А вы знали, что первая покупка совершенная с использованием штрих-кода была совершена в США в городе Трой, а именно 26 июня 1974 года в 8:01 утра. Была куплена жвачка в местном супермаркете. До сих пор эта покупка и чек сохраняются в "Музее американской истории".
Мало кто задумывается о том, какая там информация содержится в штрих-коде и для чего она вообще нужна. Давайте в этом разберемся. Стоит отметить, что сейчас есть по меньшей мере 3 вида специальных штриховых кода - это линейный, о котором мы и поговорим, двухмерный и QR - код (последние два по-сути относятся к двухмерным и могут хранить в себе большие объёмы информации).
Какая информация содержится в штрих-коде?
Линейный штрих-код знаком практически всем, видеть мы его можем каждый день и выглядит он вот так:
В основном, на тех товарах, которые встречаются у нас и вообще в большинстве странах мира используется 13-ти значная система кодировки EAN-13. Хотя изначально, она была 12-ти значной, но дело в том, что весь кодовый диапазон был занят такими странами как США и Канада, ведь они первыми внедрили данную систему кодирования. Однако, в Европе разработали новую систему добавив всего лишь дополнительную цифру.
Сам штрих-код можно разделить на 4 части из цифр:
- код страны-регистратора товара
- номер производителя товара
- кодовый номер самого товара
- контрольное число для проверки аутентичности кода
Пройдемся по порядку:
Код страны-регистратора товара
Этот номер состоит из первых трёх цифр и определяет ту страну, в которой был зарегистрирован производитель товара. Но номер может состоять из первых 2-х цифр. Это значит, что код необязательно означает ту страну, в которой был произведен продукт, об это должна свидетельствовать именно надпись Made in ... (Например Made in Russia - значит точно произведено в России). На упаковке продукта может быть написан адрес производства, это тоже даёт понимание о стране-производителе.
Вот некоторые распространенные обозначения:
- Россия: 460-469
- Китай: 690-693
- Франция: 30-37
- Германия: 400-440
- Япония: 45-49
- Польша: 590
- Финляндия: 64
- Швейцария: 76
- Италия: 80-83
- Испания: 84
- Турция: 869
- Индия: 890
- Южная Корея: 880
- Таиланд: 885
- Сингапур: 888
- Вьетнам: 893
Номер производителя товара
Следующая часть цифр может состоять от 4 до 6 цифр и определяет код производителя товара. При регистрации производителю выделяют такой номер, он подразумевает, то сколько разных товаров он может зарегистрировать. Сейчас в России новый регистрируемый производитель получает 6 цифр, при этом может регистрировать до 1000 разных единиц товара.
Кодовый номер самого товара
Он состоит из оставшихся от 3-х до 5-ти цифр. И это зависит от того, сколько в целом товаров собирается зарегистрировать производитель. Некоторые считают, что в коде товара зашифровано, что-то особенное, например информация о качестве, но на самом деле этот код - просто набор цифр не имеющий для покупателя никакой ценности.
Контрольное число для проверки аутентичности кода
Это последняя цифра в штрих-коде нужна для того, чтобы сканер мог проверить правильность считывания информации. Также с помощью этой цифры можно проверить оригинальность или подлинность штрих кода.
Для примера возьму штрих код от французского крема, указанный выше:
- Складываю все числа стоящие на четных местах: 3+7+7+5+7+2 =31
- Умножаю ответ на 3: 31*3 = 93
- Складываю все числа на нечетных местах, кроме последней: 3+3+8+5+9+2 =30
- Складываю второй и третий ответы: 123
- Убираю десятки, то есть оставляю только: 3
- Из 10 вычитаю 3, получаем 7 - последнее число штрих-кода, значит он оригинальный.
Вот такая информация, о том, что скрывается за цифрами в штрих-коде. Спасибо за чтение!
Пожалуйста, не забудьте поставить палец вверх и подписаться на канал👍