Найти в Дзене
О Москве нескучно

Станция "Выхино": такая ли она плохая, как о ней говорят?

Оглавление

Правда ли, что изначально станцию построили буквально в чистом поле? Почему в советское время она называлась "Ждановской"? По какой причине станцию многие считают страшной и не комфортной? А также - что такое "эффект Выхина", и как городские власти пытались и до сих пор пробуют бороться с огромным пассажиропотоком? Об этом и не только расскажу сегодня.

"Ждановская"

Станция "Выхино" открылась 31 декабря 1966 года в составе первого участка современной Таганско-Краснопресненской линии. Вместе со станцией начала работать и одноимённая железнодорожная платформа Казанского направления. Раньше её здесь не было.

Схема Московского метрополитена с новой линией, 1967. С сайта www.metro.ru.
Схема Московского метрополитена с новой линией, 1967. С сайта www.metro.ru.

Таким образом, #Выхино стала первой станцией в Москве, где удалось совместить пересадку с пригородных электричек на поезда метрополитена. Любопытно, что изначально всё было устроено почти по такому же принципу, как на станции "Китай-город". С той платформы, на которую прибывали электрички в сторону Москвы, можно было по прямой перейти на платформу метро и сразу отправиться в центр. Со временем такая возможность исчезла, уступив место подземным переходам. Всё дело в очень большом пассажиропотоке.

Строительство станции, 1966.
Строительство станции, 1966.

Изначально станция называлась по-другому - "Ждановская". Так именовался район Москвы, на территории которого расположилась платформа. Местность получила название в честь видного партийного деятеля Андрея Жданова. Интересно, что в 1969 году случилась административно-территориальная реформа. Ждановский район переместился ближе к центру (примерно туда, где сейчас находится Таганский, если говорить грубо). Район, где располагалась станция, стал называться Волгоградским. Тем не менее, она сохранила первоначальное наименование до 1989 года, когда станции присвоили имя в честь исторической местности.

Архитектура простая, но не уродливая

"Выхино" - наземная станция. #московское метро в те годы изобиловало такими платформами. Например, Филёвская линия располагалась почти полностью на поверхности. Кстати, после "Выхина" строить такие станции в Москве надолго перестали.

Строительство станции, 1965. На pastvu.com пишут, что это склейка из двух фотографий.
Строительство станции, 1965. На pastvu.com пишут, что это склейка из двух фотографий.

Проект разработали Александр Стрелков и Виктор Черёмин. Последний активно участвовал в строительстве нескольких станций Филёвской линии в 1961. Возможно, поэтому его и пригласили. Александр Стрелков в то время уже был известным зодчим Московского метро. Он являлся соавтором "Новослободской", вестибюля "Смоленской" Арбатско-Покровской линии, а также станций "Ленинский проспект" и "Октябрьская" Калужско-Рижской ветки (да простят меня некоторые за это слово).

Соединённые платформы электричек и метро, 1977.
Соединённые платформы электричек и метро, 1977.

"Выхино" не может похвастаться какой-то оригинальностью, Её #архитектура очень проста. Платформы напоминают по виду железнодорожную станцию. Из украшений только квадратные колонны, которые поддерживают массивные навесы. В наше время колонны облицованы керамической плиткой. Пол асфальтовый, без элементов декора.

Станция "Выхино", 1980.
Станция "Выхино", 1980.

Кстати, в прошлом году "Выхино" признали самой уродливой станцией метро в России. Рейтинг составили на основе голосов пользователей в социальных сетях. Конечно, красотой платформа не блещет. Однако она ничем не хуже некоторых других станций ("Волжская", "Мякинино", "Пражская" тоже не фонтан). Да и не должна наземная платформа завораживать мраморными колоннами и лепниной. Ведь всё это быстро испортится из-за перепада температур. Так что звание сомнительное и довольно спорное.

"Эффект Выхина"

Помимо того, что пользователи посчитали станцию некрасивой, они ещё подарили ей титул самой неуютной. С этим отчасти можно согласиться. Ведь в часы-пик здесь очень много пассажиров. Наверное, практически каждый житель России хоть раз, но слышал, что "Выхино" - это филиал ада на земле. Что войти в поезд можно только с 4-5 попытки. А людей на платформе толпится столько, что того и гляди кто-нибудь упадёт на рельсы. Для этого даже придумали своё названия "эффект Выхина". То есть, когда поезда заполняются до отказа ещё на конечной станции.

Станция "Выхино", 2018. Фото © Anton Novoderezhkin/TASS
Станция "Выхино", 2018. Фото © Anton Novoderezhkin/TASS

Началось всё ближе к распаду #СССР . Тогда многим жителям Люберец и Раменского пришлось ездить на работу в Москву. Они пользовались электричкой, на которой добирались до метро "Выхино" (она была конечной до 2013 года). А дальше ехали в центр. Конечно, архитекторы не планировали, что станция будет такой загруженной. Если вспомните одну из фотографий со строительства, то местность в 1960-х вообще походила на чистое поле.

Пассажиры на станции "Выхино", 1985.
Пассажиры на станции "Выхино", 1985.

Даже сами платформы изначально рассчитывали на 7 вагонов. Чтобы добавить восьмой, в 1983 году конструкцию пришлось удлинить. В 2003 затеяли ремонт станции, после которой ситуация должна была улучшиться. Однако ничего не изменилось. Через 10 лет линию продлили до "Котельников". Предполагалось, что это хоть немного разгрузит "Выхино". Эффект был, но кратковременный. В наше время станция по-прежнему считается одной из самых загруженных. Пассажиропоток здесь достигает 150 тысяч человек в сутки.

Новая надежда

Сейчас московские власти затеяли новую реконструкцию. Здесь появится огромный пересадочный узел. Конкурс проектов должен пройти уже в начале этого года. Сначала появлялась информация, что станцию "Выхино" закроют, однако столичные чиновники это отрицают и говорят, что платформа не прекратит работу, несмотря на реконструкцию.

Один из вариантов реконструкции станции "Выхино", фото отсюда: https://stroi.mos.ru/mobile/news/na-vkhodakh-stantsii-mietro-vykhino-poiaviatsia-naviesy-po-proiektu-tpu
Один из вариантов реконструкции станции "Выхино", фото отсюда: https://stroi.mos.ru/mobile/news/na-vkhodakh-stantsii-mietro-vykhino-poiaviatsia-naviesy-po-proiektu-tpu

Если я правильно понял, то это будет сооружение, похожее на открытый недавно обновлённый автовокзал около метро "Щёлковская". То есть транспортный узел с торговым центром и развлекательной инфраструктурой для пассажиров. Однако как это поможет решить проблему перегруженности станции "Выхино" не до конца ясно. В любом случае, альтернативы пока нет. Либо ехать в электричке до платформ, которые ближе к центру. Либо воспользоваться Некрасовской линией метро. Вариант так себе - она толком никуда не ведёт. Пока же пассажирам и дальше приходится штурмовать поезда в утренние часы-пик, чтобы уехать на работу.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!