1. Понятие и признаки правоохранительной деятельности государства. Направления и функции правоохранительной деятельности.
Правоохранительная деятельность – совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защиту общественных отношений от противоправных посягательств.
Признаки правоохранительной деятельности:
· Имеется в виду охрана права, которая может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К последним принято относить регламентируемые законом меры государственного принуждения и взыскания.
· Применяемые при ее осуществлении юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона.
· Она реализуется в установленном законом порядке, т. е. с соблюдением определенных процедур.
· Ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы.
Направления (функции) правоохранительной деятельности:
· конституционный контроль;
· правосудие;
· организационное обеспечение деятельности судов;
· прокурорский надзор;
· оказание юридической помощи;
· исполнение судебных решений.
Все направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
О правосудии и конституционном контроле можно говорить как о сердцевине таких функций, центральном звене их системы в целом.
2. Нормативные акты, регулирующие деятельность правоохранительной деятельности.
Применительно к правовому регулированию организации правоохранительной деятельности и можно говорить о наличии определенной системы НПА.
Всю сумму правовых актов в зависимости от их содержания можно разделить на следующие группы актов:
1. Акты общего характера: Конституции РФ, закон о безопасности, Всеобщая Декларация прав человека и т. д.
2. Акты о судебной власти, правосудии и судах: закон о судебной системе, закон о статусе судей и т. д.
3. Акты об организационном обеспечении деятельности судов и органов, его осуществляющих.
4. Акты о прокурорском надзоре и органы прокуратуры.
5. Акты об организации выявления и расследовании преступлений.
6. Акты об организации юридической помощи.
3. Понятие и признаки судебной власти. Формы реализации судебной власти. Принципы правосудия и их система.
Судебной власти посвящена глава 7 Конституции РФ. Судебная власть как особый вид государственной власти принадлежит исключительно специальным органам государства – судам, в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.
Передача функций правосудия другим органам и должностным лицам недопустима. Оно осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Традиционно авторы учебных пособий выделяют основные черты судебной власти:
· самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждений;
· обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере;
· подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией РФ и федеральным законодательством.
Правосудие – осуществляемая в процессуальном порядке деятельность судов по непосредственному рассмотрению в судебных заседаниях гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, их законному и справедливому разрешению.
Принципы правосудия:
1. Принцип законности.
2. Принцип справедливости.
3. Принцип осуществления правосудия только судом.
4. Принцип независимости судей.
5. Принцип равенства всех перед законом и судом.
6. Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд.
7. Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту.
8. Принцип национального языка судопроизводства.
9. Принцип состязательности судопроизводства и равноправия сторон.
10. Принцип открытости судебного заседания.
11. Принцип презумпции невиновности.
12. Принц соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
13. Принцип обязательности судебного решения.
4. Состав и структура областных и приравненных к ним судов.
Суды субъектов РФ занимают в системе федеральных судов общей юрисдикции положение судов среднего звена. Они являются непосредственно вышестоящими для районных судов и нижестоящими по отношению к Верховному суду РФ.
Они рассматривают дела в качестве судов 1-й инстанции, апелляционной и надзорной инстанции. В качестве суда первой инстанции данные суды рассматривают уголовные дела (в основном тяжкие и особо тяжкие), а также подсудные нижестоящим судам дела, в материалах которых содержатся сведения, содержащие государственную тайну.
Штатная численность судов этого уровня определяется исходя из объема и характера судебной работы, размеров территории субъектов, количества проживающего населения, его национального состава и занятости и т. д.
Ст. 30 и 42 закона о судоустройстве устанавливают, что суды среднего звена действуют в составе:
· президиума суда;
· судебной коллегии по гражданским делам;
· судебной коллегии по уголовным делам.
Кроме того имеются аппарат суда, который выполняют организационно-вспомогательные функции.
Каждая из судебной коллегии возглавляется ее председателем, который, как правило, является и заместителем председателя суда. Коллегии рассматривают дела по 1-й инстанции, в апелляционном порядке, а иногда и вновь открывшимся обстоятельствам.
Рассмотрение уголовных и гражданских дел по 1-й инстанции в судебных коллегиях может осуществляться единолично судьей. Некоторые категории гражданских, уголовных дел – при наличии ходатайств обвиняемых – могут рассматриваться коллегиями, состоящими из 3 судей – профессионалов. Для разбирательств уголовных дел может быть образован суд с участием присяжных заседателей.
При рассмотрении дел в апелляционном порядке судебная коллегия действует в составе председательствующего и 2 членов суда.
Распределение членов суда по коллегиям производится президиумом суда.
В судах со значительным объемом работы и достаточным количеством судей каждая коллегия подразделяется на судебные составы. В судебный состав поступают дела из определенных районов республики, края, области, округа.
Внутри состава каждый член суда закрепляется за конкретными районами.
Президиум суда состоит из председателя данного суда, его заместителя и наиболее опытных и квалифицированных членов суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Персональный состав президиума утверждается Президентом РФ по предоставлению Председателя Верховного суда РФ.
Заседания президиума проводятся не реже 2 раз в месяц. Они правомочны при наличии большинства членов.
5. Военные суды РФ.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законодательством предусмотрена военная служба.
Военные суды относятся к системе федеральных судов общей юрисдикции. Все судьи наряду с юридическим образованием имеют высшее военное образование и являются военнослужащими с офицерскими званиями.
В соответствии со ст. 7 ФКЗ «О военных судах РФ» военным суда подсудны: дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов.
Система военных судов состоит из 3 звеньев:
1. Основное звено образуют гарнизонные военные суды, они рассматривают по 1-й инстанции гражданские, административные, уголовные дела. Не отнесенные к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда. Гарнизонные военные суды не пересматривают судебные решения в порядке апелляции в связи с тем, что создание мировой юстиции в вооруженных силах не предполагается. Суды этого уровня состоят из председателя и нескольких судей.
2. Среднее звено образуют окружные военные суды. На них возложено выполнение функций всех судебных инстанций. В состав военного суда входят председатели, их заместители и судьи. В нем образуется президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии и/или судебные составы. Высшей инстанцией по отношению к военным судам является Верховный Суд РФ, в составе которого образована военная коллегия. Она уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций.
3. В качестве суда 1-й инстанции Военная коллегия рассматривает уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство.
6. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи судов различных звеньев.
Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществления правосудия и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
В соответствии с законом «О статусе судей в РФ» судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы.
Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политической партии и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу с другой оплачиваемой работой.
Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение. Заработная плата судьи не может быть уменьшена в течение всего срока пребывания его в должности.
Универсальным требованием для кандидатов в судьи всех судов является требования гражданства РФ и наличие высшего юридического образования.
Для назначения на должность судьи районного и равных им звеньев требуется, чтобы кандидат достиг возраста 25 лет, в суды среднего звена – 30 лет, в Верховный суд РФ – 35 лет, в Конституционный суд РФ – 40 лет. Предельный возраст формально не ограничен.
Кандидат в судьи военного суда, кроме того, что должен иметь офицерское звание, должен заключить контракт о прохождении военной службы.
Кандидат в судьи высших судов должен иметь не менее 10 лет такого стажа. Кандидаты на должность судей судов субъектов РФ – не менее 7 лет, во все другие суды — не менее 5 лет.
Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.
При этом любой гражданин РФ, достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование, не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением.
Наделение кандидатов полномочиями судей регламентировано ст. 128 Конституции РФ.
Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения председателя Верховного суда РФ.
Судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению председателя Верховного суда РФ.
Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного суда РФ.
Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъекта РФ.
Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия.
7. Направления деятельности прокуратуры.
Под прокурорским надзором понимают осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченного должностного лица – прокурора – по обеспечению соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной, законодательной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, также органам коммерческих и некоммерческих организаций, а равно соответствия правовых актов, издаваемых этими органами должностными лицами, путем выявления и своевременного устранения нарушений законов, привлечения виновных к ответственности.
Направлениям деятельности прокуратуры свойственны свои особенности:
· надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соответствие законам издаваемых правовых актов;
· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключения под стражу;
· самостоятельным направлением в деятельности прокуроров является их участие в рассмотрении дел судами.
8. Система органов прокуратуры в РФ, принципы организации и деятельности.
Систему органов прокуратуры составляют:
Генеральная прокуратура РФ. Органы прокуратуры составляют единую, центральную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим. Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор.
Возглавляет помимо Генерального прокурора прокуроры субъектов РФ, районные, городские прокуратуры. В крупных городах создаются прокуратуры городов, которые подчинены прокурору субъекта РФ, в сами, в свою очередь, имеют в подчинении районные прокуратуры.
В систему прокуратуры входят военные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, транспортные и природоохранные прокуратуры.
Следственный комитет при прокуратуре РФ входит в систему прокуратуры.
· Прокуратуры республик, краев и т. д. субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. Прокуратуры субъектов РФ возглавляют соответственно прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором. В их составе образуются управления и отделы, начальники и заместители, которые назначаются и освобождаются прокурорами, возглавляющими эти прокуратуры.
· Прокуратуры городов и районов и другие территориальные военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами.
В соответствии со ст. 4 закона о прокуратуре к принципам организации и деятельности относятся:
· Принцип единства: все территориальные и специализированные прокуратуры составляют единую систему. В соответствии с данным принципом прокуроры всех уровней обладают едиными полномочиями и средствами их реализации в виде актов прокурорского реагирования, как протесты, представления, постановления, предостережения.
· Принцип централизации: нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору. Вышестоящий прокурор вправе издавать приказы и указания, обязательные для исполнения нижестоящими прокурорами, брать на себя исполнение их обязанностей.
· Принцип независимости: органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органы местного самоуправления, общественных объединений.
· Принцип законности: главный принцип, органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими законами.
· Принцип гласности: доступность граждан о деятельности органов. Посредством этого принципа граждане осуществляют контроль за деятельностью органов.
9. Генеральный прокурор РФ, его полномочия и порядок назначения на должность.
Назначение на должность Генерального прокурора РФ имеет 3 этапа:
1. Представление кандидатуры Президенту РФ.
2. Обсуждение кандидатуры в комитете Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.
3. Назначение на должность Советом Федерации РФ.
Общая продолжительность срока решения вопроса о назначении на должность Генерального прокурора (т. е. продолжительность 2-х последних этапов) составляет 30 дней. Началом срока является следующий день после получения представления Президентом РФ. Кандидатура обсуждается в комитете по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. Результаты обсуждения излагаются в заключении.
Третьий этап начинается с момента представления кандидатуры на заседании Совета Федерации РФ. Вначале выступает Президент РФ или его официальный представитель в Совете Федерации РФ. Затем выступает председатель комитета. В завершении выступает кандидат на должность Генерального прокурора. В ходе их выступления члены Совета Федерации вправе задавать им вопросы.
Голосование осуществляется тайно. Генеральный прокурор считается назначенным, если за его кандидатуру проголосовало большинство. Назначение оформляется постановлением Совета Федерации РФ.
Срок полномочий – 5 лет. Генеральный прокурор имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям.
10.Прокуратуры района (города): структура и состав. Порядок назначения прокурора района (города).
Низовым звеном системы органов прокуратуры являются прокуратуры городов и районов.
Прокуроры назначаются и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Прокуратуры городов и районов возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя, заместителей, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров – криминалистов, прокуроры-криминалисты, назначаемые и освобождаемые прокурорами субъекта РФ.
По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов могут быть образованы отделы.
На должность прокурора города. Района назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 3 лет.
11.Прокуратуры субъектов РФ: структура и состав. Порядок назначения прокурора субъекта РФ и его полномочия.
Промежуточным звеном являются прокуратуры субъектов РФ.
Прокуратуры субъектов возглавляют соответствующие прокуроры, имеющие первого заместителя, заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В прокуратурах субъектов образуются комиссии в составе прокурора субъекта и других прокурорских работников, назначаемых на должность прокурором субъекта. В прокуратурах образовываются управления и отделы.
Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокурора субъектов.
Прокуроры субъектов могут иметь назначаемых ими и освобождаемых от должности помощников по особым поручениям.
Прокуроры субъекта руководят деятельностью прокуратур городов и районов, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.
12.Виды специализированных прокуратур и их система.
В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» в систему органов прокуратуры входят военные и другие специализированные прокуратуры, приравненные по объему полномочий к прокуратурам субъектов.
Перечень специализированных прокуратур не приведен.
К специализированным прокуратурам относятся:
1. Военные прокуратуры: входят в систему органов прокуратуры, только в своей верхней части включены в структуру Генеральной прокуратуры РФ, в которой действует главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – главным военным прокурором.
В состав военной прокуратуры входят прокуратуры военных округов, флотов, прокуратура ракетных войск стратегического назначения, прокуратура пограничной службы и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов, а также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненных к прокуратурам городов и районов.
1. Транспортные прокуратуры.
2. Природоохраные прокуратуры.
3. Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
4. Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.
Систему специализированных прокуратур устанавливает Генеральный прокурор РФ. Каждая специализированная прокуратура подчиняется либо вышестоящей специализированной прокуратуре, либо прокуратуре субъекта, либо непосредственно Генеральной прокуратуре РФ.
13.Акты прокурорского реагирования.
Акты прокурорского реагирования – предусмотренные законом о прокуратуре средства реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений.
1. Протест: прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо обращается в суд.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее 10 дней с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании.
О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Протест до его рассмотрения может быть отозван применившим его лицом.
1. Представление прокурора об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о принятых мерах должно быть сообщено в письменной форме.
В случае несоответствия постановлений Правительства РФ, Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.
1. Учитывая характер нарушения закона должностным лицом, прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то орган или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах сообщается в письменной форме.
2. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляют в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушений закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности.
14.Общая характеристика органов предварительного расследования. Различия между органами дознания и предварительного следствия.
Предварительное расследование – урегулированная УПК РФ деятельность специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц, направленная на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отыскание лиц, их совершивших, на собирание доказательств для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, и на создание иных условий для рассмотрения дела в суде по существу.
Предварительное расследование начинается после возбуждения уголовного дела. Оно, по общему правилу, обязательно для уголовных дел и предваряет собой направление их в суд для рассмотрения по существу. Оно осуществляется на основе УПК РФ.
Формы предварительного расследования:
· предварительное следствие;
· дознание.
По общему правилу, расследование проводится в форме предварительного следствия. Однако по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, указанных в ст. 150 УПК РФ, расследование может проводиться в форме дознания.
Дознание осуществляется теми же методами, что и предварительное следствие, те же меры процессуального принуждения.
Однако дознание и предварительное следствие имеют различия:
· По органам их осуществляющим: предварительное следствие осуществляется следователем, а дознание – дознавателем.
· По срокам: срок предварительного следствия – 2 месяца, срок дознания – 30 суток. Срок может быть продлен в порядке УПК РФ.
· Следователь обладает несколько большей степенью самостоятельности, чем дознаватель.
· Следователь по завершении предварительного следствия выносит обвинительное заключение и с согласия руководителя следственного органа направляет его прокурору для утверждения. Дознаватель по итогам дознания составляет обвинительный акт, который подлежит утверждению начальником органа дознания и прокурором.
Органами предварительного следствия являются следователи Следственного комитета РФ, следователи ОВД, следователи органов Федеральной службы безопасности, следователи органов по контролю за оборотом наркотиков.
Органами дознания являются:
· ОВД и входящие в их состав территориальные управления полиции;
· иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
· органы федеральной службы судебных приставов;
· командиры воинских частей;
· органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.