Начало первой части рассказа здесь.
Начало второй части
Любой руководитель компании независимо от ее размера, вида деятельности и прочих факторов стремится платить как можно меньше налогов. И при этом большинство хотят оставаться в рамках правового поля, наслушавшись разных историй от друзей-знакомых о том, что случается с теми, кто переходит определенные границы, а те, кто побывал сам в подобной ситуации, отчетливо помнят, сколько затратили денег и нервов, и понимают, что выйти оттуда без потерь не было никаких шансов.
Руководство компании, где работала Ирма, ничем не отличалось от этого большинства. Оно тоже хотело не платить - ну или платить по минимуму! - но чтоб им за это ничего не было. Посоветовавшись с кем только можно, начиная со знакомых в банках и заканчивая налоговыми юристами, Алексей, будучи собственником и принимая решения самостоятельно, вывел для себя некий алгоритм, придерживаясь которого, как он считал, он не должен попадать в поле зрения проверяющих. Финансовому отделу он поручил проработать эту схему, оценить ее риски и слабые стороны, но, к сожалению, получил полное одобрение. Руководитель финансового отдела держался за свое место руками и ногами, перечить не смел, поддерживал любые инициативы Алексея, а если кто-то в чем-то начинал сомневаться, то произносил магическую фразу "это распоряжение Алексея", рассчитывая, что она снимет любые вопросы.
Но Алексей в отличие от Кирилла обладал большими способностями и умел выслушать чужое мнение, даже если был с ним полностью не согласен. Он признавал, что может ошибаться, но признавал это неохотно, а ошибки так или иначе пытался исправить, если они были действительно существенными. Алексей имел определенные подозрения в отношении финансового отдела, поэтому его мнению на 100% не доверял, но руководителя не менял, так как он был удобен по причине своей исполнительности и преданности. Алексей знал, что любое трудоемкое и отнимающее кучу времени дело - будь то получение кредитов или заключение договора лизинга, - он мог отдать туда в работу и больше о нем не вспоминать. Алексей практически всегда, получив заключение финансового отдела на свою очередную схему, советовался с Ирмой и ее совет для него имел решающее значение. Кто как ни она умел видеть картину целиком, но при этом замечать каждую мелкую деталь и причинно-следственные связи, которые многим просто недоступны? Никто. Алексею как руководителю такая ситуация не слишком нравилась, но не нравилась тем, что в его компании только один такой сотрудник. Вот если бы таких было побольше... Вот тогда бы... Но работать приходилось с тем, с чем имеешь.
Ирма позицию Алексея прекрасно понимала, но понимала так же и то, что ее усилия должны адекватно вознаграждаться. Алексей всегда с большим скрипом шел на это. И это ему тоже не нравилось.
Вот и сейчас наступило то время, когда нужно было сдавать декларацию по НДС. Это был налог, за который Алексей переживал больше всего и требовал согласования лично с ним суммы к уплате и представления объяснений, почему получилось именно столько и учтены ли принципы его алгоритма. Для того, чтобы приготовить все цифры в спокойной обстановке, не отвлекаясь на тысячу дел и вопросов, Ирма и решила остаться дома. Помимо документов, поступающих из ниоткуда в последний момент, и извечных ошибок, допускаемых практически всеми и списываемых на пресловутый человеческий фактор, нужно было учесть еще ряд обстоятельств, о которых знали только она и Алексей. Все это отнимало не только время, но и силы, и зачастую Ирме требовалось несколько дней, чтобы после сдачи НДС прийти в себя.
Обычно этот приход в себя заключался в том, что после напряженной работы не по восемь, а по двенадцать-четырнадцать часов в день, она просто лежала на диване, не в силах шевелиться и разговаривать. И так могло продолжаться целый день, а то и все ближайшие выходные.
В такие дни ей не хотелось ничего, а в голову приходила одна-единственная мысль: а зачем это все надо?