Для нас привычно говорить, что греческий народ существует 4 тысячи лет. Между тем, все не столь однозначно. Для начала стоит забыть само слово грек.
Народ ахайцев сформировался в Бронзовом веке на юге Балканского полуострова, во время катастрофы железного века родственные племена из глубин Балкан проникли в Ахайю, разрушили царства вроде Микен, заселили Крит и западное побережье Малой Азии. В этих географических рамках и в Темные века (XI-IX вв. до н.э.) сформировался первый эллинский народ. Характерными чертами его можно счесть полисное устройство и классический пантеон. В тот период среди эллинов было распространено несколько диалектов, фактически-языков. С некоторыми оговорками к древнеэллинскому этническому кругу можно отнести и македонцев, хотя их к эллинам стали относить лишь со времен Филиппа и Херонеи.
Не сильно изменила ситуацию и великая эллинская колонизация. По сути полисы репродуцировали себя на новом месте, испытывая минимальное влияние местных культур. Некоторое влияние местная политическая традиция на колонистов несомненно оказывала-свидетельством тому стала склонность Великой Греции (область колоний на берегах Сицилии и Южной Италии) к тирании (в древнеэллинском смысле) и формирование Боспорского царства в Крыму и на Тамани, включившее в себя позднее царство синдов, индоиранского народа в Приазовье.
Но это все были явления переферийные и маргинальные.
Завоевания Александра Македонского открыли новый этап-культурную и политическую эллинизацию обширных пространств от Адриатики до долины Инда и от Египта до Яксарта (Сырдарьи). Сам Александр продемонстрировал свою программу легендарной свадьбой своих воинов на дочерях персидских вельмож. В основанных великим завоевателем и его эпигонами городах возникала гибридная общность эллинистического населения-смешанного происхождения, со сборным пантеоном и совершенно новой политической идентичностью-полис из суверена, связанного с другими исключительно культурными и культовыми узами, превратился в специфическую, автономную, но часть имперского пространства.
Необходимо отметить, что хотя переселения эллинов и македонцев на Восток и были достаточно массовыми для самой Эллады, но в огромной в тех масштабах массе населения империй, созданных диадохами они составляли ничтожную часть. Даже среди эллинистического слоя большинство составляли потомки местных жителей, вовлеченных в процесс эллинизации. Яркую характеристику облика этого населения дают фрески из Файюмского оазиса.
В II-I вв. до н.э. эллинистический мир политически коллапсировал-западная часть его попала под власть Рима, центральная-Парфии Аршакидов, крайний восток в виде Греко-индийского царства протянул до 10 г.н.э. Оно оставило после себя скудные,но крайне интересные памятники сосуществования двух древних культур. Скажем, первые известные антропоморфные изображения Будды появились в результате эллино-буддистского взаимовлияния. До этого Будда изображался только через символы: пустой трон, дерево просветления, следы Будды, колесо дхармы и пр.
Нежелание изображать Будду в виде человека, вызвано, видимо, высказыванием Будды в Дигха-никая, которое предлагало воздержаться от его изображения после смерти телесной оболочки. Греки же, имевшие уже многовековую историю антропоморфного изображения богов, видимо, не считали себя связанными подобными ограничениями. «Из-за своего культа формы, греки были первыми, решившими сделать подробное скульптурное изображение Будды».
Более подробно индийский контекст этих явлений рассмотрен здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5d55a0610ef8e700ae0fcabf/indogreki-indoskify-5d5abd0e3f548700ade593a1
Стоит отметить, что и еврейский народ в близком к современному виде сформировался именно тогда-евреи получили статус, менее превелигированный, чем у эллинизированных, но более, чем у арамеев, персов, египтян и т.д., так что если эллинизированные составляли элиту, то евреи-своего рода средний класс в государствах диадохов и эпигонов, а поскольку в те времена иудаизм был гораздо более открыт для прозелитизма, то и произошло формирование многочисленных общин вроде александрийской или селевкийской, положивших начало распространению еврейского галута, особенно после уничтожения Иерусалима римлянами в 70 г.н.э.
Однако политическое поражение не означало гибели-в рамках Рима эллинизм достиг наивысшего воплощения. По сути Римская империя была эллинистической, переведенной на латинский. Впрочем, во всей восточной половине империи позиции эллинского языка остались непоколебимы-латинский возобладал лишь в армии, вся культурная, научная и большая часть хозяйственной жизни базировались на ставшей к тому времени классической форме языка - междиалектном койнэ, сложившемся в классическую эпоху 451-338 гг. до н. э. на базе аттического диалекта.
При этом бурное развитие эллинистической жизни от Сицилии до Бактрии сопровождалось замеченным многими античными писателями начиная с III в. до н.э. экономическим и демографическим упадком собственно Эллады, или Ахайи, как она называлась в качестве римской провинции и, в меньшей степени, Македонии. В переписке Цицерона сохранилось часто цитируемое письмо (ad fam. IV, 5, 4) Сервия Сульпиция (45 г. до н. э.), в котором он утешает Цицерона в его горе по поводу смерти любимой дочери: «Когда я, возвращаясь из Азии, плыл от Эгины в Мегару, я начал оглядывать местность вокруг себя: за мной были Эгина, впереди — Мегара, справа Пирей, слева Коринф. Эти города, бывшие некогда цветущими, лежат теперь перед моими глазами уничтоженные и разрушенные (prostrata et di-ruta). Я начал сам с собой рассуждать: «Да, мы, людишки, негодуем, если погиб или убит кто-либо из нас, чья жизнь неизбежно кратковременна; а здесь валяются трупы стольких городов».
Впрочем, и в материковой Элладе культурная жизнь не прекращалась, в частности примерно в 46-127 гг. жил знаменитый историк и создатель "Сравнительных жизнеописаний" Плутарх.
Между тем кризис Римской империи, который не остановило и введение Константином христианства как государственной религии в 315г., и перенос столицы в новый город Константинополь в 330, привел к распаду империи на восточную и западную части после смерти императора Феодосия в 395. Восточная примерно совпадала с областью господства эллинистической культуры, хотя местные языки, как коптский, иллирийский, армянский или арамейский, сохранились здесь гораздо лучше, чем в западной, латиноязычной части.
Здесь стоит отметить, что и после окончательной гибели Западной Римской империи в 476г. большинство коренного населения продолжало сохранять римскую идентичность, в варварских королевствах более или менее четко противопоставлялось по правам и обязанностям римское и германское население, что было закреплено и юридически, и в обычаях.
Тем более сохранялось римское самосознание и среди граждан, точнее –уже подданных Восточной империи. На протяжении V-VI вв. происходит постепенное снижение роли латинского языка в армии, религиозной и административной сфере, пока император Ираклий I (610-641) не установил среднегреческий язык Ρωμαϊκή γλώσσα (римский язык) в качестве единственного государственного и основного языка церкви. Именно этому языку принадлежит самоназвание византийских греко-римлян - ромейон, ромеи.
Часть 2: https://zen.yandex.ru/media/id/5d55a0610ef8e700ae0fcabf/te-kto-jiv-romei-chast-2-vizantiia-i-osmanskoe-zavoevanie-600edede27add74df66be6b2
Часть 3: https://zen.yandex.ru/media/id/5d55a0610ef8e700ae0fcabf/te-kto-jiv-snova-ellinychast-3-601028547d9f5f1ccc42b952