Продолжаем рубрику об Ф. М. Достоевском. До этого мы говорили о том, как русский писатель очутился в Silent Hill 2, как он повлиял на довольно популярный ныне жанр «скандинавский нуар» и каким образом его идея «двойника» оказала влияние на современные психологические триллеры. Сейчас же мы кратко разберём (чтобы не было скучно!) идею «подполья», которая так часто прослеживается всё в тех же психологических триллерах. Итак, кто такой «подпольный человек»? Это личность, отвергающая законы и правила внешнего мира, его лицемерие и непостоянность; это человек, предпочитающий свободу и независимость законам выгоды и расчёта. Но это лишь с одной стороны. С другой, это очень замкнутый и озлобленный человек, не имеющий возможности реализовать себя в жизни. Впервые этот образ предстал в повести «Записки из подполья».
Этот «собирательный образ», столь противоречивый и неодносложный, был великолепно изображён Робертом де Ниро в культовом фильме «Таксист», где главный герой, надломленный внешними обстоятельствами и озлобленный на всю «грязь» окружающей его действительности, в конце фильма идёт на убийство местной мафии. Для него это не только способ вырваться из замкнутого круга порочной реальности, но и попытка «самореализоваться». Тем, кто не видел этот фильм – смотреть обязательно!
Далее у нас есть британо-американский актёр Кристиан Бэйл, который многим запомнился своей ролью Бэтмена в «Тёмном рыцаре». Он также сыграл в психологическом триллере «Машинист» из которого буквально со всех щелей сквозит влияние Ф. М. Достоевского, преимущественно здесь прослеживается «Преступление и наказание» и «Записки из подполья». Фильм демонстрирует душевные психологические муки одного человека, совершившего ужасный поступок, и погружённого в своё «подполье», то есть, в самого себя. Это очень жёсткий и реалистичный триллер и Кристиан Бэйл справился со своей ролью на все 10 баллов!
Помимо двух этих великолепных триллеров, образ «человека из подполья» отмечается много где, сюда можно приплести и образ «Джокера» из серии Бэтмен. Но остановимся на достигнутом. Кстати, американская рэп-рок группа «Hollywood Undead» даже назвала альбом в честь повести Достоевского – «Notes from the Underground», а турки, казалось бы, такие далёкие от «русской действительности», даже экранизовали эту повесть.