В декабре 1991 года закончил своё существование СССР. То что творилось с экономикой в последующие 5 лет Вы наверное знаете, слышали, читали или испытали на себе.
Государственный регулятор экономики СССР, с её "перестройкой" в последние годы, только начал создавать зачатки "своего бизнеса" в виде кооперативов и т.д. Но всё это находилось на крайне примитивном уровне, если сравнивать с уже сотни лет существующими иностранными компаниями, где было всё отлажено годами. Там знали и умели ПРОДАВАТЬ, умели производить и выходить на рынки в других странах.
И вот 1992 год. Вся новая Россия в хаусе, все не знают что делать. Страна в кризисе. Законы только формируются, причём часто с мордобоём. Огромный дефицит продуктов, очереди. Приватизация и много еще чего сразу свалилось на народ.
В эти годы в России хлынул огромным потоком импорт. Везли всё, от автомобилей до жвачки. Товары из Европы, из Китая, Турции, Болгарии и т.д. Всё это продавалось на деревянных ящиках на рынках, в ларьках, магазинах. Рыночная экономика в буквальном смысле была "рыночной" по всей стране.
Крупные иностранные компании с опаской смотрели на всё это и не решались начинать свой бизнес в России. Хотя прекрасно понимали, что потенциал огромный, "поле не паханное" так сказать. И что нужно быть первыми, пока не заняли другие.
Одними из первых таких крупных компаний была компания Mars.
Сразу хочу сказать, что компания Марс - это не только шоколадный батончик Марс или Сникерс, это еще и корм для собак Педигри и Чаппи. И много чего ещё. Просто многие это узнают впервые (из моих личных наблюдений).
Итак... Представьте себе 1992 год. Россия.
Компания Mars отправляет своих представителей, чтобы начать переговоры о выходе на рынок в России. А точнее о начале производства своей продукции на территории РФ. Потому как возить даже из Европы шоколад и корма не выгодно и дорого. Нужно строить завод в России, нанимать местное население и запускать производство.
Не большое отступление: Если верить Википедии, то уже с 1991 года в России существовали офисы и представительства компании Mars. Но по факту это были "левые" конторы, которые были посредниками. Они не принадлежали компании Mars, работали посредственно. Основная их цель была в получении максимальной выгоды, порой даже не совсем законными путями. Поэтому компании Mars было нужно создать нормально действующее представительство, управляемое из головного офиса, соблюдающее законы и налоги, а так же иметь "страховку" на случай возможных рисков в лице уже представителей из России.
И вот однажды, обычным рейсом, в 1992 году, прямо в Москву прилетает делегация представителей компании Mars. Всего пять человек. Они заселяются в обычную гостиницу и уже на следующий день приступают к поискам партнёров по бизнесу.
Каждого представителя компании Mars я описывать не буду. Скажу кратко, чтобы Вы понимали, это ТОП Менеджеры прямо из США. Те менеджеры, которые на собрания компании летают на частном самолёте или проводят его на огромной яхте где нибудь в Средиземном Море. Двое из них имели огромный опыт в управлении филиалами в Европе. Один был прекрасным юристом. И еще двое сделали карьеру у себя на родине, в США. Все они работали в компании Mars не первый десяток лет. Знали как вести переговоры, как выгодно строить политику бизнеса, как заключать контракты, знали кого нужно искать.
НО! Всё что им удалось сделать за первые два дня - это только найти нормального переводчика и всё!
Тот шок, который они испытали от увиденного в России 1992 года, трудно даже описать. Они пытались найти крупных бизнесменов, чтобы начать переговоры с ними - но таких ещё нет. Законодательства, которое бы им позволило купить землю и построить там свой завод - тоже нет! Везде царит нищета, развал, хаос, ваучеры, приватизация, бандиты и т.д. Их ограбили, на них "наезжал рэкет", персонал гостиницы постоянно спрашивал жвачку и джинсы на продажу. Пол дня в Москве ушло только на поиски банка, где можно было снять наличные с карты. Они ходили по рынкам, в "частные" фирмы, обращались даже в посольство США с просьбой чем то помочь. По итогу результатов ноль!
Но их поиски не прошли бесследно. По Москве поползли слухи в определённых кругах, что люди из США ищут коммерческих партнёров. И их самих нашли. А точнее их нашел один человек.
Кто он был? Это останется в истории загадкой навсегда. Единственное что могу сказать точно, он был одним из первых, так сказать, представителей "малиновых пиджаков". Он приехал сам в гостиницу к ним, выслушал их и дал им только один совет:
"Попробуйте обратиться прямо в Кремль! Сейчас такое время, что Ваш вопрос могут решить только там. Хотите я организую Вам встречу? Я это могу."
Получив просто определенный гонорар за организацию встречи, наш "малиновый пиджак" исчез из этой истории навсегда...
И вот настал день встречи. Если честно, то рассказывая позже, представители компании Mars говорили, что очень боялись такой встречи. Они думали, что их там же арестуют, КГБ их посадит в тюрьму где нибудь в Сибири и будут пытать. В свою очередь в Кремле особо не придали этому значения, хотя встреча была организованна на очень высоком уровне. Называть должности и фамилии я естественно не буду, но на очень высоком уровне.
Формат встречи и переговоров проходил в очень напряженной и гнетущей обстановке. Представители компании Mars подготовили прекрасную презентацию. Рассказывали о возможностях, перспективах, инвестициях и т.д. А напротив них сидели угрюмые лица и не понимали и десятой части того, что им говорили.
Но ключевым моментов в этой встрече был такой разговор (максимально пытаюсь процитировать его реальность):
- Простите, Вы сказали что хотите построить у нас тут завод по производству еды для собак и кошек?!
- Да. Именно так.
- Вы шутите или издеваетесь над нами?
- Нет сэр. Наша компания давно уже занимается производством кормов для собак и кошек по всему миру.
- Вы понимаете, что в России НИКТО НЕ БУДЕТ НИКОГДА у Вас покупать еду для кошек и собак?! Шоколад и конфеты - это да. Но корма, это полный бред и идиотизм. У нас кризис. Люди еду по талонам получают! А Вы собираетесь им предложить ПОКУПАТЬ еду для собак?! Можете просто забыть об этом. У Вас ничего не получится.
- Но сэр...
- Всё хватит на этом. Дальше я этот бред слушать не буду. На этом встреча окончена.
Когда ТОП менеджмент компании Mars выходил уже из зала заседания, разочарованные и опустошенные им след раздавались смешки и кто то из представителей Кремля крутил пальцем у виска. "Странные они всё таки какие то... эти американцы".
На этом всё и закончилось в первый раз. Представители улетели из Москвы уже на следующий день. И выход компании Mars на рынок России казался обречен. Но если бы было всё так просто...
Прямо сейчас, пока Вы читаете это, Ваша кошка или собака хрумкает на кухне Марсовский корм возможно. Значит у них всё получилось. И получилось это в 1993 году. Когда опять настойчивые менеджеры приехали в Россию. Изменилось за один год не многое, но имея предыдущий опыт и знакомства от прошлой поездки в России, ребята уже вели переговоры там где нужно и с тем кем нужно.
Да. Россия 1992 года ничего не понимала в продажах, маркетинге и бизнесе. Идея о "собачем корме" казалась для живших всю жизнь под "железным занавесом" полным бредом. Ну это как посмотреть, согласитесь? Нет? А как Вам такое: Обычная питьевая вода в бутылках? Скажи это в 60х-70х годах советскому человеку, он бы вас точно назвал идиотом.
И напоследок хочется сказать СПАСИБО компании Mars, даже несмотря на то, что она на 90% американская, за то что они одними из первых НАС научили ПРОДАВАТЬ. Дали опыт в маркетинге, психологии продаж, мерчендайзинге и т.д.
"Ваша киска купила бы Вискас" - помните? Способны понять весь смысл вложенного маркетинга в этом?