Найти в Дзене
Исторические напёрстки

Манифест здравого смысла: «Монголы, которые… — не те монголы»

Оглавление

В разверстке тематической как только никак — пытался уйти от темы. Даже отдельной статьей отбрыкнулся, для завзятых хейтеров. В вопросе, абсолютно понятном человеку с критическим мышлением и кругозором. Шире пивного бара с собутыльниками, которым «всё ясно, слушай сюда». Мировоззрением активиста «черной сотни» из Мухосранска начала XX века. История циклична, посему общество занедужило крепко — в начале XXI-го. Такое же мракобесие. Начнем, помолясь каждый своему идолу.

Вводные будут просты:

полное несоответствие историческим сведениям — образа жизни, памяти, традиций, психологии современных обитателей мирной и спокойной Монгольской Народной Республики. Тому стереотипу, который оставил в глубине памяти многих народов Евразии самый знаменитый их представитель — Чингисхан. С лютым, беспощадным, мудрым, циничным, хитрым и расчетливым завоеванием половины континента.

Первый аргумент любого тырнет-ниспровергателя — как предки суеверных, добродушных, гостеприимных граждан МНР могли силой военной мощи создать огромную империю? Разбазарить наследие — не менее быстро. Проблемы «потери пассионарности», демографических взрывов и спадов, принятие буддизма, покорной приспособляемости к враждебному окружению… Да, что-то в этом есть. Не определяющее. Просто приправа. Суть в другом — современные граждане Монголии и завоеватели XIII века … имеют различное этническое происхождение.

Опыт организации.

Мыслить будем широко, геополитически. Поедем в центрально- и восточно-азиатские степи. Если календарь времени раскрыть шире, то севернее Великой Китайской оградки и Восточного Туркестана был опыт создания успешных кочевых империй, подобных Темуджиновой. Даже в землях Хорезма (Средней Азии) с этим были прекрасно знакомы. Причины завоевательных «взрывов» были разные: климатические сдвиги, войны на уничтожение, банальная экономика «грабь награбленное».

В условиях кочевого быта любое «народное движение» очень быстро мобилизуется. Его трудно остановить. Это оседлые «долго запрягают, но быстро едут». В Степи всё работает по-другому. Или философское безразличие. Или… Если мужиков нарожалось сверх всякой меры — неудержимая агрессия и экспансия. Потому как уклад такой. Лишний едок, без прибавочного продукта — опасность кочевью, проблемы с соседями.

Это главный признак самоорганизации Степи. Любая необычная идея, устойчивых слух, быль о знаковом событии — быстрее пожара распространяется на тысячи верст. В малоинформативном бытовом контуре кочевника — становится важной, обсуждаемой. Проверяемой нескончаемыми беседами. Десятками суеверий, традиционалистских установок, исторической памятью. Если вы про истерики современных «информационных вбросов» — ступайте в Степь. Там это работало тысячи лет. Охватывая за один сезон кочевания десятки племен и народов. Останавливаясь только в силу географических препятствий (пустыни, горы, безлюдные пространства).

Именно так вспыхивали квазары среднеазиатских держав до IV века включительно. Империи скифов, гуннов, различных тюркских государств и каганатов. Обычно они ограничились лишь объединением кочевых народов, жестоким захватом оседлых культурных областей. Пограничных. Хорошо знакомых. Но опыт эволюционировал. Государственного самоуправления — в том числе. Объединение большей части народов евразийских степей в политический союз (квази-государство) происходило неоднократно.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Можно помыслить глубже.

Культурная общность кочевников, единый на тысячи верст образ жизни, понятный язык общения (сотни обиходных тюркских суржиков-койне) — являлись материальной основой. Органичной, быстрой консолидации. Накиньте традиции изустные. Где всегда найдется несколько базовых мудростей. Непременно отсылающих к «прутьям веника», которые ломаются легко поодиночке. Научно говоря — Степь всегда существовала в тенденции к объединению. Первый проверяемый (хоть как-то) горизонт событий — это скифы. Документально — гунны.

Как там описывается событие за две сотни лет до рождение Христа? Глава 25-ти родов хунну, с титулом «Шаньюй», прямо говорит ханьскому императору: «Итак, все народы, натягивающие лук, оказались объединёнными (нами) в одну семью…»

Кто эти народы? Обитатели монгольских степей. Тюркоязычные найманы и десятки других этносов. Большинство кочевых обитателей Центральной Азии. Что их собрало в «один народ», помимо поэтического признака «натягивания лука»? Только один фактор — самоорганизация, подчинение большинству, назначение руководителей. Ханов. Трудная в осознании поначалу, но Концепция объединения.

Со времен «хунну» она непрерывно развивалась, считалась удачной, легендарной, правильной. Могла возникнуть и процветать только в условиях культурной общности кочевников. Подтверждаемая каждый день. Банальной наглядностью: только совместная защита обеспечивает безопасность и процветание родовых стойбищ… А так же успех набега, добыча, слава и возможность накопить что-то материальное и ценное. Так рождалось новое сословие. Сбивалось в отряды, банды, кошуны уважаемых глав родов.

«Невозможная» монгольская государственность

всего лишь эволюционный этап. Не на пустом мете вылупилась. Являлась плодом всего общественного развития Центральной Азии XII-XIII веков. Ничего придумывать не нужно. Форма, принципы, содержание — все было раньше. В виде институтов, прошедших положительную обкатку кочевых держав античности, раннего средневековья. Судя по признакам внешним — самое сильное влияние на объединение «людей длинной воли» Чингисхана оказал Тюркский и Уйгурский каганаты. Непрерывный генезис идей и практик, с VI-IX веков.

Читая многие комментарии канала (в обморочном состоянии «рука-лицо»), даже академические и научно-популярные труды листая… дерзновенно сказать хочется. Уважаемые господа! Арабские, китайские, европские и русские историки… Живущие в национальных государствах уже несколько веков. Не нужно мерить историю лекалом «некой этнической общности». Особенно кочевой уклад древности. Чтобы не формировать устойчивые подмены понятий.

Слово «монгол». Уже опостылели умники, поправляющие аффтора: «Дурень, монголов не было, их придумали в XIX веке, убейся апстену!». Друзья, это было известно вашему покорному слуге с младых ногтей. Потому как из древнего казачьего рода пациент, ага. Где в первых проблесках сознания возникает понимание — есть народности. Соседи станицы. Русаки, марийцы, мордва, башкиры. Но бывают другие общности, не менее устойчивые. Староверы, артельщики, лесовики-охотники, сезонники-добытчики. По разным причинам люди сбиваются в общины. Профессиональные, религиозные и сословные. Некоторые, как казаки, — веками начинают жить, формируя уникальные… квази-этносы даже.

Монголы — из этой оперы. Слово было выкопано из мглы времен, сказаний и былин Чингисханом в 1206 году. Для удобства. Гениально использовалось для обозначения кочевников (потом — некоторых оседлых жителей), которые встали под бунчук Хана. Присягнувшие, давшие клятву. Монголы — не этнос. А название политического союза тюркоязычных племен, в подавляющем большинстве своем.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Откель словечко взялось

никто точно не скажет, не упражняйтесь в комментариях. Не ищите его в словаре этнонимов. Даже популярная точка зрения о неком народе «менгу» (мэнва, мангу), жившем в лохматой древности вдоль реки Амур, — ошибочна. Так написали китайцы. Очень давно. Они являются предками монголов? Никак нет. Потому как не кочевники. А охотники. Обитавшие в узких ареалах. Никакой великой Идеи не сформировали, доблестью и яростью в истории не отметились. На кумыс готов спорить — их Чингисхан в глаза не видел. Названия народа такого не слышал.

Полный зашквар (пардон) пытаться искать какие-то генетические связи. Этим бредом пытаясь установить преемственность и родственные связи. Менгу с монголами. «Монгол» — не этнический маркер, а политический. Сообщество «людей длинной воли», сбившихся под воздействием вешних и внутренних обстоятельств — в государство.

Итальянцы кто? Наследники Великого Рима, ага. Аццкая солянка Магриба, Балкан, германских племен и кельтов. Поди объясни… теперь гордому любителю макарон такое. Американцы — лютый коктейль европ и Африки, с каплей аутентичного аборигенного населения. На сегодняшний день в глазах мира — имеют единую идентичность. «Монголы» они. Нового Света. Как и русские. Славяне, балты, финно-угры, тюрки, не пойми кто еще. Эволюционировали из «бродников» Подонья. Взяв там удобные для выживания формы самоорганизации общества. Выделившие из себя «русь». «Монголов», на свой лад.

Этнически «монголы» Чингисхана — это тюрки.

Тюрко-язычные народы, племена, союзы племен. В узкоспециализированном социальном и сословном понимании. На двух уровнях сбились. Четко границы провели промеж себя, время такое на дворе было. Более привилегированными считались те, кто был близок (по происхождению) к Темуджину, Великому Хану. Хонхонаты, арулаты, сунниты, сулдусы, бэсуты, баарины — тайджиуты, короче. К ним добавились бесчисленные родовые образования других «нирун» и «дарлекин».

Не буду погружаться в эту… ересь, да простят меня этнографы. Пытающиеся разложить на продуктовые полки — содержимое перекипевшего борща. Хватит упражняться в том, чего нет на белом свете. Хотите найти чистые национальности, милости прошу на острова Океании, в леса Амазонки. Где без притока переселенцев, миграция массовых — существуют мелкие племена. Ариев древних, ага.

Другой уровень Империи Чингисхана составили «теленгуты Рашид ад-Дина». Причислявшие себя к народам «теле»: онгираты, меркиты, татары, тангуты. Присоседились уйгуры, найманы, кереиты, меркиты, многие другие. Скрепой этого военного политического союза являлась тюркоязычность, сходный образ жизни. Уйгурская письменная культура, ставшая официальным языком документооборота. Когда неграмотному Чингисхану читали на уйгурском — он прекрасно понимал услышанное, в толмачах не нуждался. Как и всё его окружение.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Именно поэтому зря тратят чернила «ниспровергатели», вербуя в свои ряды бесхитростного обитателя дивана. С некритическим образом мысли, кругозором тевтонского «топфхельма». «Где ваши монгольские письмена, документы, монеты?». Хотите подвигнуть разумных людей на поиски того, чего не может быть в природе? Я — пас. Поскольку знаю: на монгольском языке в Евразии ничего найти нельзя древнее … XVII века. Писанного на «тодо-бигич». Хоть перекопай до базальтовых пород.

Отыскать можно только тюркские надписи. В самых разных вариациях, даже арабским письмом исполненные. Слов монгольских в западной Евразии тоже не сыщете. Но, глянув в «Словарь русского языка»… покраснеете. Узнав, сколько «тюркизмов» в наши широты приехало. Это касается и ханских имен «татаро-монгольского ига». От папы Чингисхана — Есугея-багатура. До досточтимого Тохтамыша… Сплошные тюрки, этнографов попытайте, ага.

«Дорогие россияне!...»

Смешное и набившее оскомину титулование соборного многонационального общества. Не народа. Так же говорил Чингисхан, создавая своё государство. Не «монголы», если быть абсолютно и научно дотошным. Звал свою паству он просто «менги» или «менгу». Новое государство — «Менги Эль». Что с тюркского, всем понятного в Великой Степи, языка означает — «вечный, бесконечный». Держава — «Вечная Страна». Это как с турецкого «бенги». Тот же перевод. Игра букв пусть не смущает, в тюркском органично взаимозаменяемо такое.

Знаю и другие версии, не поправляйте. Читал Альбугази, Пен Да-я, Бридиа, Мен-Да Бей-Лу… Но лично заходит именно такое прочтение. Истины вы уже не найдете, мгла времен.

«МенгиЭли» стали «Монголами» в обиходе. «Мунгалами». «Моголами». Еще с дюжину коверканий можно отыскать, созвучий из других древних языков. Но сути не изменит. Чингисхан выдвинул старую, уже ожидаемую Великую Идею — вечной страны, империи. Бесконечно во времени существующей. Кто с этим согласен — милости просим, присягайте, будьте полезны, зовитесь «монголами». Гордо звучит, легендами овеяно. Трюк термина — единение. На самом примитивном уровне понимания.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Поэтому не ищите (по современным лекалам) Империю Чингисхана. Там не было титульной нации, даже в принципе не могла существовать. Уровень развития общества не позволял. Информационная среда и плотность населения препятствовали. Образ мышления, жизни, уклада, верований, сословного бытия. Если бы Темуджин Есугеевич заявил: «да будет Борджигинов Каганат», ему бы ответили, ага. Прищурившиеся вояки, со смертью каждый день братающиеся… «Сядь пёс безродный, пей кумыса меньше. У каждого первого тут — родословная толще». Прирезали бы немедленно. Подсыпали на курултае что-нибудь. Не очень для обмена веществ полезное. Как папе Есугею-багатуру.

Закончить вечную резню, выйти за рамки межплеменного противостояния, собрать сильную Орду, где нет национальностей — это лепо. Только так можно железом выпилить из своей среды паршивых овец. Добраться до их «пастухов», из оседлых геолокаций. Богатых сверх меры, на минуточку… Но для этого придется стать … «монголами». Само это слово и понятие позволило Чингисхану покончить с межэтнической резней. Поквитаться с татарами. Китаем. Со всем миром цинично поступить.

Татаро-монголы.

Откуда сие возникло? Бают, немцы придумали в новые времена. Или поляки. А вот нет. Корешок глубже. Вспоминаем. Имперцы из Цзинь так называли всех степняков. Кто обитал севернее Китайской бесполезной оградки. Презрительно персонифицируя кочевого «варвара на содержании». Племенной союз татар в те годы особенно старался за цзиньское золото, достал всю Степь. Как допущение, Чингисхан собутыльники напирали на новое слово «монголы» — в противовес классификации китайской. Но гордая (и легкая) птица «китайский ёжик» не смирилась потом со своим унижением, разгромом, поражением.

В среде китайской интеллигенции шепотом называя новых хозяев — «татарами». Которые себя гордо величали — «монголами». Так и приехало. Торговыми караванами, книжниками да умниками — в обиходное сознание Евразии … «татаро-монгольское». Что угодно. Иго, в том числе. Не придумано было. Услышано. Записано и растиражировано. Без должного понимания и осмысления. К тому же найти «татара» в армии Чингиса — пара пустых. Многие вовремя сообразили из этих племен — пахнет жареным. Пора становиться «монголом». Бают, одними из самых лютых вояк были… Авангардами многих туменов.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Умиляют

серьезные ученые и дубы стоеросовые, копошащиеся в центрально-азиатских степях. В поисках тех самых… Легендарных монголов. Пристают к приличным людям по всему свету. С просьбами прояснить хромосомные наборы. Хотя всё ясным днем — в рамках одной книжной полки. Не протяженной. Если знать историю передвижения народов в той локации, вокруг современной Монголии.

Империя Чингисхана унесла с собой… самую боевитую, молодую, амбициозную вольницу. Сначала — не очень многочисленную. Потом выгребалось уже более серьезно всё, после росписи на «кибитки», обязательными наборами. Монголо-маньчжурский и тюркский фронтир это называется. Трюк был повторен зеркально через несколько веков. Когда малочисленные казаки устроили свои «восточные бега». Неполная тысяча сорвиголов Ермака ханства полумиллионные роняла. От Казани — до Амура и предгорий Тибета парой чубатых и бородатых туменов обошлись. К «крайнему морю» спешили, кстати. Лишку случайно прихватили только, быват…

Воинское сословие тюркоязычных народов Великой Степи ушло в XIII веке на покорение других стран. За славой и богатством. С великой Идей в подсознании. Абсолютно не рыдая по «родным березкам» и запаху тлеющего кизяка под мятым котелком родного кочевья. Этим они ослабили свой народ. Многочисленные (но малолюдные) племена. Природа не терпит пустоты. На хорошие для кочевания земли немедленно (как лев одряхлел) потянулись тунгусы и маньчжуры, другие соседние народы. Именно они стали теми монголами, которых мы знаем. Смешавшись с древним мирным населением Орхона, Селенги, Онона, Керулена.

В XVII веке в тех славных землях, родивших Чингисхана, — проживало… чуть более полусотни тысяч кочевников мужского пола, если верить записям китайским. Никакого сопротивления многочисленным маньчжурами они не могли оказать, даже при великом желании. Традиций боевых да имперских не имели. Добрые охотники, отличные всадники, рачительные табунщики и скотоводы… и всё. Ни железа, ни ремесел, ни организации. Вот вам и перерождение этноса, если хотите. Бассейн реки Халха — будьте любезны… Все обитающие там древние роды стали «халха-монголами» со временем.

Другие кочевать стали на запад. Подвинули ойратов. В конце XV века поднакопили тихо силенок, к XVII веку незаметно стали владыками современной Монголии. Своих соплеменников «дербен ойрат» неспешно выдавили к Иртышу. Или те сами устремились туда, за новой великой Идей. Что назовется Великой Джунгарией. Всё то, что оставили за своей спиной нукеры Чингисхана, — ассимилировалось в маньчжурской массе. Стало обобщенно «халха-монголами». Дав название этносу. Государству нового времени и современному. Которое слыхом не слыхивало … за Хорезм, Багдад, Русь, Булгар и прочие Золотые Орды.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Язык монгольский,

что вы сейчас можете слышать, — это не тот. Который в XIII веке гремел в шатре Великого Хана. Сейчас говорят на халха-монгольском. Именно он лег в основу литературного языка XVI-XVII веков. Состоит из тюркских языков коренного населения и тунгусо-манчжурских наречий. Этим самым отдалив языковое понимание. Между казахом и жителем Улан-Батора. Даже оседлый житель современного Алматы понял бы Чингисхана. А вот нынешнего монгола ему толмачить придется. Уф… что-то разогнался.

Продолжение следует, само собой… Других «монголов» поищем по всему белу свету и векам.

-8