Продолжая размышлять про текущее бытие в школе на уроке физики, Митя после слов учителя: «К доске пойдет…» поднял руку и произнес:
— А можно задать вопрос, не касающийся сегодняшней темы?
Удивленный неожиданной активностью Мити учитель Илья Григорьевич сказал:
— Да, Немцов, можно.
— Разве все это реально существует? Я про нас и наш материальный мир.
— Неожиданный вопрос, с чего бы это? Ну, впрочем, конечно же, существует, ведь ты же все это видишь и чувствуешь!
— Но ведь во сне мы тоже видим и чувствуем то, чего реально не существует? — встав у парты, еще спросил юноша.
Илья Григорьевич слегка задумался и ответил:
— Но сновидение — это следствие деятельности мозга.
— Но эта деятельность воспринимается как реально существующая, пока мы во сне. Согласитесь, мы ведь можем и не знать, что воспринимаемое сейчас является сновидением?! — продолжал Митя.
— Но мы-то знаем! — несколько недоумевая, к чему этот разговор, продолжал отвечать учитель.
— Откуда? Только потому, что размышляем на эту тему, ориентируясь на текущее восприятие? Это говорит о возможностях сознания, но не доказывает, что происходящее — реальность… — продолжал настаивать на ответе учителя юноша.
— Логика в твоих словах есть… Но давай о снах на уроках биологии будешь выяснять, а здесь будем заниматься физикой, — сказал Илья Григорьевич, приподнимая журнал для выбора ученика, которому предстоит отвечать у доски.
— Тогда вопрос «откуда все возникло?» — это физика?
Тридцатипятилетний учитель взглянул на необычно для себя активного ученика и, заинтригованный, к чему приведет этот диалог, сказал:
— Да, Немцов, это физика, все возникло в результате большого взрыва, после которого возникшая материя уплотнялась, вступала в различные реакции…
— Извините, Илья Григорьевич, — перебив учителя, заговорил Митя. — Я уточнить хочу: взрыв возник в изначальной пустоте, в которой не было ни молекул и каких-либо еще частиц, ничего вообще, даже не было времени как измерения и не было пространства, так как не было условной точки, относительно которой оно могло бы быть?
Митя говорил и одновременно удивлялся, как вовремя и без предварительного обдумывания в его сознании возникают непривычно правильно сформированные фразы. Неужели «вчерашний спектакль» во время медитации перевел его сознание на другой уровень?!
— Пожалуй, да, — немного подумав, сказал преподаватель.
— Но по какой причине в отсутствие каких-либо элементов возникает взрыв?
— Ну, Немцов, это ведь теория, наука еще не успела точно ответить на все вопросы.
— А строение атома? Ведь если соотношение размеров ядра и электронов на схемах верное, то получается почти пустое пространство, то есть самые плотные тела состоят практически из пустоты?! А размеры вселенной? Мы ведь воспринимаем все относительно собственного размера, а может, вся наша огромнейшая вселенная с бесчисленными галактиками — всего лишь молекула в песчинке где-нибудь на сверхгигантской планете в еще более огромной вселенной… Или наоборот: ядра и электроны атомов, из которых мы состоим, — целые вселенные, где-то в глубине которых есть разумные цивилизации, у которых время воспринимается относительно их параметров и процессов и, возможно, не соотносится с нашими измерениями? А мы, веря в заимствованные и свои рассуждения, делаем вид, что понимаем устройство окружающего мира? — продолжал спрашивать Митя.
— Ну, извини, Немцов, пока мы знаем только то, что уже выяснила наука…
— Получается, наука реально не может ответить на вопрос, откуда все и почему возникло?
Илья Григорьевич задумчиво молчал, и юноша после небольшой паузы продолжил говорить:
— Если материальный мир не сновидение сознания и материя существует, то как она появилась в пустоте? Любой ученый физик или химик уже на текущем этапе развития науки подтвердит, что в абсолютной пустоте ничего материального возникнуть не может. И почти любой ученый подтвердит, что воспринимал материальный мир в сновидениях как реальность, которая оказалась воображением сознания. Тогда, получается, наука лишь предполагает версии появления и существования материи, возникновения жизни и сознания?
Митя закончил сыпать возникающими вопросами и доводами и в ожидании продолжал стоять.
Все присутствовавшие были обескуражены слишком глубоким интеллектуальным содержанием Митиных вопросов и «напором», с которым он хотел их прояснить. Илья Григорьевич продолжал думать, уже молча стоявшему юноше жестом руки показал присесть, сам сел за свой стол и, смотря в окно «застывшим взглядом», просидел минут пять ни чего не говоря.
Ученики класса тоже сидели тихо, переглядываясь между собой, и поглядывая на спокойно сидевшего на задней парте Митю. Никто не хотел отвлекать учителя от размышлений, дабы он снова не начал вызывать к доске. Наконец Илья Григорьевич взяв в руки журнал и, посмотрев в него, сказал:
— У тебя, Немцов, за эту четверть выходит тройка, какие были отметки за первые три четверти?
— Тройки, — не вставая, ответил Митя, с возникшим интересом ожидая развитие текущих событий…
— В этой четверти ставлю тебе пять, а годовая будет четверка, просто потому, что мыслишь на таком уровне.
Некоторые из учеников эмоционально поддержали «Митин успех», и в это время раздался звонок, все посмотрели на учителя в ожидании разрешения покинуть класс.
— Остальным готовиться к «годовой» контрольной, которая будет на следующем уроке. До свидания, — закончил, отпуская учеников, Илья Григорьевич.
* * *
После шестого урока Митя зашел в кабинет физики. Что-то пишущий, сидя за своим столом, Илья Григорьевич, увидев юношу, предложил пройти и присесть. Быстро дописав, учитель физики подошел и, садясь за соседнюю парту, сказал:
— Ты знаешь, Немцов, я очень много думал над тем, что ты тогда сказал. Ну, помнишь, в мае, на моем уроке, про возникновение материи, природу всего и прочее?
— Да, помню, — ответил юноша.
— Так вот, размышляя над твоими словами и изучая разные материалы, пожалуй, теперь и я склоняюсь к теории сознательного возникновения вселенной. Кстати, есть и были ученые, предпочитающие такую теорию и даже верящие в бога. Возможно, они и религии правы — бог существует…
Так как, по-твоему, бог есть?
— Осознать творца, изучая его творение, это как попытка узнать все о сознании художника, изучая его картину, какие бы выводы ни сделали, Вы просто поверите собственным умозаключениям и не более. Давайте я предложу несколько иное направление для исследования?
— Очень интересно послушать… — заинтересовался преподаватель.
— Мы оба понимаем, что бог, наличие которого предполагаем, — это прежде всего сознание, — Митя, ожидая подтверждения, взглянул на Илью Григорьевича, который, быстро подумав, кивнул и ответил: «Соглашусь». После чего юноша продолжил в вопросительной манере утверждать:
— И мы, конечно, понимаем, что в каждом из нас есть сознание, — на что педагог, соглашаясь, молча кивнул.
— В библии сказано, что бог создал человека по образу и подобию своему, — продолжал юноша. — Наверняка эта формулировка не про внешний вид и форму тела, так как это очень ограниченная для всемогущего существа форма существования. Поэтому предположу, что в священной книге говорится о сознании. О творящем, воспринимающем себя и творчество сознании. Вполне возможно, что идея развилась до «множественного количества взаимодействующих богов», что делает бытие более интересным и саморазвивающимся, и, возможно, наше сознание и сознание бога имеют общие свойства. Поэтому, исследуя собственное сознание, есть возможность в той или иной мере познать божественное сознание. Несомненно, что сознание проявляет себя восприятием, поэтому, направляя внимание к источнику восприятия, мы будем «наблюдать сознание».
Илья Григорьевич серьезно задумался, после чего предположил:
— Если ты, Митя, говоришь о таком направлении исследования, и так как ты относительно недавно начал проявлять откровенно выше среднего интеллектуальные способности, значит, ты провел такое исследование, очевидно, повлиявшее на твое мировоззрение?
— Вы совершенно правы, все именно так, — согласился юноша.
— Ну так и что там? Что ты узнал? Бог все-таки есть? — с искренним интересом спрашивал учитель.
— Есть, но в несколько ином, не привычном нашему пониманию состоянии.
— Это как?
— Это не как «дядька, сидящий на небесах», а как безличностное сознание в абсолютном состоянии. А мы все, «на этой почве» временно возникающие персональные восприятия, настраивающиеся на «развиваемое всеми нами информационное поле» и воспринимающие себя и все как реальность. «Божественная основа всего» совсем не очевидна привычными параметрами нашего восприятия. Обычно все, что люди не могут воспринять, переходит в одну из двух категорий. Первая — «раз я не воспринимаю, значит, этого не существует». Как ни странно, эта категория, опирающаяся на объективное восприятие, по сути просто вера в свои понимания, так как ограниченное восприятие не может быть доказательством отсутствия существования чего-либо еще. Банальным примером могут служить различные волны, недоступные органам восприятия человека. Вторая категория для не воспринимаемого человеком — «не воспринимаю лично, но искренне верю в существование». Такая квалификация чего-либо — это просто надежда или вера в существование неочевидного, и не более, так как пока существует лишь в форме идеи. Правда, человек часто склонен принимать распространенные верования за «подтвержденные» истины.
— И все же, как происходит исследование, после которого ты так про все стал понимать? — еще спросил Илья Григорьевич.
— Это ментальные практики наблюдения ума и «сворачивания» восприятия от привычного внешне направленного вовнутрь, в источник собственного восприятия. Разумеется, есть тонкости и нюансы этих практик, — коротко объяснил Митя.
— И что при этом происходит? — пытаясь понять, продолжал интересоваться преподаватель.
— На одном из этапов «погружения в себя» воспринимается пустота вокруг условной «точки восприятия». Пребывание в состоянии такого восприятия освобождает сознание практикующего от большинства заимствованных информационных стереотипов и этим раскрывает понимание сути большинства информационных структур. За этим есть еще один крайний этап. Это когда условная «точка восприятия пустоты» растворяется, «становясь ничем в пустоте», «прекращая проявление себя как наблюдателя», то есть в отсутствие объектов исчезают признаки субъекта. Пребывание в таком состоянии раскрывает природу всего воспринимаемого как фантазию или сновидение сознания, в том числе и восприятие себя. Иными словами, все наши жизни — это отдельные сны одного ничем не проявленного сознания. Все — иллюзия...
— Ты как на болгарском сейчас говорил — слова знакомые, а общий смысл не ясен, — задумчиво сказал Илья Григорьевич.
— На самом деле, очень сложно описать такое состояние словами, примерно как передавать в телефонном разговоре вид, запах и вкус клубники человеку, никогда не видевшему и не пробовавшему эту ягоду, — юноша закончил говорить, и они снова посидели молча несколько минут, задумавшись каждый о своем.
— А что если пробуждение сознания, в результате которого реальность осознается иллюзорной, — это возникновение иллюзии сознания, в которой все кажется иллюзией? Что-то вроде слепой веры в утопическую идею…
— Возможно, и так, но для подтверждения данной теории нужно убедиться, что существует эта реальность, в которой может возникнуть иллюзия ее иллюзорности. Сейчас попробую поставить под сомнение существующую реальность как основу Вашей теории. Представьте, Илья Григорьевич, что Вы глухой от рождения. Вы ведь можете такое представить?
— Да, конечно, продолжай… — с явным интересом сказал учитель физики.
— В таком случае у Вас всегда закрыто восприятие звуковых диапазонов — по физиологическим причинам. Поэтому в Вашей реальности всегда тишина. Получается, тишина — это не только когда отсутствуют звуковые колебания, но когда Вы их не воспринимаете, даже если они есть…
— Погоди, Митя, но сейчас ты, скорее, поддерживаешь идею, что иллюзорность воспринимаемого — это иллюзия воспринимающего, нежели наоборот! Своими практиками ты изменяешь восприятие до восприятия отсутствия всего, что рождает в сознании идею, что все существующее может быть иллюзией!
— Пока кажется, что Вы правы, к этой идее вернемся чуть позже, а я продолжу свою мысль. Вот: живете Вы, глухой от рождения, никогда не воспринимавший звуков, но при этом Вы точно знаете, что они есть! Ведь Вы «видите собственными глазами, как другие воспроизводят их ртом», и тоже «посредством зрения понимаете, что они воспринимают звуки ушами». Смешно для физика, правда? Зрением узнаем о существовании звука, то есть просто верим глазам, что есть звуки. Это, конечно, не отрицает существование звуковых волн, но разве не подобным способом мы обо всем знаем, просто веря в распространенные идеи? Вы, конечно, можете возразить, сказав: мы верим в текущую реальность благодаря объективному восприятию, но при этом не учитываете опыт такого же объективного восприятия реальности в обычном сновидении. Получается, мы точно знаем, что реальность существует, просто надеясь, что сейчас не спим. Я клоню к тому, что не могу доказать, что реальность — иллюзия, мне, очевидно, сообщает об этом восприятие, точно так же, как раньше, очевидно, сообщало, что все существует, и это все объективно существовало как реальность, пока не осознал источник восприятия. И, возвращаясь к вашему предположению, что я просто поверил в иллюзорность реальности, ответ — да, мое пробуждение — тоже иллюзия, как все, что можно воспринять. Но прежде чем отрицать иллюзию реальности, надо убедиться, что не сновидишь реальность, а, как мы точно знаем, реальность восприятия во сне не гарантирует, что это не сновидение. В любом случае после такого осознания, даже если его можно трактовать как отклонение от психической нормы человека, качество мировосприятия улучшается в разы лучше по всем параметрам относительно предыдущего «нормального состояния». Теперь мои субъективные восприятия состояния себя и текущей жизни воспринимаются на порядок легче и приятней.
— Спасибо тебе, Митя, за беседу, пока мне более чем достаточно есть о чем поразмышлять, — сказал несколько погруженный в свои мысли Илья Григорьевич.
Дмитрий Гаун. (из "Коронованный пустотой")
Если Вам нравятся публикации о - сознании, философии, эффективной саморегуляции, природе реальности и т.п. - ставьте лайки, подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями и - ЖИВИТЕ СЧАСТЛИВО!
Статья - О природе «объективной» реальности.
Статья - Окончательно расставим точки точки над - I, в определении понятия БОГ.