В декабре 1979 года члены Политбюро ЦК КПСС приняли решение о вводе Советских войск в Афганистан, судьбоносное для дальнейшего существования Советского Союза. Председатель КГБ СССР Юрий Андропов при поддержке Министра обороны маршала Дмитрия Устинова в целях предотвращения дальнейшей дестабилизации обстановки в Афганистане пролоббировал решение на ввод войск. Даже несмотря на несогласие руководства Генерального Штаба. Главный аргумент - верховный лидер Афганистана Хафизулла Амин ведет против СССР двойную игру и может разместить американские военные базы на территории свой страны.
Руководству Советского Союза по линии КГБ шла информация о вербовке Амина ЦРУ в 1960-х годах во время его учебы в Колумбийском университете (США). Никаких прямых доказательств этого ни тогда, ни позже представлено не было. Советский миф о появлении американских баз связан, исключительно, с личностью афганского лидера. Всему виной - личная неприязнь Андропова к Амину. У Андропова был свой кандидат в президенты Афганистана - Бабрак Кармаль.
Нужно понимать, что Хафизулла Амин возглавлял Афганистан всего три месяца с 16 сентября до 27 декабря 1979 года. После разговоров с Амином, тогдашний посол США в Кабуле Брюс Амштуц решил, что разумнее всего «оставаться в тени и ждать, что произойдет дальше». Посол докладывал в Вашингтон о патологическом антиамериканизме генерального секретаря ЦК НДПА и председателя Революционного совета Афганистана. Знал об этом Андропов или нет, но настоял на устранении Амина от власти, а советскому спецназу была прямо поставлена задача на его ликвидацию.
Хафизулла Амин был идейным марксистом, но не так, как понимали это руководители СССР. В середине августа 1979 года в разговоре с прибывшим в Кабул для изучения ситуации Главнокомандующим Сухопутными войсками СССР генералом армии Иваном Павловским Амин намекал, что у него есть сомнения относительно целей советского вмешательства в делах Афганистана. Амин прямо заявил Павловскому, что хочет более тесных отношений между Афганистаном и Китайской Народной Республикой.
Хафизуллу Амина можно назвать «маоистом», он первым произнес сакральную мантру о строительстве в Афганистане социалистического общества. Амин строил социализм при помощи массовых репрессий политических противников, в число которых входили не только представители реакционного духовенства и прежней феодальной элиты, но и свои товарищи по революционной борьбе. Когда советские представители указали ему на недопустимость массовых чисток в армии и госаппарате, он указал им на портрет Сталина на своём столе и сказал: «Товарищ Сталин показал нам, как строить социализм в отсталой стране».
Рекомендую мои статьи про Афганистан:
- О необходимости реабилитации Хафизуллы Амина