Налоги к своему современному положению шли с двух направлений — добровольные пожертвования на нужды сообщества и принудительные выплаты завоевателям. Форма налогообложения напрямую зависела от организации самого государства, будь-то общественный договор или система принуждения. Первое, как правило, появлялось в небольших независимых городах. Здесь свободные горожане сами решали сколько денег необходимо вносить в копилку для решения общих задач — безопасность, оборона, развитие инфраструктуры и так далее. В государствах, построенных на основе принуждения размеры поборов зависели от потребностей правящей элиты — феодалов или просто завоевателей. Однако, в чистом виде эти две налоговые системы практически никогда не существовали. Так, например, Древний Рим, еще будучи городом-государством, содержался гражданами на добровольной основе — так сказать, от каждого по способностям. Однако, это совершенно не мешало первым римлянам со свойственным для них рвением завоевывать соседей и обдирать их до нитки огромными поборами. Вторая больше напоминала банальный рэкет, в обмен на покровительство вы платили дань. В итоге история привела к объединению двух систем, от первой достались цели, от второй методы, то есть налоги собираются для решения общественных задач, а форма поборов — принудительная. И вот из этого и вытекает довольно странное положение вещей: деньги тратятся на потребности государства (объединение людей), но при этом собирается не столько, сколько нужно, а максимум, то есть столько, чтобы граждане не начали бунтовать или массово умирать с голода.
Те, кто хорошо помнит отечественную историю, знают, что государственная система в России строилась на принуждении, от княжеских вотчин к единому царству. Что случилось с первой республикой на Руси, хорошо описал Николай Карамзин: "Бояре не стояли ни за вечевой колокол, ни за посадника, но стояли за свои вотчины". Справедливости ради стоит отметить, что история нашей страны в этом отношении не уникальна и с одной стороны шла по стопам восточных деспотий, а с другой предвосхищала аналогичные процессы в Западной Европе. Если бы не этот «проклятый» гуманизм, проросший из античных семян в развитых европейских монархиях, возможно, мы бы продолжали жить в темном средневековье, балансируя между удовлетворением потребностей элит и желанием низов не умереть с голоду. А так человечеству «вдруг» взбрело в голову вспомнить про справедливость, равенство и братство и понеслось. Ключевым событием стала Великая французская революция, запустившая необратимые процессы по всему миру. До России эти процессы докатились в самом радикальном виде — коммунизме.
В далеком 1840 году французский философ Этьен Кабэ описал общество абсолютного равенства в романе «Путешествие в Икарию». Сама книга была логичным продолжением «Утопии» Томаса Мора (1516 год) и вас должно насторожить, что название последнего произведения стало нарицательным, но это произошло позднее, а пока молодые французские коммунисты искренне верили в реальность таких обществ. На основе передовых идей Этьена Кабэ, Луи Блана и Карла Маркса в России началось строительство самого справедливого общества на свете — СССР.
А были ли налоги в СССР?
Удивительное дело, в головах некоторых наших сограждан до сих пор обитает миф о том, что в СССР граждане налогов не платили, а если и было такое, то сущие копейки и роли они никакой не играли. Откуда такие странные рассуждения? Да прямо из благословенного телевизора, где до сих пор вещают, что единственный налог, который мы платим, это НДФЛ и он всего 13%, самый низкий в Европе. Если к этому добавить, что в СССР такой налог составлял 0,35%, то кажется, что сограждане правы — не было налогов в стране советов. Беда в том, что НДФЛ, это далеко не единственный налог, а его популяризация на государственных телеканалах связана с тем, что он действительно не кажется большим. Вот и формируется в головах нужное государству убеждение — налоги низкие, так что плоти и не бухти. На деле же налогов и поборов, маскирующихся под добровольные сборы, у нас где-то на 50%, а с акцизами и НДС, так и все 70%. Не то что в СССР, правда? Неправда.
Я уже говорил, что поборы уже давным-давно отвязались от потребностей государства и размер налогов определяется исключительно тем, сколько граждане могут платить, чтоб не умереть от голода (условно, конечно, речь о комплексе минимальных потребностей). Так, например, если вы сегодня зарабатываете 100 тысяч рублей, а ваши минимальные потребности требуют 50 тысяч затрат, то прямыми и косвенными налогами государство отберет у вас 50%. Чудовищно много, не правда ли? Но что, если вы зарабатываете 55 тысяч при тех же потребностях? Правильно, государство заберет у вас около 10%. Звучит не так страшно и вы уже готовы на это согласиться. Вот только на практике для вас разницы нет никакой — главное для государства не забрать у вас больше, чем вам требуется для выживания. Вот только в стране советов даже это правило умудрились нарушить.
Сразу после революции вся система налогообложения строилась вокруг экспроприации собственности проклятых буржуев. О какой-то вменяемой налоговой системе речи вообще не шло — гражданская война, как никак. Каждая из сторон конфликта занималась банальным грабежом.
Ну прямо карусель получается: белые пришли - грабют, красные пришли — грабют. Ну, куды крестьянину податься?
«Чапаев», советский художественный фильм 1934 года.
Наибольшего пика налоговые сборы достигли в период действия продразверстки. В соответствии с декретом СНК от 11 января 1919 года, все количество хлеба и зернового фуража, которое было необходимо для удовлетворения государственных нужд, разверстывалось для отчуждения у населения. У крестьян изымались не только излишки продовольствия, но и часть необходимых самим крестьянам продуктов, но хуже всего - отнимался и посевной материал, что, усилившись засухой, привело к чудовищному голоду 1921-1922 годов. Одновременно с этим вводилась и трудовая повинность — своеобразная форма барщины, граждане были обязаны работать на государство бесплатно. Фактически, это означало замену налога трудом.
Первые годы советской России представляют из себя наглядный пример того, что происходит, когда государство нарушает границы возможной экономической эксплуатации собственных граждан — голод, бунты, сепаратизм и массовое бегство населения. Можно, конечно, оправдать молодое коммунистическое правительство отсутствием опыта и ослепленностью идеями французских коммунистов, но, как говорится, взялся за гуж... К счастью, Владимир Ленин вовремя осознал, что «Утопия» превращается в «Антиутопию» и все это дело свернул, провозгласив НЭП. С этого момента и в течение всех 20-х в РСФСР, а затем в СССР государство пыталось нащупать ту границу в поборах, которая позволяла бы собирать с граждан максимум налогов, при этом не приводя к бунту. В это время принудительные займы и страховые сборы еще не набрали оборотов, поэтому уровень отчислений в казну примерно соответствовал ставкам. Давайте на них посмотрим.
Вот, к примеру, шкала ставок Единого сельскохозяйственного налога на 1927-1928 годы. Годовой облагаемый доход на одного едока:
- до 20 рублей 2 копейки с каждого рубля;
- от 20 до 30 рублей 3 копейки с каждого рубля сверх 20 рублей;
- от 30 до 40 рублей 5 копеек с каждого рубля сверх 30 рублей;
- от 40 до 50 руб. 10 копеек с каждого рубля сверх40 рублей;
- от 50 до 60 рублей. 17 копеек с каждого рубля сверх 50 рублей;
- от 60 до 80 рублей 21 копеек с каждого рубля сверх 60 рублей;
- от 80 до 100 рублей. 23 копеек с каждого рубля сверх 80 рублей;
- свыше 100 рублей. 25 копеек с каждого рубля сверх 100 рублей.
Как видите, система была прогрессивной и, чтобы вы не мучились с расчетами, со 100 рублей сбор составлял около 13%. Однако, следует отметить, что налог рассчитывался с учетом едоков (во всяком случае в РСФСР и УССР). То есть, если семья состояла из 5 человек, весь их доход делился, соответственно, на 5, а уже потом применялась тарифная сетка. Чтобы понять, сколько это 100 рублей в 1927 году, пройдемся по ценам. Например, булка хлеба стоила 16 копеек (из расчета 800 граммов), а килограмм колбасы — 80 копеек. Средняя же зарплата по стране — 63 рубля. Выглядит по-божески, неправда ли? Но не спроста в период НЭПа существовало почти 90 видов платежей в бюджет. В годовой облагаемый доход включалось 15% оплаты работы по найму лиц, постоянно проживающих в пределах своего дворохозяйства, 10% оплаты труда, полученной лицами, выезжающими на заработки, не менее 20% «чистого» дохода, полученного от кустарно-ремесленных промыслов без использования наемной рабочей силы. Для кустарей-ремесленников, использующих одного наемного рабочего, эта доля увеличивалась до 25%, двух наемных рабочих – до 35%, трех – до 45%. (собрание узоконений РСФСР, 1927). А еще существовали акцизы, которые относятся к косвенным налогам. Их ввели еще в начале 20-х на соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Любопытно, что сам Ленин называл косвенные налоги самыми несправедливыми и относил их к налогам на бедных, но одно дело лозунги, другое дело реальная жизнь.
Следует признать, вводя многочисленные поборы государство внимательно следило за тем, чтобы не перегнуть палку. Да, в отношении треклятых капиталистических недобитков никакой скромности — кулаков и частников доили что есть силы, а в остальном — аккуратно, с индивидуальным подходом. Там, где земля побогаче — налогов побольше, там, где беднее — меньше, но во всех случая — досуха. Система была сложно, громоздкой и требовала постоянного регулирования и к 1928 году насчитывала 8 прямых налогов и 17 косвенных. Прямые: промысловый, подоходно-поимущественный, единый сельскохозяйственный, с наследств, гербовый сбор, рентный, на сверхприбыль, специальный военный. Косвенные: виноградные, плодово-ягодные и изюмные вина; спички; табак; спирт; соль; нефтепродукты; пиво; мед; квас; гильзы, папиросную бумагу; сахар; чай; кофе; патоку; дрожжи; свечи; текстиль; галоши, парфюмерия.
С началом индустриализации с 1930 по 1932 годы была проведена кардинальная налоговая реформа. Она должна была унифицировать всю налоговую систему, сделать её проще, понятнее и, самое главное, повысить управляемость. С этого момента отменяются акцизы (ну, как отменяются, их просто включили в налог с оборота), а налогов становится ровно два — с оборота и с прибыли. Вот только размеры ставок регулировались отдельно и их количество добралось к 1937 году аж до 2444. Упростили, что называется. Но главное - любой сталинист с довольной ухмылкой на лице ткнет вас в размер «податей» с гражданина, который устанавливался государством — в среднем подоходный налог (он оставался прогрессивным) не превышал 7%. Вот она истинная победа коммунизма! Именно эта счастливая цифра (а я напомню, что она средняя, то есть платили и меньше) фигурирует в аргументах сталинистов, когда речь заходит о счастливом прошлом. Вот только они упускают то, что кроме прямых налогов в стране советов существовало огромное количество сборов. Как вам например сборы с лиц, играющих на бильярде? Целевой сбор с радиоизделий, применяемых для приема радиовещательных станций? Культжилсбор, размер которого доходил до 80 рублей с крестьянского двора? Или вот еще одно любопытное явление - «самообложение», формально добровольные взносы на всевозможные ремонты общественных заведений (школы, например). Налоги за тунеядство, бездетность (малосемейный) и просто холостяцкую жизнь (откровенно дискриминационный налог, им облагались только холостые мужчины) — пусть и не для всех, но они тоже были.
В городах граждане платили налог на строения — 1% от его стоимости без учета амортизации, на селе — земельную ренту. Платить приходилось также за каждое животное, находившееся в хозяйстве. Так, доходность одной коровы в среднем по РСФСР была установлена государством в размере 2540 рублей в год. Кстати, с коровой вообще выходил настоящий анекдот. В год нужно было заплатить с нее в казну 40 кг мяса, 360 кг молока, одну штуку кожсырья, 120 кг картофеля, 30 штук яиц. Да-да, полторы шкуры с овцы, это не злая шутка, а злая жизнь. Мне даже интересно, как приверженец сталинской модели государственного устройства будет каждый год добывать из коровы по 40 килограммов мяса и по одной единице кожсырья (про яйца и картофель я вообще молчу). Никуда не делись членские и страховые взносы, а главное — займы. О принудительных займах на этом канале есть отдельная статья и из кармана граждан они вынимали минимум одну месячную заработную плату.
К началу 1946 года я уже получал зарплату с надбавками 1005 рублей. Казалось бы, деньги большие, но из них на содержание семьи оставалось немного. <...> Из получаемой зарплаты оставалось на содержание семьи не более 300 рублей, на которые можно было купить на стороне, и то по знакомству, лишь 6 кг ржаной муки.
Воспоминания архангельского районного начальника финотдела А.И. Яковлева (http://www.rummuseum.ru/portal/node/30)
Я уверен, что обязательно найдется человечище, который просто скажет: «опять заказная статья, чтобы очернить светлое имя великого вождя и обелить наше безобразное настоящее». Следует напомнить, что в нашем безобразном настоящем, как раз и планируют вернуться к славным заветам великого кормчего и снять налоговую нагрузку с предприятий, переложив их на плечи граждан — именно так, как и было при Сталине. Вам бы радоваться! Но я отвлекся. Ведь впереди то, чего весь советский народ так долго ждал — реформ Никиты Хрущева.
Надо отдать должное Никите Сергеевичу, он, как истинный пролетарий, прекрасно понимал, что реальный доход гражданина Союза ССР ниже, чем он был таковым у угнетаемого царским режимом рядового мастерового. Собственно, сам Хрущев об этом писал: «Прошли годы после революции, и мне больно думать, что я, рабочий, жил при капитализме гораздо лучше, чем живут рабочие при советской власти». С приходом к власти, Хрущев действительно предпринимает ряд действий, которые заметно облегчают жизнь простого гражданина. Главным из них стала отменена обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов с хозяйств колхозников, рабочих и служащих, то есть никаких больше 40 килограммов мяса с коровы. В 1957 году государство отказалось от принудительных подписок на заём (правда это благое дело сопровождалось дефолтом по предыдущим займам), а на сессии Верховного совета СССР 5 мая 1960 года Хрущев вообще выступил с инициативой отменить подоходный налог с заработных плат (на самом деле, это крайне забавная инициатива, учитывая то, что именно подоходного налога требовали социалисты и коммунисты до революции). Вот только ничем, кроме популизмом данные планы назвать нельзя.
С рабочих и служащих при тарифных ставках и окладах свыше двух тысяч рублей в месяц подоходный налог будет отменен с уменьшением этих ставок и окладов на всю сумму исчисляемого с них подоходного налога.
Из выступления Никиты Хрущева на сессии Верховного совета СССР 5 мая 1960 года.
Вот эта цитата выступления генсека, потрясает своей красотой. Убрать налог, снизив зарплату на размер этого налога. Одно предложение описало экономическое взаимодействие государства и граждан в СССР. Дело в том, что при Сталине, не смотря на плановость экономической модели, частники продолжали существовать. В целом весь период его правления можно назвать жестким государственным протекционизмом. Огромные налоги и многочисленные сборы уравнивали в доходах тех, кто трудился на государство и тех кто трудился еще и на себя. В итоге все оказывались одинаково бедными. Хрущев последовательно разгромил всю частную инициативу, руководствуясь ошибочным убеждением, что государство гораздо лучше справится с обеспечением благосостояния граждан. В результате в стране практически не осталось самостоятельных хозяйствующих субъектов (даже колхозы, которые и так не были полностью самостоятельными, силой объединялись в совхозы), теперь всем заправляло государство. Доход от каждого произведенного винтика, от каждой, даже мелкой услуги шел в казну государства. В такой ситуации целесообразными оставались лишь налоги на ЛПХ и их Хрущев отменять или снижать не планировал. Объясню подробнее.
Представьте, что вы феодал. Вы владеете значительным куском земли, на котором работают ваши же крепостные. Вы сами определяете, что и в каком объеме они будут производить, а все результаты труда забираете себе. Так как крепостные хотят есть и пить, вы готовы часть произведенных благ им отдать, при чем размер выдаваемых благ, опять же, определяете вы. Немного посидев над цифрами, посчитав и все взвесив, вы определили, что вашим крепостным будет достаточно мешка зерна (условно, конечно же). Выбора у крестьян нет, сколько дали, столько дали. В этой ситуации будет глупо выдавать крепостным два мешка зерна, а потом отбирать половину в виде налога. Зачем эти манипуляции? Но в СССР система налогообложения и различных поборов продолжала существовать даже тогда, когда государство практически превратилось в такого феодала. Да, например, налог на бездетность или целевые сборы имели смысл для решения социальных задач, типа демографии или содержания «клубов по интересам», но подоходный налог зачем? Государство забирало себе все доходы от производства и выдавало гражданам столько средств, сколько считало нужным. Именно в этой системе воспиталось и выросло несколько поколений людей, которые свято верят в то, что налоги можно не платить и при этом получать «бесплатное» образование, медицинские услуги, дороги, театры и прочие блага цивилизации.
Так сколько же налогов платили граждане СССР?
По ожидаемому плану в 1989 году в бюджет должно было поступить 40 500 160 тысяч рублей налогов с населения, что составляет примерно 25-28 рублей с каждого гражданина трудоспособного возраста. При заработной плате в 217 рублей, это около 12-13%. Что это за налоги? Подоходный налог с рабочих и служащих, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР и другие виды подоходного налога и плата за патент. При этом именно подоходный налог (37 миллиардов) был основным. Но это далеко не все. Налог с владельцев строений (1% от страховой стоимости жилых зданий), земельный налог (рассчитывался от количества квадратных метров земельных участков), налог с владельцев транспортных средств (составлял от 10 до 25 копеек за каждую лошадиную силу), на доходы от демонстрации кинофильмов, 4 вида пошлин, лесной доход, плата за воду, и так далее. В общей сложности, вместе со страховыми сборами, в бюджет поступало от населения около 90 миллиардов рублей и, в пересчете все на тоже население трудоспособного возраста (а далеко не все из них реально работали) из заработной платы изымалось чуть меньше 30% (у кого-то больше, у кого-то меньше). И это при том, что государство еще и извлекало прибыль из вашего труда.
Удивительная вещь, этот ваш коммунизм. Утопическая идея, поразившая умы благодетелей середины XIX века смогла воплотиться в начале XX-го. Она, эта идея, раскрывала перед нами перспективу потрясающего общества, в котором каждый участник производственного процесса извлекал из него ровно столько дохода, сколько труда в него вложил. Но государство справедливости и братства смогло существовать только в лозунгах и пропагандистских плакатах. На деле правительство СССР (РСФСР на тот момент) уже вначале 20-х столкнулось с невозможностью воплотить идею Икарии в жизнь, а чтобы не упасть в грязь лицом, в течение почти 75 лет врало своим гражданам. Да так врало, что некоторые до сих пор верят в упущенное светлое будущее. За все время существования страны советов, граждане ни разу не получали столько дохода, сколько вложили труда (а ведь именно так должно было быть!). Более того, даже с тех денег, которые для граждан определило государство, оно еще и стригло налоги. Они не были ужасными, они не были несправедливыми (начиная с хрущевской оттепели), но главное - они были. За каждый дом, за каждую улицу, за каждую школу и больницу, граждане заплатили из своего кармана, как налогами, так и не полученным, но обещанным идеологией доходом.