Из «Истории» Геродота мы знаем разделение скифов на несколько ветвей – царские скифы, скифы-пахари и скифы земледельцы. Не зря же, как гласит легенда, кочевому воинственному народу упал с неба плуг.
Обратим наше внимание на «скифов-земледельцев» – гелонов, которые были близкими по происхождению к тем племенам дорийцев (д'ар'їв), которые основали Спарту.
Их общественное положение было выше «скифов-пахарей» – наименее ариезированных среди всех указанных скифов. На общественной лестнице высшую ступень занимали кайсаки («царские скифы»), далее – киммерийцы («скифы-кочевники»).
Это было общественное сословие феодалов – военной аристократии. Система эксплуатации заключалась в сборе дани с подвластных племен. Ниже военных «кшатриев» стояли гелоны («вайшьи»). Хотя они и платили дань кшатриям, но были свободными людьми, принимали участие в военных походах (в качестве вспомогательного войска) и имели некоторые привилегии (возможно, то было тоже сбор дани с полурабов – «шудр»).
В качестве потомков этих гелонов, если принимать во внимание расселения и характер занятий, проступают анти (которых М. Брайчевский отождествлял с полянами, что отмечал Л. Гумилев. Хотя сейчас эта мысль дискутируется).
Не случайно в будущем анти окажутся способными создать даже собственную государственность в виде Антского союза и династию. Соответственно, если антов и нельзя однозначно отнести к какой-то из групп древней политической элиты праславянских земель, то можно по крайней мере считать, что это была ее прослойка, которая на время распада Великой Скифии начинала уже формироваться (термин «ант» фиксируется в боспорской надписи уже в III веке до н. э.).
Воинственный народ. Наконечники скифских стрел найдены археологами на территории Германии, Чехии и даже Испании
Скифы были очень воинственными и упорно защищали территории, которые считали принадлежащими только себе. Наибольшее количество их памятников периода VII – VI вв. к н.е. расположена на равнинах Кубани и Терека, но в более ранний период, по мнению исследователей, скифы в теплое время года пасли скот на обширных пространствах Степи, а на зиму возвращались в Прикубанье и в лесостепное Поднепровье. Скифы решительно отгоняли от своих границ племена лесной зоны Восточной Европы – так, ранньоскіфські стрелы находят на поселениях милоградівської археологической культуры юга Беларуси. Известны имена скифских царей и их победные походы в Переднюю Азию, а также даже на египетские владения в Палестине. (Однако мы намерены доказать ниже, что не только в том «выпасе скота», хотя это и очень важно, было дело).
И тут мы вновь, как и в случае с киммерийцами, встречаем, но теперь уже в отношении скифов, факт утраты родовой аристократии, причем именно в способ ее намеренного уничтожения. Так, царь мидии Киаскир около 600 г. до н. э. пригласил вождей скифов на пир, во время которого предательски убил их (то же самое мы увидим и в случае с антской аристократией, убитой готским королем Винитарием.
Трижды же повторена тенденция / киммерийцы, скифы, анти/ – уже важная информация, которую историк просто обязан анализировать и учитывать). После этого скифам пришлось возвращаться на территорию Северного Причерноморья. Следовательно, без легитимных правителей никакие «крутые» геополитические претензии ни одного, даже самого воинственного народа были невозможными. Династические правители же – это верхушка государственно-политической элиты. Однозначно.
Интересно, что при возвращении на родину скифов ждал ошеломляющий сюрприз « – их женщины, не дождавшись своих мужей, связались с рабами и родили от них детей. То был страшный удар по самолюбию и элитно-кастовых традициях скифов. Эти дети и выступили против тех, кто возвращался домой. Скифы победили восставших и после того надолго установили свое господство в Причерноморских степях. Женщинам же они отомстили, не потому ли археологи фиксируют немало скифских захоронений третьей четверти VII-первой половины VI в. до н. э., в том числе впервые – женские?
Однако тот факт, что скифы не потеряли своего государства сразу после уничтожения в начале VII в. их родовой аристократии, объясняется именно тем, что они вернулись на родину. Зададим вопрос: зачем возвращались? Предположение, но очень вероятное: на родине оставались роды, среди которых скифы намеревались взять новую аристократию и династа. Поэтому они так жестоко и набросились на своих женщин, что те наплодили собственных байстрюков от каких-то рабов (!), чем унизили честь и достоинство родовитых скифянок. Но, поскольку скифское государство просуществует после этого еще 300 лет, аристократы на родине скифов в то время все же нашлись – факт наличия царей в их среде в более поздние времена доказывает нашу мысль.
Однако самой значительной страницей борьбы скифов за независимость своего государства была война против вторжения в 515 – 512 гг. в Северное Причерноморье полчищ персидского царя Дария и Гистаспа (521 – 486 гг.), которая подробно описана Геродотом от начала военных действий до вынужденного бегства персидской армии за Дунай. Победа над персидской армией, которая считалась одной из крупнейших в мире, принесла скифам мировую славу непобедимых воинов.
. ОруАрхеологи находят наконечники скифских стрел не только в Польше, Чехии, а и в Германии, Дании и Северной Франции. Европейским ученым явно очень не хочется признавать факт победной скифской экспансии в Европу, поэтому, например, испанцы считают, что найденные в Испании наконечники скифских стрел попали туда в результате торговли». Да неужели?
В любом случае Великая Скифия была империей, в которой уже отчетливо видна государственно-политическая элита. Главным центром большой Скифии конца V-III вв. до н. э. было Каменское городище на Днепре, которое занимало площадь более шести квадратных километров.
Многие из ученых считают его столицей царя Атея. Наверное из чисто идеологических причин профессор А. Тереножкин (1908 – 1981 гг.) настаивал на том, что то был лишь ремесленный центр Скифии (всего-навсего) Аналогичное видим и в отношении факта основания Киева: его началом с советских времен и по сей день (П. Толочко, Л. Зализняк) считается только ремесленное поселение Корчак V в. н. э. то обстоятельство, что у предков могли быть военные столицы во внимание не берется.