Я закончил педагогический университет ещё в 2015 году и пошёл работать в сельскую школу. Проработав один учебный год я поклялся себе навсегда закончить с педагогической деятельностью и пошёл получать новую специальность.
И вроде бы всё шло не то что бы хорошо, в лучшем случае всё шло сносно», но катаклизмы начала 2020 года окончательно спутали все планы. С работой сложно, в городах коронавирус, поэтому я и решил вернуться в сельскую школу учителем. Хоть какая-никакая зарплата, официальное трудоустройство с соответствующими льготами, да и в деревне шансы подхватить болезнь несколько ниже, чем в городе. Школа уже другая, крупнее, но недалеко от моего первого места работы.
Таким образом, как бы я не хотел уйти из школы, школа всё равно меня нашла. Блин.
Пять лет это довольно большой срок и он позволяет сравнить то, какой была школа раньше, и какой стала школа сейчас.
Пройдусь кратко по некоторым вещам, сравнив школы образца 2015 и 2020 годов. О каждом пункте можно говорить бесконечно и посвятить ему десяток статей, но это уже как-нибудь потом.
Итак:
Компьютеризация. За пять лет в школах увеличилось число компьютеров, в относительный порядок привели интернет. Но повторюсь, в относительный порядок — если в районном центре сносный интернет ещё есть, то в деревнях поменьше всё очень и очень плохо. Также далеко не везде есть стабильная мобильная связь. В этом направлении ещё полно работы, но это всяко лучше, чем было раньше. В 2015 году для маленькой деревенской школы была типичной ситуация, когда интернет есть лишь на одном компьютере — в учительской.
Вроде бы хорошо, хоть и медленная, но постепенная компьютеризация же! Да только пропорционально развитию интернета увеличились требования и объём работ, которые обязательно надо выполнить через этот самый интернет и которые, при нынешнем качестве связи, выполнить довольно тяжело. Добавьте к этому ещё дистанционное обучение, фишку 2020 года. В школах хоть какой-то интернет ещё есть, но до сих пор полно семей, где нет компьютера, а интернет, в лучшем случае, есть на телефоне мамы/папы или его нет вообще. Как в таких условиях проводить дистанционное обучение? Что-то выдумывать, чтобы как-то выйти из положения, приходится именно учителям.
Смартфоны и телефоны. Их стало больше. Конечно, этих доказательств технологического прогресса было полно и пять лет назад, но тогда (или, как минимум, в моей первой школе) ученики хотя бы общались между собой на переменах. Сейчас же ученики на переменах напоминают попугаев на жёрдочке — в рядок сидят на лавках, уткнувшись носом в свои гаджеты. Начальная школа бегает ещё туда-сюда, средняя и старшая школа вся поголовно в телефонах. Но не подумайте плохо про начальную — своё они с лихвой компенсируют дома, играя в телефонах именно там.
Если раньше телефон был средством для общения, «чтобы позвонить», то сейчас это уже полноценная игровая приставка и ни что иное. Даже в деревнях, где мобильной связи нет, у каждого школьника есть дешёвый смартфон. Этот смартфон исполняет роль именно игровой приставки.
Школьники стали наглее. Как и их родители. Сейчас уже обычное дело, когда учителю приходится уворачиваться от бегающих школьников или резко открывающихся дверей. Не здороваются — обычное дело. Не дают дневник, потому что «не хотят», или вырывают из твоих рук, если этот самый дневник взял сам — обычное дело. В любой момент в школу может прийти родитель, который на повышенных тонах будет объяснять учителю где он был неправ и как ему следует работать дальше с его ребёнком. И это сельская местность, где все друг друга знают и всё ещё сохранялось уважительное отношение к профессии педагога. Что сейчас творится же в городах мы и так все прекрасно знаем.
Новые предметы. Если в школах были просто русский и литература, то в последнее время появились предметы с приставкой «родной», которые продолжают соседствовать со старыми предметами. Также ввели второй иностранный язык с пятого класса. Что в итоге это значит? А это значит, что уменьшилось количество часов в неделю у старых, базовых предметов, которые и составляют фундамент всех школьных знаний. За час китайского языка в неделю этот самый китайский ты не выучишь, а вот дополнительный урок по математике или русскому точно не был бы лишним. И это всё при общем усложнении школьных учебных программ и учебников.
Усложнение программ. Буду говорить только по своему предмету, английскому языку. За пять лет разработали новые программы и учебники. Просто опишу ситуацию с начальной школе. Всего около 60 параграфов, которые надо успеть пройти за 68 уроков в год.
За один урок надо:
- проверить домашнюю работу;
- спеть-потанцевать, английский подразумевает считалочки, песенки и игры;
- разобрать, понять и усвоить (самое важное!!!) одно-два новых грамматических правила;
- решить штук 6-10 упражнений по новым правилам;
- записать 5-10 новых слов и выучить их произношение;
- Задать домашнюю работу по рабочей тетрадке, толщиной с учебник.
Один вопрос авторам таких программ и учебников — а вы сами пробовали по вашим же творениям преподавать в обычной, среднестатистической школе? Дети мало того, что изначально ленивы и слабо мотивированы на изучение иностранного языка в начальной школе, они просто не тянут эту программу. Очень много информации, слишком большой темп. В начальной школе все хотят бегать и играть, а не ежедневно зубрить. Неудивительно, что с первых классов дети начинают ненавидеть предмет.
Вот сколько в моё время все плевались от Кузовлева, сравнивая его с советскими учебниками, но сейчас я уверенно заявляю, что учебник Кузовлева образца 2000-2010 гг. это просто творение богов в сравнении с современными учебниками.
Качество учебных материалов. Продолжается увлечение мягкой печатью. Хоть учебник рассчитан на 3-5 лет, но уже через два года книга превращается в тряпочку. И сами книги большие и занимают много места, хоть и тонкие.
Вот и всё что я хотел сказать о своих впечатлениях о школе после пятилетнего перерыва. Налицо большие изменения в школьном образовании. Возможно это «новое» изначально и несло что-то доброе и светлое (как те же компьютеры с интернетом или второй иностранный язык), но, по моему мнению, результат от всего этого строго отрицательный. И до всего этого добавим 2020 год с дистанционкой и эпидемией. В итоге получается неудобоваримый в винегрет из проблем и противоречий, с которым именно учителям надо что-то делать. Учитель же не хочет решать навязанные ему другими людьми уроки, учитель хочет просто учить детей...
Я думаю, что в нынешней школе работается менее комфортно, чем в школе пятилетней давности. А как обстоят дела у вас? Может быть я просто сгущаю краски?