Найти в Дзене
Конспекты юриста

Конституционное право зарубежных стран

Оглавление

1. Предмет и источник конституционного права зарубежных стран.

Для предмета конституционного права зарубежных стран характерно единство 2 блоков общественных отношений:

1. Основы устройства государства и его взаимоотношений с человеком (регулируется преимущественно нормами, содержащимися в конституции того или иного зарубежного государства, и детализируется другими отраслями права).

2. Политические отношения, связанные с обеспечением воздействия населения на публичную власть (регулируется не только конституцией, но и другими источниками конституционного права).

Выстраивая систему источников конституционного права зарубежных стран, можно выделить следующие основные группы источников:

I. Национальные НПА.

Среди НПА доминирующие позиции принадлежат законодательным актам:

1. Конституция – основной закон государства.

2. Конституционные и органические законы (органическими называются законы, издание которых предусмотрено непосредственно в конституции).

3. Обычные или текущие законы.

II. Обычаи: под обычаями понимается исторически сложившееся правила поведения, закрепившиеся в сознании людей и в результате многократного применения вошедшие в привычку. Наиболее значительное место обычаи занимают в странах англосаксонского права.

III. Судебный прецедент: в странах англосаксонского права именно судебный прецедент является основным источником права. В доктринальном плане нередко проводятся различия между императивным (подлежат обязательному применению судами) и индикативным прецедентом (обязательным только для спорящих сторон).

IV. НПА наднационального характера и международные договора.

V. Общие принципы права.

2. Понятие главы государства в конституционном праве зарубежных стран. Разновидности глав государств.

Главой государства принято называть официальное лицо, занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами.

В современных странах главой государства по общему правилу выступает либо выборный президент, либо наследственный монарх. Весьма редко встречаются монархи, занимающие свой пост на основе выборов. Коллегиальный глава государства почти исчез из конституционной практики.

Преобладающая тенденция в странах – отказ от монархической формы правления и замена наследственного главы государства выборным президентом.

Вместе с тем институт монархического главы государства продолжает играть значительную роль во многих странах Востока. Сохранение монарха в качестве единоличного главы государства отражает заинтересованность их правящих кругов в использовании данного института, который в наименьшей степени подвержен влиянию конъектурных изменений в расстановке сил и формировании которого не связано с риском проведения выборов.

3. Компетенция главы государства в конституционном праве зарубежных стран.

1. Представительские функции: председательствует на церемониях, выступает с официальными обращениями к парламенту и посланиям к нации; большое значение имеют представительские функции главы государства в сфере внешних сношений: он считается всегда выступающим от имени своего государства.

2. Полномочия главы государства в области государственного управления: глава государства играет важную роль в формировании правительства.

В парламентарных республиках и монархиях глава государства не может назначить правительство, которое не обладает поддержкой парламентского большинства.

В странах, в которых глава государства наделен исполнительной властью, его полномочия в области государственного управления значительно более широкие (в президентских республиках президент является носителем исполнительной власти).

Полномочия главы государства в области правительственной деятельности включают в себя руководство административным аппаратом и вооруженными силами.

Полномочия в сфере законодательной деятельности.

В парламентских монархиях и республиках главе государства принадлежит формально право открытия и закрытия очередных и внеочередных сессий, а в ряде стран – право досрочного роспуска парламента или одной из его палат и назначения внеочередных выборов.

В республиках со смешанной формой правления глава государства обладает правом досрочного роспуска парламента (нижней палаты), возвращения законопроекта для повторного обсуждения, законодательной инициативой в конституционной сфере.

Одним из средств воздействия на парламент является право вето на законопроекты, вотируемые парламентом:

1. Абсолютное вето: окончательное отклонение главой государства законопроекта.

2. Отлагательное вето: отклонение законопроекта, которое может быть преодолено парламентом.

Также во многих странах глава государства пользуется правом издания собственных нормативных актов.

Внешнеполитические полномочия:

1. Верховное представительство страны в международных отношениях.

2. Назначение руководителя ведомства иностранных дел и дипломатических представителей страны за рубежом.

3. Дает указания о подготовке и проведении переговоров, подписывает международные договоры.

4. Объявление войны и заключение мира.

Полномочия в судебной области:

1. Назначение на судебные или высшие судебные должности.

2. Председательствовать в высших консультативных учреждениях.

3. Чрезвычайные полномочия.

4. Ответственность и прекращение исполнения обязанностей президента в конституционном праве зарубежных стран.

Прекращение президентского мандата наступает по истечении срока полномочий, в результате досрочной отставки, осуждения в порядке импичмента, отрешения от должности или смерти.

Согласно государственно-правовым доктринам, глава государства не несет политической (парламентской) ответственности. В парламентарной республике ответственность за действия главы государства возлагается на правительство, а в президентской республике глава государства – носитель правительственной власти – не ответственен за свои действия перед парламентом.

Президент республики несет, однако, судебную ответственность, основания и пределы которой устанавливаются конституцией или специальным законом.

Наиболее распространенным основанием для привлечения к ответственности является нарушение конституции, совершение тяжких государственных преступлений.

Институт импичмента предусмотрен законодательством многих развивающихся стран. Однако в целом в большинстве стран более частыми являются судебные процессы, организуемые после свержения главы государства.

5. Порядок формирования, структура и виды правительств зарубежных стран. Ответственность правительств зарубежных стран.

Наиболее распространенные модели образования правительств:

1. Формирование правительств на парламентской основе исходя из расстановки сил в парламенте (нижней палате) (свойственно для парламентских республик и монархий).

2. Внепарламентский способ образования (свойственно президентским республикам, дуалистическим монархиям).

В состав правительства помимо его главы входят обычно государственные министры, министры, министры без портфеля, статс-секретари.

В подавляющем большинстве зарубежных стран жестко фиксированная структура и численный состав правительств отсутствуют. Преобладающей тенденцией остается рост числа министерств и ведомств, связанный с усложнением функций государств.

Законодательство ряда стран устанавливает некоторые формальные требования, предъявляемые к членам правительства. Наиболее важные из них связаны с осуществлением депутатского мандата. Сравнительно редко встречаются возрастные ограничения.

Персональный отбор членов правительства законодательство большинство стран относит к ведению главы исполнительной власти. На практике подбор членов правительства в решающей степени связан с тем, какая политическая партия или блок партий является в данный момент правящий.

Срок полномочий правительства определяется на основе различных критериев. В президентских республиках оно назначается в принципе на срок полномочий самого главы исполнительной власти. В парламентских странах правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства в парламенте.

6. Особенности конституции США и Японии.

Особенности конституции США.

Конституция США была разработана Федеральным конвентом и принята в 1787 г. По ней высшая законодательная власть принадлежит 2-х палатному Конгрессу, исполнительная власть – президенту США, судебная власть – Верховному суду США.

Конституция США относится к числу «жестких», т. к. она изменяется в более сложном порядке, чем обычные законы. Поправки и дополнения к ней могут быть приняты либо 2/3 голосов членов обеих палат Конгресса (как правило) либо Конвентом, созываемым по требования 2/3 законодательных собраний штатов. Поправки и дополнении входят в силу после того, как будут ратифицированы 3/4 законодательных собраний штатов, либо 3/4 конвентов, специально созываемых с этой целью в штатах.

Конституция США закрепляет США президентской республикой. По форме государственного устройства – федерация.

Структура конституции: состоит из преамбулы, 7 статей и 27 поправок.

Поправки не инкорпорируются в конституцию, т. е. не вносятся непосредственно в ее текст; утратившие силу положения не заменяются на новые. Поправки публикуются отдельным списком, каждая под свои номером в хронологическом порядке. Первые 10 поправок называются «Биллем о правах».

Особенности конституции Японии.

Конституция Японии была принята парламентом в октябре 1946 г. и вступила в силу 3 марта 1947 г. в силу своей жесткости она осталась в неизменном виде.

В конституции Японии можно выделить следующие особенности:

1. Закреплен принцип народного суверенитета.

2. Сохранена конституционная монархия во главе с императором.

3. Высшим органом государственной власти объявлен парламент.

4. Предусмотрена 2-х палатная структура парламента, состоящего из 2 выборных палат – палаты представителей и палаты советников.

5. Парламенту предоставлено право формировать правительство.

6. Правительство ответственно перед парламентом.

7. Конституционно закреплен принцип – обязательство об отказе Японии от войны и вооруженных сил. (Япония не имеет своей армии).

Структура конституции Японии: состоит из 11 глав и 103 статей.

7. Правовой статус президента США и главы Японии.

Правовой статус президента США.

Президент является не только главой государства, но и главой высшей исполнительной власти.

Президент избирается выборщиками (которые выбираются непосредственно избирателями) сроком на 4 года. Президентом может быть избран гражданин США по рождению, достигший 35 лет и постоянно проживающий в стране не менее 14 лет. Избранным считается кандидат, за которого проголосовало абсолютное большинство выборщиков. Если ни один кандидат не получил абсолютного большинства голосов выборщиков, президент выбирается Палатой представителей из 3 кандидатов, получивших относительное большинство голосов.

Не считая полномочий президента США как главы исполнительной власти, президент США является главнокомандующим армии и флота США, периодически представляет Конгрессу информацию о положении страны, подписывает законы, обладая правом вето, которое может быть преодолено 2/3 голосов парламентариев каждой из палат.

Правовой статус главы Японии.

1-е статьи конституции Японии посвящены регулированию статуса и полномочий императора. Согласно ст. 1 конституции Японии император является символом государства и единства народа, которому принадлежит суверенная власть.

Император Японии:

1. Является сугубо церемониальной фигурой.

2. Не имеет самостоятельных полномочий по управлению государством.

3. Император, в частности, промульгирует законы и правительственные указы, созывает парламент, издает акт о роспуске парламента, принимает верительные грамоты от иностранных послов и др.

Императорский трон передается по наследству. Императором может быть только мужчина.

Организационным обеспечением деятельности императора занимается особый орган – Совет императорского дома.

8. Правовой статус органов законодательной и исполнительной власти США.

Правовой статус органов законодательной власти США: конституция США провозглашает, что все полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу США, который состоит из Сената и Палаты представителей. Обе палаты избираются на основе всеобщих прямых равных выборов при тайном голосовании. Палата представителей состоит из 435 депутатов, избираемых одновременно на 2 года по одномандатным округам с использованием мажоритарной системы относительного большинства. Представителем может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее 7 лет, достигшее 25 лет и проживающее в штате, на территории которого находится избирательный округ, от которого он избирается.

Сенат состоит из 100 сенаторов: по 2 от каждого штата. Срок полномочия сенатора составляет 6 лет, но обновляется Сенат постепенно: через каждые 2 года на 1/3. При этом от одного штата на каждых выборах избирается только один сенатор (по мажоритарной системе). Сенатором может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее 9 лет, достигшее 30 лет и проживающее в штате, от которого он избирается.

Палату представителей возглавляет избираемый палатой спикер, а Сенат – вице-президент.

Компетенция Конгресса: право устанавливать и взимать федеральные налоги, пошлины, объявлять войну, регулировать порядок приобретения гражданства, издавать законы.

Конгресс работает в сессионном порядке (с января по октябрь с перерывами на каникулы). В законодательном процессе палаты равноправны (законопроекты могут быть внесены в любую из палат, за исключением финансовых, вносимых только в палату представителей). Закон считается принятым только в том случае, если за него проголосовало большинство парламентариев в каждой палате, т. е. если он принят палатами в идентичной редакции.

Правовой статус органов исполнительной власти США: осуществляется президентом США. Он является главой государства и главой высшей исполнительной власти государства. Президент руководит кабинетом, при этом министры являются лишь советниками при нем: все решения президент принимает единолично. Президент не несет политической ответственности, но к нему может быть применена юридическая ответственность в форме импичмента.

9. Правовой статус органов законодательной и исполнительной власти Японии.

Правовой статус органов законодательной власти Японии: согласно конституции парламент является высшим органом государственной власти и единым законодательным органом страны. Японский парламент состоит из 2 палат – Палаты советников и палаты представителей.

Палата советников включает 252 советника, избираемых на 6 лет с переизбранием половины состава советников каждые 3 года.

Палата представителей избирается на 4 года в количестве 500 депутатов. Может быть досрочно распущена актом императора по требованию правительства, верхняя палата роспуску не подлежит. Парламент формируется путем всеобщих и прямых выборов. Основу парламентской избирательной системы составляет смешанная система, сочетающая в себе элементы мажоритарной и пропорциональной систем.

Активное избирательное право на выборах в обе палаты предоставлено гражданам в возрасте от 20 лет, проживающим в избирательном округе не менее 3 месяцев и внесенным в списки избирателей, пассивное избирательное право реализуется от 25 лет для палаты представителей и 30 лет для палаты советников.

Палата представителей избирается по следующей схеме: 300 депутатов избираются по одномандатным округам, а 200 – по 11 региональным блокам по списку политических партий пропорционально полученным голосам. Каждый избиратель имеет по 2 голоса.

Палата советников избирается следующим образом: 152 советника избираются от 48 многомандатных округов. Кроме того создается общенациональный округ, в котором избиратели голосуют за одну из политически партий.

Избранные от этого округа в палату 100 советников отбираются из кандидатов, заранее включенных каждой партией в свой список, пропорционально числу набранных каждой партией голосов. Т. о. избиратель один голос отдает за конкретного кандидата, а второй – за политическую партию.

Полномочия законодательного органа: законотворчество, контрольные функции за деятельностью правительства.

Правовой статус органов исполнительной власти Японии: согласно конституции Японии Кабинет министров осуществляет исполнительную власть. В него входят премьер-министр и другие государственные министры.

По традиции главой Кабинета становится лидер партии парламентского большинства.

В соответствии с законом о Кабинете министров премьер-министр назначает не более 20 государственных министров, при этом большинство министров должно быть избрано из числа членов парламента. Фактически все члены Кабинета – парламентарии. Все члены Кабинета утверждаются указом императора.

В период нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной ответственности без согласия на то премьер-министра, он может по своему усмотрению отстранять министров от должности. Кабинет министров несет коллективную ответственность перед парламентом.

Заседания Кабинета министров являются закрытыми, проводятся 2 раза в неделю в период парламентских сессий, решение принимается единогласно или на основе консенсуса.

10.Особенности конституции Великобритании.

Конституция Великобритании является неписанной, ее особенностью является наличие в ней устных источников права. Слагается из 2 частей: писаной и неписаной.

По способу изменения конституция является гибкой. Конституция Великобритании в формальном смысле не существует.

Источниками конституционных норм являются:

1. Статуты: категория актов, составляющих британскую конституцию, охватывает акты парламента и акты делегированного законодательства.

2. Судебные прецеденты: постановления судов по конституционным вопросам, являющиеся обязательными при рассмотрении судами аналогичных дел в будущем. Значение прецедентов признается не за всеми судебными постановлениями, а лишь за актами высших судов, к числу которых относятся суды, входящие в состав Верховного суда Англии и Уэльса, а также палата Лордов и Тайный Совет.

3. Конституционные соглашения: по своей нормативной природе представляют нормы обычного права.

4. Доктринальные источники: опубликованные мнения ученых-юристов по вопросам конституционного права.

11.Правовой статус главы Великобритании.

Монарх – глава государства и источник суверенитета, он юридически занимает 1-е место в системе органов государственной власти.

В Великобритании действует кастильская система престолонаследия, согласно которой королевский трон передается по наследству сыну бывшего монарха, а если нет сыновей, то старшей дочери.

Полномочия подразделяются на 2 группы:

1. Статутные: предоставлены монарху актами парламента.

2. Прерогативные: исключительные права монарха, существующие на основе обычая:

· Личные (право на атрибуты монаршей власти, право иметь двор, право на содержание за счет средств государственного бюджета).

· Политические (формально являются весьма значительными, но на практике самостоятельно им не используются).

Наряду с палатами монарх считается составной частью парламента. Формально монарх обладает также правом абсолютного вето, право роспуска нижней палаты парламента, право назначение премьер-министра, а по его предложению – министров.

· Судебные (характеризуются тем, что от его имени объявляются амнистии и помилования, назначаются судьи).

Монарх – главнокомандующий Вооруженными силами, он назначает высших должностных лиц в армии.

Специфика статуса монарха: он глава англиканской церкви, а когда пересекает границу Шотландии, становится главой пресвитерианской церкви.

Все акты монарха контрассигнуются премьер-министром.

12.Правовой статус органов законодательной и исполнительной власти Великобритании.

Законодательные органы Великобритании: в настоящее время парламент Великобритании состоит из монарха и 2 палат:

1. Палата общин (нижняя палата) – общенациональный представительный орган, избираемый единовременно на 5 лет по мажоритарной системе. Каждый избирательный округ представлен 1 депутатом.

2. Палата лордов: имеет 4 вида членства:

· духовные лорды (епископы англиканской церкви);

· лорды-юристы;

· наследственные пэры;

· пожизненные пэры.

Пассивным избирательным правом пользуются граждане, достигшие 21 года и обладающие правом голоса (исключение: священники, лица, находившиеся на государственной службе, банкроты).

Число избираемых депутатов палаты общин соответствует количеству избираемых округов. Определяя состав депутатского корпуса палаты общин, нужно учитывать 2 фактора:

· партийную принадлежность;

· региональное представительство.

Спикером палаты общин является должностное лицо, избираемое палатой из числа своих членов, он не может участвовать в дебатах, не может принадлежать ни к одной из представленных политических партий. Как правило, наиболее уважаемый и старейший член.

Во главе палаты лордов стоит лорд-канцлер, входящий в состав кабинета и назначаемый монархом по предложению премьер-министра сроком на 5 лет.

Функции палаты лордов:

· законодательные (внесение поправок в законопроекты, отклонение законопроектов);

· контрольные (создание комитетов ad hoc для изучения вопросов);

· судебные.

Исполнительные органы Великобритании: имеется правительство, включающее премьер-министра и около 100 министров. Правительство формируется каждый раз после парламентских выборов или отставки предыдущего правительства премьер-министром обычно становится лидер партии парламентского большинства, а министрами — другие ее влиятельные члены. Формально назначение осуществляет монарх (по предложению премьер-министра).

Правительство никогда вместе на заседаниях не собирается. В рамках правительства действует кабинет – собрание министров (около 20). Назначение в состав кабинета производится лично премьер-министром. Кабинет принимает все решения от имени правительства. Существует только на основе обычая.

13.Особенности конституции ФРГ и Итальянской республики.

Особенности конституции ФРГ: основной закон принимался как временная конституция, а потому не был назван конституцией. Основной закон состоит из преамбулы и 14 разделов, причем 3 раздела были включены в конституцию позднее, в процессе внесения поправок.

Преамбула Основного закона содержит положения, что его учредителем является немецкий народ.

По форме правления ФРГ является парламентарной республикой.

По способу изменения Основной закон ФРГ можно отнести к жестким конституциям: Основной закон может быть изменен только законом, который специально изменяет или дополняет текст Основного закона. Такой закон требует одобрения в 2/3 голосов депутатов Бундестага и в 2/3 голосов членов Бундесрата.

Охрану конституции осуществляет федеральный конституционный суд. Он проверяет законы на предмет их формального и материального соответствия конституции.

Особенности конституции Итальянской республики: состоит из вводного раздела и 2 главных частей, переходных и заключительных постановлений. Всего в конституции 139 статей. Принята Учредительным собранием, вступила в силу в 1948 г.

Конституция имеет жесткий характер.

14.Правовой статус главы ФРГ и Итальянской республики.

Правовой статус главы ФРГ: президент ФРГ избирается специальным органом, который носит наименование Федерального Собрания. Он создается только для выборов президента.

Президентом ФРГ может быт избран гражданин ФРГ, обладающий правом избрания в Бундестаге и достигший 40 лет. Правом выдвижения кандидатуры на пост президента обладает каждый член Федерального Собрания. Обсуждение кандидатур не производится. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов членов Федерального Собрания в 1 или 2 туре голосования (если в 1 или 2 туре не получил, то в 3 туре достаточно относительного большинства голосов).

Президент избирается сроком на 5 лет с правом повторного избрания, но не более 2 раз подряд.

Полномочия: подписывает ФЗ, выдвигает кандидатуру на пост федерального канцлера, назначает по предложению федерального канцлера федеральных министров, представительство ФРГ на международной арене, назначение и отзыв послов ФРГ; может объявлять с согласия Канцлера «состояние обороны».

Для вступления в действие распоряжений и указаний президента необходима их контрасигнация федеральным канцлером или компетентным федеральным министром.

Федеральный президент не несет политической ответственности перед представительным органом ФРГ.

Правовой статус главы Итальянской республики: в конституции предусмотрен непрямой порядок избрания президента. Он избирается не общенародным голосованием, а парламентом на совместном заседании всех его членов. Кроме парламентариев в выборах участвуют также по 3 делегата от каждой области. Президент избирается на 7 лет. Для избрания, которое проводится тайным голосованием, необходимо получить 2/3 голосов, однако после 3 тура достаточного абсолютного большинства.

Президентом может быть избран любой гражданин в возрасте не менее 50 лет, пользующийся гражданскими и политическими правами. Пост президента не совместим с другой должностью.

Президент не ответственен за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей.

Конституция указывает на то, что любой акт президента должен быть контрассигнован предложившим его министром, который несет ответственность за этот акт.

15.Правовой статус органов законодательной и исполнительной власти ФРГ.

Правовой статус органов законодательной власти ФРГ:

1. Бундестаг – законодательный орган ФРГ. Он состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного прямого избирательного права путем свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года.

Право избирать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет и проживающих на территории ФРГ не менее 3 месяцев. Право быть избранным имеют лица, достигшие 18 лет, состоящие не менее 1 года в гражданстве ФРГ и не лишенные активного избирательного права.

Число членов Бундестага – 656.

При выборах депутатов Бундестага применяется смешанная избирательная система. Половина состава Бундестага (328 депутатов) избираются в избирательных округах, по 1 депутату от каждого округа. Другая половина избирается по так называемым спискам партий.

Каждый избиратель на выборах в Бундестаг имеет 2 голоса.

В избирательном округе избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем другие кандидаты (мажоритарная система относительного большинства). Остальные 328 мест заполняются кандидатами из земельных списков партий.

Непосредственное руководство деятельностью Бундестага осуществляет его председатель (именуется президентом).

Решения принимаются большинством голосов. Законодательная процедура регулируется регламентом, предусмотрено правило 3 чтений.

2. Бундесрат – федеральный орган, посредством которого земли участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти, а также в делах ЕС.

Не является выборным органом состоит из членов правительств земель. Каждая земля назначает столько членов в Бундесрат, сколько она имеет голосов. Члены Бундесрата назначаются и отзываются правительствами земель.

Бундесрат не имеет определенного срока полномочий. Состав Бундесрата меняется по частям в связи с результатами выборов в ландтаги земель ФРГ и формировании новых правительств.

Полномочия: право законодательной инициативы; в согласии Бундесрата нуждаются многие постановления федерального правительства, участвует в федеральном надзоре за землями.

Правовой статус органов исполнительной власти ФРГ: осуществляется федеральным правительством, который формируется следующим образом: в начале легислатуры Бундестаг по предложению федерального Президента избирает федерального Канцлера – главу Правительства. Остальные члены Правительства назначаются и увольняются федеральным Президентом по предложению Канцлера без участия Бундестага.

Руководящее положение в Правительстве занимает федеральный Канцлер, именно он определяет основной курс политической линии федерального Правительства.

Заседания федерального Правительства созываются по мере необходимости, обычно 1 раз в неделю. Заседания закрытые.

16.Правовой статус законодательных и исполнительных органов Итальянской республики.

Правовой статус законодательных органов Итальянской республики: парламент состоит из 2 палат:

1. Палата депутатов.

2. Сенат республики.

Обе палаты полностью равноправны.

Палата депутатов избирается всеобщим и прямым голосованием по отдельным избирательным округам пропорционально числу населения каждого округа и состоит из 630 депутатов.

Сенат республики имеет смешанный состав, он включает 315 избранных сенаторов, а также сенаторов, назначенных по праву (бывшие президенты, граждане, которые имеют особые заслуги).

Первое заседание парламента проводится не позднее 20 дней после дня выборов.

Заседания являются открытыми.

Парламент избирает президента, консультирует президента при назначении правительства, объявляет состояние войны, ратифицирует международные договоры политического характера, утверждает бюджет и отчет о расходах.

Законотворчество является основной обязанностью парламента. Любой законопроект первоначально рассматривается в одной из палат парламента и в случае его одобрения направляется для происхождения аналогичной процедуры в другую палату.

Конституция предусматривает 2 процедуры принятия законов:

1. Обычную: законопроект после его обсуждения в соответствующих комиссиях палаты утверждается самой палатой.

2. Срочную: рассмотрение и утверждение законопроекта осуществляется непосредственно в комиссиях, если иного порядка не потребует правительство или 1/10 часть членов палаты.

Правовой статус исполнительных органов Итальянской республики: правительство – высший орган исполнительной власти.

В состав правительства входят председатель Совета министров и министры, которые вместе образуют Совет министров.

Совет министров выступает с законодательными инициативами, обеспечивает принятие законов и декретов. Особого внимания заслуживает возможность осуществления правительством прямых законодательных функций: в случае необходимости и срочности правительство под свою ответственность принимает временные положения, наделяемые силой закона. Однако такие срочные декрет должны быть представлены в тот же день в парламент для их последующего утверждения.

Наряду с собственно министрами, которые осуществляют руководство в конкретной области, в правительство входят также министры без портфеля. Они обладают теми же правами и полномочиями и несут ту же политическую ответственность за деятельность правительства, как и другие министры.

Политическую ответственности правительство в целом и каждый министр в отдельности несут перед парламентом.

17.Особенности конституции Французской республики.

Конституция принята в 1958 г. в результате референдума. Состоит из преамбулы и 15 разделов.

Конституция установила республиканскую форму правления смешанного типа. Специфика конституции заключается в том, что она подтверждает доминирующее положение исполнительной власти.

Конституция относится к числу «жестких».Согласно конституции предусмотрены 2 различные процедуры внесения изменений в текст конституции:

1. Вотирование конституции посредством референдума.

2. Возможность принятия поправок на основе решения специально созываемого конституционного конгресса.

Конституционный контроль осуществляется Конституционным Советом.

18.Правовой статус президента Французской республики.

Президенту принадлежит центральное место в системе государственных органов. Согласно ст. 5 Конституции он следит за соблюдением Конституции, обеспечивает нормальное функционирование государственных институтов, принимает меры по обеспечению национальной независимости и территориальной целостности, обеспечивает соблюдение международных соглашений и договоров.

Президент избирается путем всеобщего прямого равного и тайного голосования. Срок полномочий – 7 лет. Ограничений для переизбрания не установлено. Выборы проводятся по мажоритарной системе: в 1-м туре – абсолютного большинства. Во 2-м – относительного большинства.

Кандидат в президенты должен удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к лицам, избираемым в парламент.

Полномочия президента: право законодательной инициативы, право отлагательного вето, право досрочного роспуска Национального собрания; его актами производится назначение и перемещение профессиональных судей, обладает правом помилования.

19.Правовой статус органов законодательной и исполнительной власти Французской республики.

Правовой статус органов законодательной власти Франции: парламент состоит из 2 палат:

1. Национальное собрание: состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего и прямого голосования применяется мажоритарная система выборов в 2 тура. Кандидатом может быть любой гражданин, пользующийся в полном объеме избирательными правами и достигший 23 лет. Одновременно с депутатом избирается его заместитель, который занимает место в палате в случае досрочной вакансии. Срок полномочий Национального собрания – 5 лет. Состав его обновляется полностью.

2. Сенат:члены этой палаты избираются сроком на 9 лет, обновление происходит по третям каждые 3 года. Сенаторы избираются путем косвенных выборов, особыми коллегиями выборщиков, в которых преобладают представители муниципальных советов коммун. Заседания палаты открытые. Каждая палата создает 6 постоянных комиссий.

20.Особенности конституции Индии и КНР.

Особенности конституции Индии: принята Конституционным собранием в 1950 г., состоит из преамбулы и 491 статей. Объединенных в 25 частей и 13 приложений. Конституция закрепляет комбинированную систему принятия поправок, позволяющих довольно оперативно изменять положения основного закона. Большая часть поправок принимается парламентом простым способом.

Особенности конституции КНР: принята в 1982 г., в ней провозглашается полновластие представительных учреждений, состоит из введения и 4 глав, которые объединяют 138 статей. Конституция относится к числу «жестких»: изменения вносятся по предложению постоянного комитета ВСНП или 1/5 общего числа депутатов ВСНП и принимаются квалифицированным большинством в 2/3 голосов всех депутатов.

21.Правовой статус президента Индии и Председателя КНР.

Правовой статус президента Индии: президент избирается сроком на 5 лет по системе единственного передаваемого голоса особой избирательной комиссией, состоящей из выборных членов обеих палат парламента и избираемых депутатов легислатур штатов.

Президентом может быть избран гражданин Индии, достигший 35 лет и отвечающий требованиям, предъявляемым к депутатам Народной палаты. Может переизбираться неоднократно.

Президент Индии является главой государства и формально наделен большой исполнительной властью. Однако он обязан следовать советам правительства. В результате практически все полномочия президента осуществляются от его имени Советом министров, а точнее премьер-министром.

За нарушение Конституции президент может быть подвергнут процедуре импичмента.

Президент назначает правительство, созывает и распускает сессии парламента , имеет большие законодательные полномочия (отлагательное вето, промульгирует (оглашает) законы, указы президента имеют силу закона).

Правовой статус председателя КНР: председатель КНР – глава государства. Председателем может быть избран гражданин КНР, обладающий избирательным правом и достигший 45 лет.

Председатель КНР избирается ВСНП на срок , соответствующий сроку полномочий ВСНП.

Председатель КНР публикует законы, назначает высших должностных лиц, награждает государственными орденами, осуществляет помилование и др.

22.Правовой статус органов законодательной и исполнительной власти Индии.

Правовой статус органов законодательной власти Индии — парламент состоит из 3 частей:

1. Президент.

2. Совет штатов.

3. Народная палата (нижняя палата).

Общее число депутатов Народной палаты не должно превышать 525 представителей от штатов + 20 представителей союзных территорий и 2 представителей англо-индийской общины, назначаемых президентом. Срок полномочий 5 лет. Места распределяются пропорционально в связи с количеством населения штата.

В отличие от Народной палаты Совет штатов не может быть досрочно распущен. Большинство избирается членами законодательных собраний штатов. Формируется косвенными выборами. Состав обновляется на 1/3 каждые 2 года. Возглавляется вице-президентом.

Правовой статус органов исполнительной власти Индии: Совет министров – коллективный орган исполнительной власти, состоящий из премьер-министра и министров, назначаемых президентом.

Министр должен быт депутатом любой из палат Парламента или стать им в течение 6 месяцев с момента назначения.

Совет министров насчитывает 50-60 членов. Совет министров редко собирается в полном составе. Вопросы решаются Кабинетом – узким составом правительства, в который входят 15-20 руководителей наиболее важных отраслей. Совет министров, как и Кабинет возглавляется премьер-министром. Обычно решения принимаются с общего согласия без формального голосования.

23.Правовой статус органов законодательной и исполнительной власти КНР.

Правовой статус органов законодательной власти КНР: высшим органом государственной власти в КНР, согласно ст. 5 Конституции, является однопалатное Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Срок полномочий – 5 лет. Выборы депутатов ВСНП проводятся под руководством Постоянного комитета ВСНП. Общее число депутатов не должно превышать 3 тыс. человек.

Депутаты ВСНП, как и депутаты все других СНП, работают на «непостоянной» основе, т. е. выполняют депутатские обязанности, не прекращая своей основной производственной деятельности.

ВСНП является субъектом законодательной инициативы, формирует важнейшие государственные органы, избирает и смещает весь состав Постоянного комитета ВСНП, утверждает и освобождает от должности премьера государственного совета и т. д.

ВСНП работает в сессионном порядке. решения принимаются большинством голосов.

Постоянный комитет ВСНП является постоянно действующим органом ВСНП. Одновременно с этим осуществляя наряду с ВСНП законодательную власть в стране. Численный состав – 150 человек из числа депутатов ВСНП.

Правовой статус органов исполнительной власти КНР: государственный совет – исполнительный орган государственной власти, важнейший государственный административный орган страны.

Формирование Гос. совета происходит на 1-й сессии ВСНП: главу Гос. совета – премьер-министра – утверждает ВСНП по представлению председателя КНР. Все остальные лица, входящие в состав Гос. совета утверждаются ВСНП по представлению премьера.

Срок полномочий Гос. совета соответствует сроку полномочий ВСНП. Гос. совет несет ответственность за свою деятельность перед ВСНП.

24.Используемые источники.

1.

1. Конституционное право зарубежных стран \ учебник для вузов. Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. — М.: Норма, 2004.

2. Конституционное право зарубежных стран: учебно-практическое пособие. М.: Евразийский открытый институт, 2011.

3. Конституционное право зарубежных стран: учебник. / И. Н.
Зубов, Г. А. Василевич, Е. Н. Хазов и др. ; под ред. Е. Н.
Хазова, И. Н. Зубова. -М. :Юнити-Дана,2013 .