21 января 1936 года Совет народных комиссаров Крымской АССР принял постановление № 69 об отводе земли и начале строительства гражданского аэропорта под Симферополем. Кроме этого, ставилась задача к 1 мая этого же года открыть воздушную линию Симферополь – Москва. С момента принятия постановления принято вести отсчёт истории главных воздушных ворот Крыма.
Из-за отсутствия вблизи Симферополя подходящей по рельефу площадки под аэропорт отвели 155 гектаров земли, переданной от колхозов: «I Крымская Коммуна» (90 га), «Возрождение» (20 га) и совхоза Садвинтреста «Темир-Ага» (45 га) возле населённого пункта Сарабуз (сейчас Гвардейское). В 1936 году на этих землях начали строительство лётного поля, здания аэровокзала размером 20 на 5 метров, служебного здания, склада горюче-смазочных материалов и коммуникаций.
1 мая 1936 года в 5 часов 20 минут строго по расписанию из Симферополя в Москву отправился первый регулярный рейс. 1 335 километров, отделяющих столицу Крыма от столицы СССР, пассажирские самолёты того времени преодолевали за 12 часов. Вслед за полётами в Москву открылись рейсы в другие города страны.
Годы Великой Отечественной войны
Мирное развитие крымской авиации прервалось 22 июня 1941 года. Утром в этот день весь состав аэропорта подняли по тревоге, самолёты рассредоточили по аэродрому, на них нанесли красные звёзды. Полёты были прекращены.
Уже на второй день войны Совет народных комиссаров СССР вынес специальное постановление о подчинении в оперативном отношении гражданского воздушного флота
Народному комиссариату обороны СССР и о формировании из личного состава и самолётов гражданского воздушного флота (ГВФ) особых авиационных групп. Они передавались в оперативное подчинение командующим воздушными армиями фронтов и военно-воздушными силами флотов. Для формирования особых авационных групп выделялось до половины самолётного парка ГВФ с личным составом.
В период войны авиаотряд перебросил в места боевых действий и дислокаций наших частей тысячи тонн различных грузов, а также вывез тысячи раненых бойцов. Лётчики авиаотряда совершили 36 500 самолёто-вылетов, налетав при этом на разных участках фронта 54 700 часов, 2 330 из них – в ночных условиях.
За мужество и отвагу особому Черноморскому авиаотряду присвоено гвардейское звание. После этого он был переименован в 9-ю отдельную гвардейскую авиаэскадрилью гражданского воздушного флота.
Возрождение и расцвет аэропорта
В годы войны взлётно-посадочная полоса (ВПП) аэропорта Симферополь и другая аэродромная инфраструктура были разрушены. Не было никаких строений. Находились только три землянки, в которых располагались военизированная охрана (ВОХР), авиатехническая база (АТБ) и электростанция. Административные службы авиаотряда базировались в пятидесятикубовых цистернах.
Регулярное пассажирское авиасообщение между Крымом и другими регионами страны было восстановлено уже к 1946 году. В летнем расписании аэропорта Симферополь этого года появляются ежедневные рейсы из столицы Крыма в Москву. Их обслуживали два 26-местных «дугласа». Один рейс был прямой, другой – с промежуточными посадками в Запорожье и Харькове.
В 1957 году в аэропорту Симферополь завершили строительство здания первого в послевоенные годы капитального аэровокзала. Центральная часть двухэтажного сооружения, фасад которого украшали колонны, использовалась для обслуживания пассажиров. Над крышей возвышался командно-диспетчерский пункт. В крыльях здания, расположенных по обе стороны от центральной части, находились служебные помещения. Грунтовая взлётно-посадочная полоса была оснащена оборудованием для ночных стартов. Аэропорт начал эксплуатировать самолёты Ил-12 и Ил-14.
20 ноября 1958 года в аэропорту Симферополь впервые в СССР запустили регулярную туристическую вертолётную линию. Вертолёты Ми-4П летали из столицы Крыма в курортную Ялту. Полёт длился 25 минут. Маршрут с перерывами просуществовал до 2013 года. Вертолёты Ми-4 также использовались при строительстве троллейбусной линии между Симферополем и Ялтой.
В1960 году в аэропорту Симферополь введены в эксплуатацию новая бетонная взлётно-посадочная полоса длиной 2 800 метров и перрон. Одно из направлений посадки на ВПП оборудовали средствами радионавигации и радиолокации, соответствующими первой категории ИКАО. Это позволило начать круглосуточный приём воздушных судов всех типов, в том числе Ан-10 и Ил-18.
Благодаря обновлённой инфраструктуре аэропорт Симферополь одним из первых в СССР принял новейший реактивный самолёт – Ту-104, совершивший рейс из Внуково. С тех пор рейсы на Ту-104 в Симферополь совершались регулярно, а в аэропорту сформировали эскадрилью из пяти таких самолётов.
В 1964 году 84-й лётный отряд начал эксплуатацию Ан-24. В 1965 году запущена центральная котельная и теплосети, а в 1966 году открыта гостиница на 352 места. В этом же году аэропорт был связан троллейбусным сообщением с Ялтой и Алуштой. В 1967 году аэропорт Симферополь первым в УССР отправил более 1 млн пассажиров за год.
Первый международный рейс аэропорт обслужил в 1961 года. Он был чартерный и прилетел из болгарской Варны. В 1970 году введён в эксплуатацию пассажирский терминал «Интурист».
Украинский период
После 1991 года в аэропорту Симферополь наблюдался резкий спад пассажиропотока. Всего за год он сократился более чем в 3 раза – до 1,6 млн человек. С 1993 по 2003 год количество ежегодно обслуженных пассажиров не превышало 500 тыс. человек. Своего миллионного пассажира главная воздушная гавань Крыма снова приняла только в 2012 году.
В 1996 году Симферопольский аэропорт преобразован в самостоятельное предприятие – Государственный международный аэропорт Симферополь. В этом же году построен новый терминал, оборудованный всем необходимым для таможенного и пограничного контроля.
В 1999 году проведена реконструкция аэровокзального комплекса, что позволило увеличить пропускную способность аэропорта более чем в 2 раза. Потоки пассажиров на прилёт и вылет были разделены. В аэропорту появились VIP- и бизнес-залы. В 2000 году построен терминал «Внутренние авиалинии» и выполнена реконструкция привокзальной площади.
В начале 2000-х годов построенная в 1960 году первая взлётно-посадочная полоса была выведена из эксплуатации из-за недостаточной длины и прочности. Она частично продолжала использоваться как рулёжная дорожка к перрону.
Вначале столетия крымская воздушная гавань стабильно занимала второе место на Украине после международного аэропорта Борисполь (Киев) по объёму пассажирских перевозок. Аэропорт обслуживал рейсы около 50 отечественных и зарубежных авиакомпаний. Здесь базировалась авиакомпания «Крым», эксплуатирующая самолёты Ан-24РВ.
К началу курортного сезона 2004 года в аэропорту реконструировали терминал В для вылета пассажиров по международным направлениям. В июне 2005 года в аэропорту реконструировали международный терминал А для обслуживания прилетающих пассажиров. Пропускная способность нового терминала составляла 700 пассажиров в час. В 2013 году аэропорт принял и отправил 1,2 млн пассажиров, став третьим на Украине аэропортом-миллионником.
Современный этап развития
После воссоединения Крыма с Россией в 2014 году аэропорт Симферополь получил новый импульс развития. Генеральным директором предприятия стал Евгений Васильевич Плаксин. Сам аэропорт был преобразован в акционерное общество.
В течение 2014 года пассажиропоток вырос до 2,8 миллиона человек, опередив показатели 2013 года в 2,3 раза. В 2014–2015 годах прошла одна из самых масштабных реконструкций аэропорта, которая затронула действующую терминальную инфраструктуру и привокзальную площадь. В ходе реконструкции в аэропорту остались два главных терминала. В них построены два новых зала ожидания выхода на посадку и большой зал прилёта с шестью багажными конвейерными линиями. Общая площадь терминалов увеличилась с 10 000 м² до 23 000 м²
Летом 2016 года оператором крымской воздушной гавани становится ООО Международный аэропорт «Симферополь». Компанию возглавил Евгений Васильевич Плаксин.
Несмотря на существенное расширение терминального пространства, старая инфраструктура с трудом справлялась с пассажиропотоком, особенно летом. В 2016 году на Ялтинском международном экономическом форуме было подписано инвестсоглашение о строительстве в аэропорту Симферополь современного аэровокзального комплекса, ключевым элементом которого должен был стать пассажирский терминал. Спустя всего 22 месяца в чистом поле за счёт средств частных инвесторов был возведён уникальный по своей архитектуре ультрасовременный терминал и около десятка служебных зданий и сооружений.
Первых пассажиров новый аэровокзальный комплекс принял 16 апреля 2018 года. Новый аэровокзальный комплекс построен на принципах государственного и частного партнёрства. В него входит пассажирский терминал с привокзальной площадью, служебные здания и сооружения. Строительство аэровокзального комплекса стало самым крупным в современной истории Крыма проектом, реализованным за средства частного инвестора.
В качестве основной идеи архитектурной концепции для нового терминала дизайнеры взяли образ моря, назвав проект «Крымская волна». Площадь терминала 78 000 м², он рассчитан на обслуживание до 3 650 пассажиров в час, или 6,5 млн человек в год, с возможностью увеличения пропускной способности до 11 млн пассажиров в год за счёт пристройки к зданию терминала дополнительных посадочных галерей с телескопическими трапами.
Строительство новой взлётно-посадочной полосы в аэропорту Симферополь началось в 2018 году. Она возводится на месте старой ВПП-1, построенной ещё в 1960 году и выведенной из эксплуатации в начале 2000-х. Длина строящейся взлётно-посадочной полосы составит 3 200 метров. Новая ВПП будет относиться к одной из высших категорий (ИКАО-IIIA) и рассчитана на приём современных широкофюзеляжных воздушных судов практически в любую погоду.
Новый командно-диспетчерский пункт разместится между двумя взлётно-посадочными полосами аэропорта. Это будет специализированное многоэтажное здание башенного типа, по архитектуре не уступающее КДП лучших аэропортов мира.
Международный аэропорт Симферополь встречает 85-летний юбилей на пике своего развития. Пассажиры обслуживаются в ультрасовременном терминале с уникальной
архитектурой. Персонал трудится в комфортных условиях, полностью обеспечен всей необходимой техникой и оборудованием. Завершается обновление аэродромной инфраструктуры. В аэропорту работает около 2 000 сотрудников, которые на высоком уровне обеспечивают комфорт и безопасность пассажиров, стабильное функционирование предприятия. Это десятки подразделений и служб, работающих как единый гигантский организм.
Новый аэровокзальный комплекс и высококвалифицированные кадры позволили аэропорту Симферополь стать одним из лучших в России по комфорту для пассажиров и качеству предоставляемых услуг. Об этом свидетельствуют не только многочисленные положительные отзывы пассажиров, но и авиационные эксперты. Аэропорт Симферополь неоднократно занимал первые места на таких престижных отраслевых конкурсах, как Национальная премия «Воздушные ворота России», SKY TRAVEL AWARDS, «Крылья России» и многих других. Почти вековые традиции, современная инфраструктура и профессиональный трудовой коллектив гарантируют главным парадным воротам Крыма дальнейшее успешное развитие на благо всего региона.