Найти тему
Вл Ник

чуйка - про что?

Записки на коленке, без редактуры

Что такое чуйка? Почему она есть у всех и любой может пользоваться? Можно называть интуицией, предвидением, просветлением, гармонией, как угодно. Кто только и какие не придумывал названия.

Чуйка – это такое состояние сознания. При котором человек взаимодействует с окружающим миром в режиме реального времени и в опережающем режиме. Состояние в котором человек замечаем, воспринимает не только привычные, но вообще все сигналы которые приходят.

Это совершенно нормальное, безо всяких чудес или колдовства, состояние. Например, Шерлок Холмс, или его прототип, были очень наблюдательные. Они замечали больше чем другие. Никто же не считал это эзотерикой? Просто определенный настрой, угол зрения, вот как-то так.

Ничего особенного в этом состоянии нет на самом деле, просто мы в нем давно отвыкли быть. Мы его не воспринимаем как нечто нормальное и чаще всего не знаем о нем ничего практического. Так, что-то из литературы, киношек, пошиба РЕН-ТВ и т.п. Ну научили нас так, что ж поделаешь?

Вот говорят к примеру, психиатры – состояние сознания ясное, окружающее воспринимает адекватно. Что это значит? Что пациент всего лишь помнит свое имя, красное называет красным а 2+2 у него 4. Это очень «обрезанное» понимание восприятия. Этакое, усушенное, сокращенное для простоты наверное.

Человек воспринимает окружающую действительность гораздо более сложно, чем описывает психология и психиатрия. Возьмем ощущение и восприятие. Эти познавательные психические процессы считаются основными при получении чего-то от внешнего мира, своего рода входные ворота. Пищу мы получаем через рот, а информацию об окружающем мире – через ощущение-восприятие.

Кстати, о пище. Можно ли сказать что пища – равно энергия? Не можно. Это только один из видов энергии, который человек получает из внешнего мира. Но принято считать что он – единственный. А я знаю человека, который получает энергию непосредственно от солнца. Раздевается и ходит под солнцем – заряжается. Про йогов, которые десятилетиями не едят, одну только прану всасывают, тоже многие знают. Медицинский факт!

Итак. Ощущение – раздражение чувственного канала определенной модальности (орган чувств). Ощущение как познавательный психический процесс дает информацию о каком-то одном свойстве предмета. Органов чувств (и модальностей ощущений) насчитали пять: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Честно говоря непонятно почему именно так, ну да ладно.

Это вот все, про ощущения, тщательно изучается, непонятно только зачем – человек в обычном состоянии не фокусируется на ощущении, например зрительном или слуховом. Обоняние может быть таким фокусом, но в случае нового или неприятного запаха. Если никакого выраженного запаха нет – мы не осознаем работу обоняния. А она, между тем, ни на секунду не прекращается и восприятие окружающей реальности через нос - очень полезная штука. В фильме Апостол один урка, герою сказал: «Нюхай!»

Про зрительные ощущения даже говорить не хочется. Ну как это – зрительный раздражитель дающий информацию об одном лишь свойстве предмета? Мы все время видим объемную сложную картинку. А не отдельные свойства зрительного образа. Даже если предмет синий, мы все равно видим одновременно как минимум два свойства – синий и неподвижный.

В любом случае, при активном взаимодействии со средой, ощущения как таковые, не особо актуальны. Человек принимает мир целостно. Есть ощущение (сарказм?) что их выделили как самостоятельный ППП (познавательный психический процесс) в ходе создания науки психологии, когда все что могли раскладывали на составляющие и пытались изучать под микроскопом. Надо было как-то обосновать что психология – наука, вот и старались предметную область нарисовать. Изо всех сил

Вот при ориентировочном рефлексе, при сигналах тревоги, ощущения, или нюансы в них, играют роль. Какой-то не такой звук, какой-то не такой цвет или образ - чего-то не так здесь. В целом образ правильный, но вот какое-то малюсенькое ощущеньице фальшивит. Аларм, короче.

Есть в ощущении одна маленькая, но очень интересная для меня деталь – концентрация на отдельном ощущении – прямой путь в транс. Попробуйте сосредоточиться на том, что сейчас ощущает вторая фаланга вашего левого мизинца? Сосредоточьтесь на этом ощущении? И как? Получается? Для такого сосредоточения нам приходится выйти из обычного состояния, из комплексного восприятия реальности и войти в совершенно непривычное состояние концентрации и осознанного внимания. Но об этом позже.

Начинаем говорить о восприятии. Как говорит психология – восприятие это способ получить целостный образ. А еще психология говорит что восприятие заканчивается узнаванием.

Вот интересно получается – значит все что мы воспринимаем, оно в том или ином виде хранится в памяти? А если нет? Об этом наука как-то невнятно говорит.

Но прикол в том, что мы непрерывно воспринимаем окружающую нас реальность. Через органы чувств. Ну, допустим. А если мы реальность через органы чувств восприняли, а узнаванием это не закончилось – тогда что? Тогда мы считаем что эта реальность какая-то неправильная.

Вот мы видим дождь. А еще мы слышим дождь. А еще мы его осязаем (холодный и промозглый, сука). И он еще обязательно как-то пахнет. Если мы не нюхаем дождь это не говорит об отсутствии запаха. И он наверное какой-то на вкус.

Но вот момент, - дождь в городе и дождь в море во время шквала – это два разных дождя. И никакое узнавание здесь не поможет. Ну или упрощаем восприятие, убираем особенности, нюансы и впихиваем дождь-шквал в море в ячейку памяти «дождь». Зачем тогда куда-то ездить, что-то смотреть? Если все восприятия можно умять в одну ячейку?

Вот мы все это видим-слышим-нюхаем. Даже и узнаем, частично или полностью? И вдруг, представьте! одновременно с этим – представим очень даже реальное, тактильное ощущение: мурашки на затылке, дальше не шее, между лопатками и в области копчика. «Жопа чует» - так называют его иногда. Узнавание происходит? Нет не происходит. Ощущение есть? Есть. Оно связано с восприятием дождя? Да или нет, кто ж его знает то????

Не изучаем мы такие вещи и не осознаем. Они не прописаны в учебниках, они не укладываются в шаблоны и стандарты. Они остались где-то на периферии быта и в обрасти махровой развлекухи. Все что не научно – не верно. И не существует.

Нас приучили не думать. И не воспринимать реальность. Мы узнаем. Сравниваем с заложенным шаблоном, укладываем в единицы измерения, подгоняем под определения. Восприятие описано в науке очень упрощенно, и оно с определенного возраста сведено к простому распознаванию «шаблон1» - «шаблонN». Если то, что мы воспринимаем не попадает под шаблон – оно либо приписывается к ближайшему наиболее похожему опыту, либо просто игнорируется.

Если же все-таки человек начинает не подгонять реальность под шаблоны а просто ее воспринимать, принимать, непосредственно, без навязанных клише – у него сносит башню. От того, насколько жизнь богата впечатлениями и разнообразна. В этом случае доктора говорят о неадекватном восприятии реальности.

Так вот, возвращаясь к чуйке – состояние в котором мы воспринимаем нешаблонные, неквадратные воздействия, они собственно и есть измененные состояния сознания, трансом можно еще назвать, - это все она и есть.

Вот например: взгляните на человека, на его лицо. В какой-то микро-момент кажется что вы все про него знаете и понимаете, потому что так оно и есть. Но лишь до тех пор, пока мы не начинаем описывать то, что видим в категориях привычных шаблонов. И в этот момент, то тонкое, но практически полное знание о человеке, моментально утрачивается. Лицо человека, его глаза, - зеркало души. Всегда. Но языка шаблонов для этого зеркала не существует. Хотя бы уже потому, что язык шаблонов это набор признаков, а живое лицо не статично. Оно все время в движении, непрерывно меняется, живет. Так же как любое комплексное восприятие

Немного отвлечемся в сторону системного анализа. Он, напомню, считался чуть ли не панацеей, когда разрабатывался для решения сложных проблем. А потом стало понятно, что анализ, расчленение системы на элементы, имеет смысл лишь в историческом аспекте, чтоб удобнее было рассказывать. Для живой и действующей в реальном времени системы, метод системного анализа бесполезен. И руководители (те самые, с большой буквы Б), которые управляют сложными системами, пользуются именно чуйкой. Они способны в моменте воспринять состояние системы, полностью его оценить, принять и реализовать решение. Есть поговорка про армию: хороший командир умеет заставить подчиненных выполнить его решение. Если при этом решение верное – это отличный командир.

Состояние транса, чуйка, - это все совершенно нормальные, скажу больше – обыденные наши состояния. Мы просто о них где-то забыли, где-то не знаем. Привыкли пользоваться шаблонами. Поэтому чуйку пропускаем мимо ушей, не воспринимаем всерьез. Но когда мы вглядываемся в незнакомого человека, вслушиваемся в незнакомую музыку или в тишину, пытаясь различить что-то, когда мы вдыхаем незнакомый запах или наоборот, попадаем в квартиру где прошло наше детство и пахнет так же – это состояние включается.

Ощущение и восприятие – это как бы входы для информации извне. Есть здесь несколько моментов интересных. Первый – толщина мембраны, через которую проходят раздражители. Это может быть чисто биологические характеристики – какая-то особая анатомия органа чувств или физиология. Природные экстрасенсы – они просто тоньше чем другие воспринимают те или иные раздражители. Парфюмер, П. Зюскинда – очень хороший пример.

Есть другой момент – приобретенные или развитые при жизни способности. Кто-то видит профессионально, музыканты, конечно, слышат. Есть тактильные экстрасенсы. Кроме того, известен механизм компенсации потери способности воспринимать одну модальность через обострение других. Наша сенсорная система сама себя регулирует если что-то не так.

Бывают, как считается, люди толстокожие, они чувствуют только молоток между ушей, а есть тонкокожие, чувствительные, с тонкой душевной организацией. Распространенное клише – «солдафоны» и «поэты». На самом деле это лютое упрощение, аж до примитивизма. Все не так совсем. Я знаю людей, которых назвали бы очень толстокожими - военные, спортсмены-единоборцы, очень не склонные к разного рода сантиментам и поэзиям. Светлые песни Грига их не переполняют. Но вот что интересно, они абсолютно нормально воспринимают наличие и необходимость интуиции, прислушиваются к себе, и хорошо умеют с этим жить. Один мой Брат так рассказывал про Афган: «сделал три шага, остановился, послушал, сделал еще три. Остановился, послушал. Больше три шага не делай. Предсказуемый солдат – деньги снайперу».

А есть творческие личности, так называемые. Владеют музыкальными инструментами виртуозно. Но душа у них заскорузлая и ничего-то они не чувствуют. Помню работал я в ночном кабаке в начале 90-х и была там же семья музыкантов. Играли как боги! Но вот насчет тонкой душевной организации было у них так себе… Любим мы упрощать, хлебом не корми…

Отдельная история про экстрасенсов. От латинского sensus ( чувства, ощущения) и extra (сверх, вне), - экстра-сенс. В нашей картине мира (навязанной реальности) давно сложился образ экстрасенса как полуцыгана, полушарлатана, этакая тетка с красно-синими волосами, увешанная всякими амулетами и с густо накрашенным лицом, делающая пассы над шаром или блюдцем. Кашпировский и Чумак – яркие и уже похоже нарицательные имена. Между тем, экстра-сенсорное восприятие – совершенно ничего особенного. Просто человек пользуется не только тем что отведено ему в «навязанной реальности», но и всем тем, что дано ему природой.

Одна из причин, почему маленькие дети, до 8-10 лет, легко воспринимают иностранные языки и сразу берут безупречное произношение: дети слышат и воспроизводят звук в более широком диапазоне. Чужая речь содержит интонационные события, которых в родном языке нет. И пока ребенок маленький – он это может услышать и через подражание, воспроизвести. Когда ребенок подрастает, становится подростком и взрослым – его слух привыкает к наиболее часто употребляемым звуковым рисункам. И он перестает слышать и воспроизводить ненужное.

С чуйкой так же. Пока ты ребенок – ты воспринимаешь все. Таким, какое оно есть. Потом тебе взрослые объясняют и вдалбливают границы и шаблоны. Сначала мы сопротивляемся этому, а потом, большинство из нас становится «нормальными людьми». Мы воспринимаем мир не для того чтобы узнавать что-то и взаимодействовать с жизнью. А для того, чтобы сравнить с шаблоном и поставить впечатление на полочку. Состояние адекватно, психика сохранна. Молодец.

Чуйка – это умение слышать оркестр и воспринимать его энергетику. Причем не только слышать оркестр, играющий прямо сейчас, но и быть способным вообразить себе эту музыку.

Играет инструмент – барабан, к примеру. Мы его слышим. А вот тихие флейты – не слышим. А без них впечатление неполное. Музыка другая. А между тем, флейты играют, музыка звучит, но слышу я ее вполуха. А почему? А потому что взрослые приучили обращать внимание на барабан. А про флейты... так... иногда...

Так и окружающая реальность – она все время играет. Сигнал, или даже поток сигналов от реальности, поступает непрерывно. Но мы слышим только то, что привыкли. То, что нас научили воспринимать.

Как мы воспринимаем реальность? Известно как – через глаза. Разные ученые доказали, что при встрече, более 70 % информации о человеке мы воспринимаем от зрительного канала. Мы его видим. При этом, так же, многократно доказано, что остальная информация никуда не девается. Его звучание, тембры, ритмы, его запах, его движения в пространстве, ритмика, пластика – все это часть информации, которую мы получаем. Мы ее просто не осознаем – привыкли к другому. Мы смотрим.

Смотрим. Глазами. Мы воспринимаем большую часть информационного потока из передней полусферы. Куда глаза глядят, туда и смотрим. Даже когда человек говорит, мы должны смотреть на него, для того чтобы полнее воспринять сигнал. Если мы его не видим – сигнал другой, по телефону например. Но человек не живет в передней полусфере. Человек живет в среде. А среда – вокруг.

Собака например не даст подойти к себе сзади, хотя она тоже видит только переднюю полусферу.

Звуки, запахи, колебания пространства, все это часть среды. Но мы привыкли смотреть. Посмотреть, разглядеть, воспринять вплоть до узнавания и далее – чего-то решать и делать. И это именно тот момент, где мы проебываем флейты. И не только флейты.

Вот борщ возьмём – есть основа вкуса, мясной навар и свеколка… ух! Но хозяйка сыпанула щепоточку травки, и появилась… этакая нотка. Ее очень трудно ощутить, но она есть и без нее этот борщ был бы совсем другой. Чуйка – способность человека воспринять всю гармонию сложного потока, сигнала. Всю, целиком, в моменте. Потом будет другое совсем. Вчерашний борщ.

У вкуса и запаха нет истории. С ветром развеется. Если не принял сейчас – потом не будет. Чуйка – готовность и способность принять прямо сейчас. Без подготовки, без «повторных прогонов». Чуйка – умение принимать вкус и запах сиюминутного.

А еще, чуйка есть там, где человек может освободить голову от мусора. Слушать так, как будто никогда не смотрел и не слышал. Так попадают в человека по-настоящему новые знания. Это не говорит о том, что нужно забыть все что знаешь, вместо ложки есть руками и каждый раз заново узнавать дорогу от дома до работы. Нужно просто принимать поток так.