вынесенный на обсуждение вопрос. Стороны диалоги разделились. Нашлись и сторонники, и противники такой меры наказания.
Вот некоторые цитаты из обсуждения.
- Я считаю, что надо заменить смертную казнь на пожизненное заключение. Ведь известны случаи, когда обвиняемому давали пожизненный срок, а потом оказывалось, что человек невиновен, его отпускали. Были случаи, когда невиновного лишали жизни, а потом находили настоящих преступников. Все же пожизненное заключение – более гуманная мера наказания.
- Считаю: ни один человек не имеет морального права лишать жизни другого человека.
- Смертная казнь может быть порождением жестокости в обществе. Особенно, если это публичная казнь, на виду у большого количества людей. Так ведь раньше они совершались.
- Убийство – тяжкий грех. Получается, что люди, которые назначают и исполняют это наказание, сильно грешат.
- По-моему, если человек решил, что он имеет право лишать жизни другого человека, то он таким же образом должен быть наказан – казнен.
- Зависит от того, какое преступление совершил человек, если это серийный маньяк, то его нужно казнить.
Учитель истории Анна Иванова подвела итоги диалога и предложила старшеклассникам поучаствовать в мини-референдуме, ответить на вопрос: «Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни?». Голосование показало, что большинство поддерживает.
В начале разговора учительница предложила участникам диалога на листочках-яблоках пометить: она «за» или «против» смертной казни и разместить яблоки на яблоне. Большинство яблок оказались на ветках, только два – опадающие (погибающие), то есть два старшеклассника были «за» смертную казнь. В конце встречи никто из присутствующих своё мнение не поменял.