1. Предмет и система земельного права.
Земельное право как наука – совокупность доктрин, концепций, содержащих анализ земельно-правовых норм и практики их применения, устанавливающих соотношение норм земельного законодательства с нормами иных отраслей права.
Земельное право является самостоятельной учебной дисциплиной, в рамках которой изучаются доктрины и концепции земельных норм, проводится анализ земельного законодательства и практики его применения.
Предметом земельного права являются общественные отношения, возникающие по поводу владения, пользования, распоряжения земельными участками и охраны земель, как основы жизни и деятельности людей, проживающих на соответствующей территории.
Земельное право, как отрасль права – совокупность правовых норм, устанавливающих определенный режим регулирования отношений по поводу использования и охраны земель как природного объекта и природного ресурса, а также как недвижимого имущества.
Предмет правового регулирования – земельные правоотношения, специфика которых обусловлена особенностями земли как природного объекта, природного ресурса и недвижимого имущества, объекта права собственности и иных прав.
Систему земельного права составляют правовые институты, объединенные в общую и особенную часть.
В общую часть земельного права включены правовые институты, содержащие нормы, регулирующие отношения по использованию любых земельных участков, независимо от того, для какой цели они предоставлены.
В особенную часть включены правовые институты, содержащие нормы, определяющие режим использования земель различных категорий.
2. Основные принципы, методы правового регулирования.
Основные принципы определены в статье 13 Конституции РФ:
· учет значения земли как основы жизни и деятельности человека;
· принцип приоритетной охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества;
· приоритет охраны жизни и здоровья человека;
· принцип участия граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.
· принцип сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий;
· принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ними объектов;
· принцип платности использования земель;
· принцип деления земель по целевому назначению на категории и др.
Методы земельного права – это система средств и способов воздействия на участников общественных отношений, позволяющих обеспечить их соответствующее поведение.
Императивный метод применяется в сфере управления использованием и охраной земель. Диспозитивный метод выражается в том, что участники наделены равными правами.
3. Объекты земельных отношений.
К объектам земельных отношений относятся:
· земля как природный объект и природный ресурс;
· земельные участки как часть земной поверхности, границы которых определены в соответствии с федеральным законодательством;
· части земельных участков могут выступать объектами земельных отношений в случае когда, например, устанавливаются охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования на часть земельных участков. Часть земельного участка не может быть предметом гражданско-правовых сделок.
Образование земельных участков осуществляется посредством:
1. Раздела – образовываются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого образовались земельные участки, прекращает свое существование, за исключением раздела земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному не коммерческому объединению граждан. У собственника земельного участка при его разделе возникает право собственности на все образованные земельные участки.
2. Выдел – в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе образования одного иди несколько земельных участков.
3. Объединение смежных земельных участков – образуются один земельный участок и существование смежных земельных участков прекращается. Не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования, за исключением случаев, когда все указанные земельные участки предоставлены одному лицу. Допускается объединение земельных участков, обремененных залогом, с земельным участком, не обремененным залогом, при этом право залога распространяется на весь образованный земельный участок.
4. Перераспределение нескольких смежных земельных участков – образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается.
4. Цели и содержание землеустройства.
Сущность землеустройства, имеющим своим объектом землю как основной природный ресурс и главное средство производства, заключается в его назначении передаче последним поколениям земельных ресурсов в состоянии пригодном для использования.
Цель – постоянное улучшение земель, эффективное их использование и охрана.
Содержание землеустройства:
· упорядочение существующих и образованных новых землепользований;
· внутрихозяйственная организация территории упорядоченных старых и вновь образованных землепользований, включая ведение экологически обоснованных севооборотов, садов и т. д.;
· выявление новых земель для перевода в более высокую категорию по целевому назначению;
· отвод во владение и пользование и изъятие земельных участков;
· установление и изменение граничных черт городов, поселков и сельских населенных пунктов;
· проведение топографо-геодезических и т. п. обследований.
5. Государственный контроль за охраной и использованием земель.
Контроль за использованием и охраной земель – деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение соблюдения земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Объектом государственного земельного контроля являются земельные участки и отношения, связанные с их предоставлением, использованием и изъятием.
Выделяют 4 вида контроля:
1. Государственный. При осуществлении государственного контроля используются сведения:
· государственного кадастра недвижимости;
· государственного мониторинга земель;
· производственного земельного контроля;
· государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства и иные сведения;
· иные действия.
1. Муниципальный. Осуществляется органами местного самоуправления и распространяется на территорию муниципального образования.
2. Общественный. Осуществляется органами территориального общественного самоуправления (ТОС), иными общественными организациями.
3. Производственный. Осуществляется собственниками, землевладельцами.
6. Охрана, консервация, мониторинг земель.
Охрана земель имеет следующие цели:
· предотвратить деградацию, загрязнение и т. п., другие негативные воздействия хозяйственной деятельности;
· обеспечить улучшение, восстановление земель, подверженных деградации, и т. д.
Таким образом, мероприятия по охране земель имеют превентивное или восстановительное значение.
Консервация земель производится в порядке, установленном Правительством РФ в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородных почв и загрязненных территорий.
Мониторинг земель – система наблюдения за состоянием земель. Объектом являются все земли РФ.
Выделяют 3 вида мониторинга в зависимости от объекта:
1. Федеральный (объект – все земли РФ).
2. Региональный (объект – территория, ограниченная административными, экономическими и иными границами).
3. Локальный (объектом может быть отдельный земельный участок).
В процессе мониторинга проводятся изыскание, обследование, съемка и наблюдение.
7. Разграничение прав государственной собственности на землю.
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Государственная собственность существует в 2 видах:
1. Федеральная. Право собственности на земельные участки у РФ, ее субъектов и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки, а основанием государственной регистрации являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у названных субъектов возникло право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
В случае недостижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю разрешаются в суде.
РФ вправе также приобрести земельный участок в федеральную собственность по основаниям, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с Конституцией РФ за нею признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе.
Находящиеся в государственной собственности земельные участки закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования или передаются в аренду либо в безвозмездное срочное пользование.
1. Субъектов РФ. В собственности субъектов РФ находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральным законодательством, либо те, которые приобретены этими субъектами по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Право собственности субъектов РФ возникает также на земельные участки:
· занятые недвижимым имуществом, находящихся в собственности субъектов РФ;
· предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданными органами государственной власти субъектов РФ.;
· отнесенные к землям особо охраняемых территорий регионального значения, землями лесного фонда, находящимися в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральным законодательством, землями водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель;
· занятые приватизированными имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъекта РФ.
Разграничение между этими 2 видами осуществляется на основании главы 3 ФЗ № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
8. Право частной собственности на земельные участки.
Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законом РФ.
Перечень лиц, имеющих право приобрести земельные участки в частную собственность назван также в Указе Президента РФ от 1997 г. № 485. В нем установлено, что право приобретения в собственность земельных участков, на которых расположены ранее приватизированные здания, сооружения и т. п., в первую очередь имеют физические и юридические лица – собственники указанных объектов недвижимости. Объектами продажи являются земельные участки, ранее выделенный земледельцу на правах постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или срочного пользования, в том числе аренды.
При отсутствии документов, подтверждающих указанные права, земельный участок предоставляется в фактических границах, существовавших под приватизированным предприятием – на дату утверждения плана приватизации; под объектом незавершенного строительства – на дату вступления в силу права собственности на объект.
9. Иные (кроме собственности) виды вещных прав на землю.
1. Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком. Субъектами являются:
· государственные и муниципальные учреждения, некоммерческие организации, которые создаются собственниками для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично;
· казенные предприятия;
· органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
Право постоянного (бессрочного) пользования на находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, возникшие у граждан или юридически лиц до введения Земельного кодекса – сохраняется.
1. Пожизненое наследуемое владение земельным участком. Субъектами являются: исключительно граждане РФ, у которых право возникло с принятием Земельного кодекса. Единственная форма распоряжения такими земельными участками – передача земельного участка по наследству.
2. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Сервитут – предоставление прав ограниченного пользования соседним земельным участком.
Виды сервитута:
Частный сервитут устанавливается в соответствии с Гражданским кодексом РФ в пользу конкретного субъекта на основе договора или судебного решения.
Публичный сервитут устанавливается, если это:
· предусмотрено законом, НПА субъектов РФ, НПА органов местного самоуправления;
· необходимо для обеспечения интересов РФ, субъектов РФ, муниципального образования или местного населения;
· земельные участки не изымаются в порядке, предусмотренном ст. 48, 49 Земельного кодекса РФ;
· установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
1. Безвозмездное срочное пользование земельным участком.
Земельный участок передается в безвозмездное пользование на основании решения соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления:
· из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (только юридическим лицам);
· на срок не превышающий 1 календарный год.
Земельный участок передается на основании договора:
· гражданам и юридическим лицам;
· из состава таких земель, которые уже находятся в собственности граждан и юридических лиц.
Земельный участок передается в качестве служебных наделов.
10.Основания возникновения прав на землю.
Законодательство выделяет следующие основания возникновения права на землю:
1. Административно-правовой акт или решение о предоставлении земельного участка.
2. Сделки совершаются в письменной форме (за исключением аренды на срок до 1 года).
Виды сделок с земельными участками:
· Купля-продажа земельного участка. Объектами являются только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях и ограничениях в использовании земельного участка.
· Ипотека земельного участка. Договор ипотеки подлежит государственной регистрации и нотариальному заверению. Предметом ипотеки могут быть земельные участки, которые принадлежат залогодателю на праве собственности.
· Аренда земельного участка. Оформляется договором аренды, составляется в письменной форме.
· Мена земельного участка.
· Рента земельного участка.
· Дарение земельного участка.
· Наследование земельного участка.
1. Приватизация. В соответствии со ст. 217 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом.
2. Приобретательная давность. Согласно ст. 234 ЗК РФ лицо – гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество.
3. Судебное решение.
11.Приобретение права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В предусмотренных законом случаях, юридическим лицам земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, гражданам и юридическим лицам – в безвозмездное срочное пользование.
Земельные участки в постоянное пользование гражданам теперь не предоставляются.
Правом предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, наделены органы государственной исполнительной власти, осуществляющие управление и распоряжение федеральным имуществом.
Землями, находящимися в собственности субъектов РФ, распоряжаются органы исполнительной власти субъектов РФ согласно его законодательству.
Муниципальной собственностью распоряжаются органы местного самоуправления.
Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Решение о предоставлении земельных участков в собственность гражданину, имеющему земельный участок на праве постоянного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования, должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в орган исполнительной власти государственной власти или орган местного самоуправления.
Если граждане и юридические лица ходатайствуют о предоставлении им в собственность для строительства участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то отказ не допускается, за исключением земельных участков, изъятых из оборота, либо федеральным законодательством установлен запрет на их приватизацию, либо зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
12.Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Процедура предоставления земельных участков для строительства устанавливается в ст. 30-32 ЗК РФ. Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ земельные участки предоставляются либо без предварительного согласования мест размещения объектов, либо с предварительным согласованием мест размещения объектов. Согласно п. 11 ст. 30 ЗК РФ земельные участки предоставляются без проведения предварительного согласования места размещения объектов в случае размещения объектов в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки, а также в случае предоставления земельных участков для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилого строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Не проводится предварительное согласование места размещения объектов:
1. В соответствии с договором о развитии застроенной территории.
2. Лицу, имеющему лицензию на право пользования недрами.
3. Государственной компании «Российские автомобильные дороги».
4. Для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Процедура без предварительного согласования места начинается с формирования земельного участка, включающее проведение работ, в результате которого обеспечивается подготовка документов, содержащих сведения о таком земельном участке, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета.
Формирование земельного участка включает также определение его разрешенного использования, а также технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за это подключение.
Далее принимается решение о проведении торгов или предоставление земельного участка без проведения торгов.
Затем публикуется сообщение о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются в аренду также без проведения торгов.
Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса.
Результаты торгов оформляются протоколом, который является основанием для заключения с победителем торгов договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Процедура с предварительным согласованием места начинается с выбора земельного участка, осуществляемого на основании заявления. Заявление подается либо непосредственно в орган государственной власти или орган местного самоуправления, либо через многофункциональный центр.
Выбор земельного участка обеспечивает орган местного самоуправления на основе документа государственного кадастра недвижимости, должны соблюдаться требования экологического законодательства.
Выбор земельного участка может осуществляться и из земель, предоставленных в собственность граждан или юридических лиц, а также используемых ими на иных правах.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка.
Орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Копия решения приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или об отказе в размещении объектов выдается заявителю в 7-мидневный срок со дня его утверждения.
Решение действует в течение 3 лет.
13.Порядок организации и проведения земельных торгов (конкурса).
Порядок проведения торгов определен в ст. 38, 38.1, 38.2 ЗК РФ и постановлением Правительства РФ от 11.11 2002 г. «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договора аренды таких земельных участков».
Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом аукцион может быть открытым или закрытым по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы. Торги проводятся в форме конкурса в случае установления условия (обязанности) по использованию земельного участка.
Организатор торгов, полномочия которого осуществляет либо продавец земельного участка, либо специализированная организация, с которой заключен соответствующий договор; определяет место, дату и время начала и окончания приема заявок и т. п.
Для участия в торгах претендент предоставляет организатору торгов заявку, платежные документы с отметкой банка, подтверждающей внесение задатка, и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов.
Претендент не допускается к участию в торгах по следующим основаниям:
· если заявка подана лицом, в отношении которого законом РФ установлены ограничения в приобретении в собственность земельных участков;
· предоставлены не все документы;
· не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет.
Организатор торгов обязан вернуть внесенный задаток претенденту, не допущенному к участию в торгах, в течение 3 банковских дней со дня оформления протокола о признании претендентов участниками торгов.
В указанных ниже случаях торги признаются несостоявшимися:
· участвовало менее 2 участников;
· ни один из участников после 3-х кратного объявления начальной цены не поднял билет;
· если ни один из участников, закрытого по форме аукциона или конкурса, не был признан победителем;
· победитель торгов уклонялся от подписания протокола о результатах торгов.
Организатор торгов в случае признания их несостоявшимися вправе объявить о повторном проведении торгов. При этом могут быть изменены и условия.
14.Особенности купли-продажи земельных участков.
Договор купли-продажи является одним из самых распространенных оснований перехода права собственности на земельные участки.
К существенным условиям договора купли-продажи относятся:
· предмет;
· цена;
При отсутствии в договоре данных о земельном участке, которые бы позволили определенно установить его как имущество, подлежащее передаче по договору, соответствующий договор не считается заключенным.
Предметом договора могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет и соответственно которому был присвоен государственный учетный номер.
Если земельный участок обременен или в отношении него установлены ограничения по использованию, то такие данные должны быть доведены продавцом до сведения покупателя.
Площадь продаваемого земельного участка не может быть меньше минимального размера.
Цена договора купли-продажи земельного участка устанавливается соглашением сторон.
Передача земельного участка продавцом и принятие его покупателем осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписанному сторонами.
Право собственности у покупателя возникает на основании договора купли-продажи с момента государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
15.Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
Основание и порядок изъятия земельного участка определены ст. 49, 55 ЗК РФ. Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд возможно лишь в исключительных случаях, установленных ст. 49 ЗК РФ. Это выполнение международных обязательств РФ, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, иные случаи, установленные ФЗ или законами субъектов РФ.
В ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень объектов, для размещения которых возможно изъятие земельного участка.
Решение об изъятии земельного участка принимается органом государственной власти или местным самоуправлением, компетенция которого определяется в зависимости от цели изъятия земельного участка.
В ст. 9-11 ЗК РФ установлено, что земельные участки для федеральных нужд изымаются федеральными органами власти, для нужд субъектов РФ – органами исполнительной власти субъектов РФ, для муниципальных нужд – органами местного самоуправления.
При вынесении решения должен быть установленный порядок. Собственник земельного участка должен не позднее чем за 1 год до изъятия земельного участка уведомлен об этом. Выкуп земельного участка до истечении 1 года допускается с согласия собственника. Решение органов власти подлежит государственной регистрации.
По соглашению с собственником ему может быть предоставлен другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд. Если собственник не согласен с решением об изъятии либо с ним не достигнуто соглашение, орган управления, принявший такое решение, может предъявить иск в суд о выкупе земельного участка в течение 3 лет с момента направления собственнику участка уведомления об этом.
Принудительное отчуждение земельного участка может быть произведено только на основании решения суда при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка.
16.Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров.
Способы защиты прав на землю:
1. Признание права на земельный участок. Осуществляется в судебном порядке. судебное решение является юридическим основанием для государственной регистрации права на земельный участок. Копии вступивших в законную силу решений подлежат в 3-хдневный срок обязательному направлению судебным органом, в орган, осуществляющий государственную регистрацию.
2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок и пресечение действий, нарушающих права на земельный участок или создающих реальную угрозу такого нарушения.
3. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
4. Исполнение обязанности в натуре.
5. Возмещение убытков. Восстановление плодородия почв, восстановление земельного участка в прежних границах, возведение снесенных зданий и т. п.
Согласно ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. До принятия дела к производству земельный спор может быть передан сторонам в третейский суд.
В соответствии с процессуальным законодательством РФ при подаче искового заявления в суд предъявляются доказательства, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен ФЗ и договором. Последствия несоблюдения досудебной процедуры – возвращение искового заявления.
17.Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1 ст. 77 ЗК РФ).
Земли сельскохозяйственного назначения имеют 2 признака:
· земли, находящиеся за границами населенных пунктов;
· целевое назначение этих земель использование для нужд сельского хозяйства.
Земли, используемые для сельскохозяйственных нужд, могут включать и иные категории земель.
Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:
· гражданам для создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения личных подсобных хозяйств и т. п.;
· хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям;
· некоммерческие организации;
· казачьим обществам.
Таким образом, земли данной категории используются не только для выращивания сельскохозяйственной продукции, но и для размещения зданий, строений, сооружений и т. п., необходимых для сельскохозяйственных нужд.
18.Правовой режим земель населенных пунктов.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Земли городские, сельских населенных пунктов характеризуются таким признаком, как наличие внешней границы, которая отделяет земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии с п. 2 ст. 83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов.
Правовая роль установления границ населенных пунктов заключается в том, что с этого момента на выделенную территорию распространяется правовой режим земель населенных пунктов.
Включение земельных участков в границу населенных пунктов не прекращает прав собственников земельных участков.
Планировка, застройка и использование земельных ресурсов поселений осуществляются с учетом вида территориальных зон, на которые делятся земли населенных пунктов в соответствии с градостроительным регламентом.
Территориальные зоны:
· жилые зоны;
· общественно-деловые зоны;
· производственная зона;
· зона инженерной и транспортной инфраструктуры;
· реакционная зона.
Правовой режим использования территориальных зон определяется градостроительной документацией и градостроительным регламентом.
Градостроительный регламент устанавливается правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны индивидуально.
19.Земли особо охраняемых территорий и объектов.
Основным признаком, отличающим их от земель иных категорий. Является особо ценное значение: природоохранное, научное, оздоровительное и т. п. В связи с особой ценностью эти земли на основании решения компетентного органа управления полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и для них устанавливается особый режим. Могут находиться и в границах населенных пунктов.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального и местного значения, особенности использования и их охраны соответственно устанавливаются Правительством РФ на основании федерального законодательства, органами государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Состав категорий:
· особо охраняемые природные территории;
· природоохранного назначения;
· рекреационного назначения;
· историко-культурного назначения;
· иные особо ценные земли.
20.Правовой режим земель лесного фонда.
В соответствии с п.1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда отнесены лесные и нелесные земли. Основное целевое назначение земель данной категории – использование для нужд лесного хозяйства.
Выделяют 2 вида земель лесного фонда:
1. Лесные земли – земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления – вырубки, гари и др.
2. Нелесные земли – просеки, дороги, болота и др., предназначенные для ведения лесного хозяйства.
Земли, занятые лесом, включены и в иные категории земель.
Земли лесного фонда являются федеральной собственностью. Согласно п. 5 ст. 27 ЗК РФ земли лесного фонда ограничены в обороте.
Земли лесного фонда или земельные участки в составе таких земель могут быть переведены в другую категорию в исключительных случаях.
Объектом лесных отношений является лесной участок – земельный участок, границы которого определяются при проведении лесоустройства.
21.Правовой режим земель водного фонда и земель запаса.
К землям водного фонда относятся земельные участки, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также используемые для размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Береговая линия определяется для:
1. Моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды – по линии максимального отлива.
2. Реки, ручья, канала, озера – по среднему многолетнему уровню вод в период, когда они не покрыты людом.
3. Пруда, водохранилища – по нормальному подпорному уровню вод.
4. Болота – по границе залежи торфа на нулевой глубине.
Земли водного фонда ограничены в обороте, являются федеральной собственностью, за исключением случаев, установленных Водным кодексом РФ.
Собственностью муниципальных районов являются земельные участки, которые не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, граждан, юридических лиц и в границе которого расположены пруды, обводненные карьером, если указанные водные объекты находятся на территории 2 и более поселений или указанные земельные участки находятся на территории муниципальных районов вне границ поселений.
Собственностью поселений, городских округов являются земельные участки, которые не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьером.
Земельные участки, занятые прудами, обводненными карьерами, могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Земельные участки, на которых находятся водные объекты, не подлежат разделу, если в результате этого требуется раздел пруда, обводненного карьером.
Земли запаса являются самостоятельной категорией. В отличие от земель иных категорий их основное целевое назначение не определено.
К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не представленные гражданам и юридическим лицам
Земли запаса подлежат государственному учету наряду с землями иных категорий. Использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию.
Перевод земель запаса в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов.
22.Административная ответственность за нарушение земельного законодательства.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Нарушения земельного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность:
1. Самовольное занятие земельного участка – использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, а в случае необходимости – без документов, разрешающих осуществления хозяйственной деятельности.
2. Уничтожение или повреждение специальных знаков.
3. Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом.
4. Незаконное предоставление земельного участка из состава земель историко-культурного назначения.
5. Порча земель.
6. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.
7. Использование земельного участка не по целевому назначению.
8. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков.