Найти тему
Городская крапива

Загадочные аэростаты Владивостока

Аэростаты... Что-то инопланетное и загадочное в моем понимании. Они были популярны во всем мире. И у нас, во Владивостоке.

Инициатор создания базы воздухоплавательных кораблей - командующий отрядом крейсеров нашего города адмирал Карл Иессен. Первое подразделение состояло из 6 сферических аэростатов, базировались они в районе Спортивной, там находился городской ипподром.

Ипподром. Спортивная. Фото www.vlc.ru
Ипподром. Спортивная. Фото www.vlc.ru

Этот район называли Гнилым углом, так как от любых дождей он очень сильно затапливался и вода не спешила уходить. Впрочем, это происходит и по нынешний день.

На месте ипподрома позже был построен стадион КТОФ, а сейчас там китайский рынок.

С 1904 года, как была организована база для аэростатов, стал развиваться и гражданский воздушный флот. На ипподроме любой желающий мог прокатиться на воздушном шаре, были бы деньги.

Позже в 1909 году здесь открыли филиал Императорского аэроклуба. В нем готовили пилотов, строились планеры.

После посещения Владивостока летчика Якова Седова, который привез с собой аэроплан "Фарман" и совершил полет над нашим городом, в аэроклубе стали изготавливать подобные аэропланы и покорять Владивостокское небо.

Яков Седов. Фото www.vlc.ru
Яков Седов. Фото www.vlc.ru

После 1904 года воздушный флот переместился на Эгершельд. Там были построены казармы, мастерские, ангары, станции с водородом. Руководил всем хозяйством военный инженер Федор Постников. Постникову поручил Карл Иессен спроектировать в срочном порядке сферический аэростат для обороны города. Инженер спроектировал воздушный корабль за несколько часов. Назвал его "Эсперо", что в переводе с эсперанто означает "Надежда".

Аэростаты "Эсперо". Фото www.vlc.ru
Аэростаты "Эсперо". Фото www.vlc.ru

Были вызваны 15 высококлассных портных, которые оперативно сшили в мастерских военного порта покрытие для аэростата. Объем аэростата был 400 метров кубических. Это считался малый объем, и поэтому этот аэростат и последующие стали называть МАЗами - малообъемные аэростаты заграждения.

Постникова назначили командиром первого военно-морского воздухоплавательного отряда. Сначала его команда состояла из 20 человек матросов. Потом отряд вырос до батальона в 100 человек.

Вскоре выяснилось, что сферические аэростаты в условиях муссонного ветреного климата Владивостока не подходят. Срочно выписали из Германии змейковые "Kite" ("воздушный змей"). До 1905 года было совершено 200 подъемов шаров и змейковых аэростатов.

Змейковый аэростат. Фото vladivostok.livejournal.com
Змейковый аэростат. Фото vladivostok.livejournal.com

Команда Постникова вела наблюдения за морем, занималась поисковыми работами японских мин, вела метеорологические исследования и аэрофотосъемки. Регулярно совершались полеты на аэростатах над городам и над пригородной территорией.

После того, как Постников уезжает из Владивостока, батальоном руководит В. Алексеев.

К 1913 году воздухоплавательный батальон возглавил М. Никифоров. Пилоты к тому времени отлично научились обслуживать аэростаты: накачивать водородом, спускать, транспортировать. Совершали перелеты по маршруту Спасское - Владивосток, Никольск-Уссурийский - Владивосток, летали в район Ханки, Шкотово.

Во Владивостоке обитало 5 шаров "Эсперо", "Чайка", "Ястреб". И несколько десятков змейковых.

Испытания аэростатов МАЗ во Владивостоке. Фото vladivostok.livejournal.com
Испытания аэростатов МАЗ во Владивостоке. Фото vladivostok.livejournal.com

Все они базировались теперь на аэродромах Вторая Речка и Фирсова. И прослужили Владивостоку до середины прошлого столетия. И были незаслуженно забыты.

А если бы все сохранилось до нашего времени, как было бы здорово увидеть своими глазами эти фантастические воздушные сооружения.

История аэростатов в России.