После серии публикаций про штатных фотографов, которые воспользовались трудовыми правами в ущерб организации мне стали писать сочувствующие люди.
Они подсказали, что классическая организация с наймом фотографов в штат, постановкой планов, назначением зарплат и премиальных давно в прошлом.
Сейчас все работают по схеме B2B, то есть основной работодатель становится самозанятым, штатные фотографы следуют за ним, а в дальнейшем последние привлекаются по отдельным договорам на разовые работы.
Идея выглядела здравой, поэтому было решено переформатировать отношения. Трудовые договора были немедленно расторгнуты по обоюдному согласию с каждым фотографом.
Далее мы заключили рамочные договоры с уже бывшими сотрудниками и отныне они привлекаются к съёмкам только по мере необходимости. Спустя незначительное время фотографы поняли во что они попали и стали вести себя гораздо скромнее.
Недавно мне позвонил один из фотографов и задал довольно странный вопрос: «У меня будет пенсия, ведь трудового договора больше нет?»
Вопрос действительно очень хороший. Для того, чтобы на него ответить необходимо немного погрузится в правовую стихию. Поскольку фотограф право не знает, то пришлось объяснить ему на пальцах.
Я пояснила фотографу, что пенсий в России две, а не одна, как думают многие: трудовая и социальная. Поскольку вопрос касался именно трудовой пенсии, то по очевидным причинам фотограф на неё рассчитывать не мог.
Если нет трудового договора, то не считается трудовой стаж, не отчисляются страховые взносы.
Так что фотографы, которые стали самозанятыми могут расчитывать только на социальную пенсию. Она у всех разная, но, как правило, равняется сумме прожиточного минимума (около 10 тысяч рублей).
Собственно, вот и всё чего добились мои фотографы, когда погнались за сиюминутной выгодой. Теперь моя деятельность оптимизирована, а их жизнь нет. Если Вы работаете по трудовому договору и Вам важна пенсия, то советую держаться за такое рабочее место всеми руками и ногами.