"Прежде-то было не то, что ноне", - это, конечно, смешная поговорка. Но в каждой шутке есть только доля шутки. На самом деле, это очень правдивая поговорка. И никак нельзя мерить реалиями сегодняшнего времени то, как мы жили 35-40 лет назад. Тем более, что за этот период времени страна успела ещё и сменить строй.
Я решила написать этот текст из-за комментариев к одной моей публикации. В ней читатели меня часто спрашивали - что же, вы, когда были ребёнком, не рассказывали своим родителям то-то и то-то? Я отвечаю: нет, не рассказывала.
Для меня и вообще абсолютного большинства моих сверстников это было нормой: делиться минимумом информации из нашей детской жизни. Для тех, кто родился в 90-х и позже это уже кажется странным. А для нашего поколения (скажем, для рождённых в 60-80-е годы прошлого века в СССР) это было обычным, нормой.
Я не психолог. Просто рассуждаю здраво и пытаюсь объяснить данный факт нашей жизни. И нахожу такие причины подобной модели семейных отношений взрослых и детей. Если у вас другой опыт, то прошу поделиться. А может, вы видите другие причины?
1. Ответственность за собственную жизнь дети начинали брать начиная с 1 класса
Нас и не провожали до школы, и не встречали. В 1 класс на линейку мама отвела - и всё. 2 сентября первоклассник шёл в школу уже сам. И никак нельзя было опоздать, опоздаешь - стыдобища! Никто практически не опаздывал, хотя в школу, где училась я, ходить многим было очень далеко.
Школа находится почти в центре села, некоторые его окраины расположены за 3, а то и 5 километров. Из самой отдалённой окраины дети выходили из дома за час до занятий. Как правило, шли гурьбой: старшие присматривали за младшими, хотя и не приходились им никакими родственниками.
Особо одарённые дети из числа тех, что жили недалеко, самостоятельно начинали ходить уже в детский сад - в подготовительной группе - весной или летом.
Вопросов с уроками вообще не возникало: как можно их не выполнить? Даже самые заядлые двоечники уроки выполняли, причём выполняли сами , пусть и плохо.
И только в выпускных классах они позволяли себе прийти в школу без домашки - но обязательно её "сдували" перед уроками или на переменке. Потому что так или иначе осознавали степень ответственности за неё.
Октябрятские звездочки, пионерские звенья тоже помогали детям брать на себя ответственность.
Когда наш класс перешёл из начальной школы в среднюю, в начале сентября мы узнали, что наша бывшая учительница тяжело заболела. Нам было по 10 лет (а мне вообще только 9, потому что в школу я пошла в 6 лет).
Не помню, кто из нас это предложил, но идею подхватили все: мы договорились о времени и все до одного (36 человек, на минуточку) собрались у учительницы, чтобы выкопать у неё картошку в огороде.
Потому что она же болеет и ей тяжело, ну как она справится? А мы все можем! Мы даже и не подумали родителям сказать о своём решении. Поскольку она жила далеко, то все, у кого были велосипеды, везли тех, у кого их не было - на багажниках. Я помню, что меня везли, только не помню, кто именно.
Мы легко и просто решали все возникающие проблемы в жизни самостоятельно. И нам удавалось это.
2. У родителей было больше работы и забот
У взрослых была своя содержательная жизнь и гораздо больше физического труда, чем в теперешнее время. Они были настолько заняты, что им было "не до детей".
Даже в городе ни у кого не было посудомоечных машин, различных мультиварок и роботов-пылесосов. Их просто не было в природе. Конечно, существовали обычные пылесосы, но в квартирах висели ковры и лежали паласы, которые всё время надо было выносить на улицу выхлапывать от пыли.
А стиральные машины? Порой вся суббота уходила на стирку: да, стиральные машины в 80-е годы были даже в самых глухих деревнях, но они были простенькие, и требовалось много труда и времени, чтобы управляться ими.
Если же говорить о сельской местности, то в 80-е годы в каждом дворе были коровы, а в некоторых и не по одной. А ещё - овцы, козы, свиньи, кролики, иногда лошади. Сельский огород - это минимум 15 соток. А ещё летом - покос, зимой - уборка снега. Масса работы.
Какие тут ещё беседы с детьми?
Я помню, что единственное время, когда мы могли поговорить с мамой, это было, когда мы всей семьёй (кроме папы) садились теребить овечью шерсть, которую мама настригла у овец.
Тут можно было обсудить все назревшие вопросы, но это происходило спонтанно, и к таким беседам никто не готовился. Придёт в голову сказать что-то или спросить - спросишь или скажешь. Не придёт в голову - даже и речь не зайдёт.
С папой беседовали, когда были на покосе или когда пасли коров. Но тоже - о чём зайдёт речь, о том и поговоришь. Как получится.
3. Много ответственности за воспитание детей возлагалось на государство
Ответственность за воспитание в СССР времен 80-х была коллективная.
"Что, тебя в школе не учили?" -
это же расхожий вопрос, вышедший из советского времени. И журнал по воспитанию детей назывался "Семья и школа" не потому, что это было идеологией, а потому, что отражало реальность. За воспитание детей отвечала во многом школа.
Роль октябрятской организации, пионерии и комсомола во многом выражалась как раз в воспитании. И не "строителя коммунизма" ( что это такое, мало кому было понятно, скорее, вообще никому непонятно).
Школа и в целом государство воспитывало высокоморального человека - максимально честного из возможного, считающего воровство злом, заботящегося не толтко о своём благе, но и о благе других людей.
Намеренно создаю детям трудности
Ясное дело, что случались и ошибки в воспитании. Но, оглядываясь назад, я точно могу сказать, что 95 % моих одноклассников (оставшиеся 5% - на погрешность) выросли именно такими людьми: честными, не ворами и не эгоистами.
***
Но общались с родителями мы немного. По сравнению с тем, как содержательно и плотно мы теперь общаемся с нашими детьми - можно сказать, что общались мы со взрослыми очень мало.
Я с кем-то там поссорилась в классе? Брат подрался со старшеклассниками? В кружке в Доме пионеров девчонки оболгали кого-то? Одноклассник Вовка влюбился в Иринку? Обо всём этом мои мама с папой не догадывались. Да мне и в голову не приходило им об этом рассказывать: у них забот полон рот, зачем им эта мелкая и бесполезная для них информация?..
А вы, дорогие читатели, согласны со мной? Когда вы росли в 60-80-е годы, тоже не слишком много общались с родителями? Или я слишком обобщаю, и в ваших семьях всё было иначе? Пожалуйста, расскажите свои примеры из вашего детства!
Подписывайтесь на мой канал о путешествиях по России с детьми, о воспитании детей и их образовании. Я живу на Урале, в Екатеринбурге, поэтому рассказываю и о своей малой Родине.