Джозеф Кэмпбелл стал покровителем сценаристов благодаря Джорджу Лукасу, который прославил теорию "путешествия героя", сказав, что использовал её при создании "Звёздных войн".
Кэмпбелл изучил тысячи мифов, притч и легенд всех времён, религий и культур. В своей книге "Тысячеликий герой" он рассказывал, что все герои, независимо от культуры их происхождения, делали почти одинаковые шаги в каждой истории, по существу говоря нам, что существует только одна глобальная история - и она выросла из нашей универсальной человеческой биологии.
Я всегда исследовал мысли об эволюционной цели рассказывания историй, и был полон решимости найти самый простой способ создания фильмов, которые работают на аудиторию. Будучи молодым режиссёром-документалистом, я общался с Маршаллом Маклюэном - гуру коммуникаций.
Маклюэн пустил меня по следственному пути, указав, что зрители, которые смотрят фильм, погружаются в транс - не осознавая окружающего мира, бессознательно подражают выражениям лиц актёров на экране. Ещё более увлекательно то, что младенцы с самого рождения имитируют движения рта окружающих. Происходит что-то рефлексивное и эмоционально важное.
Если вы спросите студийного руководителя: “Какова цель фильма?” Большинство скажет, что цель фильма - развлекать. Но спросите их: “Каков эффект этого развлечения?” - и вы поймете, что многие студии, возможно, делают очень дорогие "дротики", чтобы бросить их в цель, которую они, возможно, никогда не изучали: человеческий мозг.
Существует ли биологическое "яблочко" в которое нужно попасть?
Первое, что нужно осознать,—это то, что мы являемся очень, очень крутым млекопитающим существом с набором генов, которые управляют нашим поведением. Наш вид живёт в социальных группах миллионы лет, соревнуясь за партнёров, пищу, статус в племени и возможности для выживания нашего потомства.
И мы, сегодня, являемся потомками тех, кто выиграл эти конкурентные битвы, тех, кто эволюционировал, чтобы ничего не делать без биологической ценности, кто отточил своего рода эволюционную энергоэффективность.
Посмотрите на любой ряд затемнённого кинотеатра. Все зрители, которых вы видите, потратили много времени и средств, чтобы слиться с персонажами на этом экране; неудивительно, что Голливуд окрестил себя Фабрикой Грёз. Я называю это состояние наблюдения "обучающим трансом", потому что убеждён, что мы получаем ценную информацию о выживании, наблюдая за другими.
Только плохое кино выводит нас из транса! В плохом фильме мы не верим в подлинность поведения актёра и/или сюжет не имеет смысла. Я действительно верю, что это знание - мощный инструмент.
В нашем мозгу есть недавно открытый магический элемент, который определяет, как мы учимся на основе этих наблюдений. Они называются зеркальными нейронами, это части нашего серого вещества, которые электрически светятся, когда мы наблюдаем за поведением других.
Наш мозг загорается на МРТ точно в тех же частях, как если бы мы действительно физически переживали эти действия—например, забег на Олимпийских играх, сражение с врагом или поиск родственной души.
Зеркальные нейроны - это форма эмпатии выживания. Вы можете поймать себя на том, что используете их, когда смотрите фильм. В то время как основная часть вашего сознания сосредоточена на персонажах и их истории, глубоко внутри вашего мозга вы учитесь и делаете расчёты, впитывая события, которые переживают персонажи, и автоматически перенастраиваете свои инстинкты.
Поеду ли я на рыбацкой лодке с Робертом Шоу (Челюсти)? Пойду ли я добровольно на Голодные Игры вместо сестры? Поеду ли я на уик–энд к своей девушке домой (фильм "Прочь")?
Если вы захотите погрузиться в тему более глубоко, а оно того стоит, то советую прочитать книгу Насти Травкиной. Там подробно о работе мозга и наших поведенческих паттернах с точки зрения нейрофизиологии.
Зеркальные нейроны
В древние времена мы наблюдали, как альфа-примат нашей группы терял лидерство, сражаясь с соперниками. Как только мы это поняли, наши зеркальные нейроны активизировались, учась на том, что мы наблюдали, и настраивая наши собственные жизненные поступки без необходимости испытывать это. Мы также можем провести пару часов с Шекспиром и выучить те же уроки. Наши зеркальные нейроны не могут отличить вымысел от реальности - они даже срабатывают, когда мы читаем книги!
Философы говорят, что самый большой секрет мощной драмы - это конфликт. Конфликтом может быть любая сила, которая угрожает изменить эмоциональное благополучие или безопасность персонажа. Нас магнетически притягивает конфликт в историях. Мы - порождение поколений удачливых, хитрых, быстрых, тревожных и очень наблюдательных; эти черты выживания сохраняются в наших генах.
Перемены могут означать как возможность, так и эмоциональную или физическую опасность. Внутренний механизм тонко настраивает наши инстинкты выживания. Я верю, что философы говорят, что есть только семь великих сюжетов, потому что нам нужно только несколько, чтобы охватить основные аспекты выживания в нашей человеческой жизни.
Спаривание, среди них, является основным - только мы называем его “романтикой” и наблюдаем любовные истории, которые исследуют препятствия к достижению цели. Более всего мы созданы для того, чтобы воспроизводить потомство, в большинстве своём, мы наслаждаться этим.
Поэтому мы уделяем удивительное количество внимания стремлению к сексу. Эти зеркальные нейроны, вероятно, и есть причина популярности индустрии контента для взрослых!
Мы болеем за то, чтобы принц женился на Золушке, потому что потомки Золушки (и, следовательно, её гены) имеют лучший результат выживания в более сытом и защищенном королевском мире.
Избежать смерти - ещё одна важная проблема для всех живых существ. Вот почему мы чувствуем себя вынужденными украдкой подглядывать, когда тормозим, проезжая мимо дорожно-транспортного происшествия-мы часто называем это "болезненным любопытством".
Это удивительно логичный навык выживания. Что, если дядя Гоминид упадёт замертво, поедая ягоды, подаренные ему его супругой? Агата Кристи извлекла огромную пользу из нашего болезненного удовольствия избежать смерти!
Истории о людях, которые спасаются от зверей-людоедов, всегда вызывали огромный интерес. Отсюда и наше глубоко укоренившееся увлечение фильмами "Мэг", "Парк Юрского периода" и "Чужие" - хотя на нас вряд ли нападут существа более опасные, чем комар.
У нас даже могут быть инстинкты выживания, вызванные вещами, которые никогда не существовали—гоблинами, упырями, мутантами и инопланетянами. Ключом к успеху этих монстров является их биологическая подлинность и уровень антропоморфизма.
Наши зеркальные нейроны помогают нам извлекать пользу из кино только в том случае, если то, что мы наблюдаем, важно в мире млекопитающих и соответствует ему. И именно поэтому "Оскар" достаётся в основном самому аутентичному актеру/актрисе.
Если действие в драме связано с надуманным сюжетом или фальшивой актёрской игрой, наша проверка реальности отвергает это - и часто вызывает гнев, потому что отнимает у нас время.
Держу пари, что старейшины племен, которые рассказывали плохие истории у костра, или вожди викингов, которые рассказывали запутанные саги, получали за свой рассказ гнилой капустой в глаз.
Фактор героя
Герои, которые не боятся, которые не делают ошибок, у которых нет ахиллесовой пяты, а просто побеждают, не дают нам ничего, чему можно было бы научиться на их успехах. Успех их тактики не представляет никакой ценности, чтобы заинтересовать наш аналитический мозг. Да, но добавьте немного криптонита, и мы обратим на них внимание.
Влюблённый, который никогда не теряет “девушку” и не должен менять свою брачную тактику. Эта история не даёт нам стратегии для построения наших собственных романтических инстинктов. Счастливые истории без потерь и конфликтов не удерживают нас, потому что мы созданы для решения проблем.
Мы не тратим время на изучение безопасных исходов. Нас тянет к борьбе, чтобы мы могли расти и лучше понимать самих себя. Недостатки и потери персонажа привлекают нас!
Несколько раз, как продюсеры, мы тестировали наши студийные фильмы и обнаружили, что "наименее понравившаяся" сцена - это когда герой унижен или избит злодеем. А потом оказывалось, что мы сражаемся зубами и ногтями, чтобы сцена не была вырезана.
Чем более герой подавлен и выглядит так, будто потерпит неудачу, тем более захватывающим и удовлетворяющим будет путешествие, поскольку герой изо всех сил пытается достичь своего успеха! Герой должен его заслужить.
Некоторые большие студийные фильмы сегодня близки к биологически пустым аттракционам на американских горках, потому что персонажи практически не имеют индивидуальности. Это аватары гипердействия, не имеющие никаких эмоциональных целей. Но когда мы добавляем биологию, всё становится на свои места. Бэтмен теряет своих родителей, и это мотивирует его. Люк смотрит на тёмное возвышение своего отца. Супермен должен иметь свою Лоис Лейн, иначе мы увидим в нём пустой сосуд.
Джозеф Кэмпбелл сказал, что человечеству нужны новые мифы, которые трансформируются по мере развития наших обществ и культур. Эти переосмысления человеческого духа ещё более ценны, поскольку технологические революции вносят огромные, дезориентирующие изменения в мир, в котором мы живём.
Если мы хотим создавать фильмы, которые глубоко влияют на людей, которые разжигают разговоры у кулера с водой, которые зрители воспринимают как показ новых и ценных переживаний, нам нужны новые способы того, как мы находим наши духовные и эмоциональные ценности: cправедливость, любовь, сострадание, жертвенность.
Наша биология не изменится. Мы будем смотреть в будущее с инстинктами обучения нашего животного прошлого.
Наши персонажи должны быть сильными, но с недостатками; страстными, но несовершенными; неудачниками, которые борются в поисках своей цели – будь то любовь, успех или просто добиться безопасности. Прежде всего, они должны быть биологически правдивы.
Поэтому студии и продюсеры должны искать уникальные истории, которые взывают к нашим биологическим инстинктам.
Автор: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.
Наш сценарный курс
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.