Найти в Дзене

Россия. Топ -"Лес"

Спектакль «Лес» по пьесе А. Н. Островского во МХАТ им. Горького с первой минуты вовлекает, затягивает в свой мир, в свою параллельную и в то же время так хорошо знакомую нам реальность (премьера состоялась 20 января 2021 г.). Эта реальность, наша извечная тема - русская жизнь «барином» на природных богатствах, которые Господь даровал русскому человеку. Тему Русского Леса любовно описали, взлелеяли и раскрыли гении русской литературы. Уголь, руды, золото и нефть уже не так душевно воспеты, может быть потому, что Лес, Деревья – это всё-таки живые «наши братья», а руды, металлы и камни мы не так хорошо чувствуем. Но спектакль «Лес» и про них – тоже. Всё что рождается и растёт «само», залегает в земле «само», и дано нам только по праву рождения, первородства, благословения, - это очень и очень значимая русская тема. Может быть, такая же важная, как и вся необъятность и бескрайность русской земли и души.

Спектакль начинается с распевки Хора, которым руководит Хозяйка Русского Леса – очень богатая барыня Гурмыжская в исполнении блистательной Татьяны Поппе, заслуженной артистки Республики Крым. И это даже не распевка, а тренинг по технике речи, которую проводят все профессиональные актёры перед выходом на публику. Отметим, профессиональное актёрское мастерство поддерживают в себе как раз не артисты Счастливцев и НеСчастливцев, а Раиса Павловна Гурмыжская, вдова, лет 50-ти с небольшим, очень богатая помещица, и её Хор – все остальные персонажи спектакля, кроме Счастливцева и НеСчастливцева. Актерское мастерство, комедиантство Хора выстрелит как ружьё в финальных сценах спектакля.

Власть и деньги Гурмыжской двигают сюжет спектакля. Её желания и стремления, тайные и явные движения её души определяют жизнь целой губернии, и, судя по спектаклю, и всей России. «Только губернатор меня понимает!» - восклицает она. Такова жизнь в Лесу и не надо воротить нос. «Наша нравственная атмосфера, если можно так сказать, благоухает ее добродетелями», - говорят про Гурмыжскую почтенные олигархи Милонов и Бодаев. Как по настоящему «благоухают добродетели» Хозяйки Русского Леса - остро чувствуется весь спектакль. Гурмыжская в начале спектакля вот уже долгие годы ожидает прихода "во славе" своего племянника - Геннадия, которого, по её же словам, очень и очень любит.

В «Лесе» Виктора Крамера собственно Леса как такового уже и нет. Спилили Лес. Превратили в опилки, щепки и труху. И эта огромная груда опилок возвышается над сценой как надводная часть айсберга. БОльшая же часть опилок – бывшего Леса – подводная часть айсберга - гниёт где-то там внизу, в подводном, потустороннем инфернальном пространстве. Айсберг опилок увенчан фаллическим монстром - чудом технологической мысли – ленточной циркулярной пилой, производящей из Живого Леса неживое, - опилки, брусочки (они же деньги), щепки. Именно с верхотуры этого монстра-машины совершает прыжок из реального живого мира в инфернально-загробное подводное пространство юная героиня спектакля Аксюша – дальняя родственница Гурмыжской, бедная девушка лет 20-ти, которую очень чисто, трогательно и убедительно играет Елизавета Базыкина.

Идея сценографии спектакля полностью принадлежит режиссеру Виктору Крамеру, лауреату многочисленных российских и международных театральных премий, создателю масштабных проектов (опер Мусоргского «Борис Годунов в Мариинском и Ла Скала, «Руслан и Людмила» Глинки в Большом, «Снежного Шоу» Славы Полунина, мюзикла «Веселые ребята»). Он всегда изначально ищет Идею, которая впоследствии неотделима от режиссуры и сценографии. И эта Идея Леса – Айсберга – Ковчега из опилок и трухи, на мой взгляд кажется, очень точной и символичной.

Бедных, но благородных артистов Счастливцева и НеСчастливцева неподражаемо играют большие мастера – заслуженный артист России Григорий Сиятвинда и заслуженный артист России Андрей Мерзликин. Их дуэт определяет тепло и живую жизнь в спектакле. Они живут, а не актёрствуют, не кривляются, и не ломают комедию, как остальные персонажи. Они не поют хором по мановению палочки дирижёра Гурмыжской. Их слова бесхитростны и наивны, движения души благородны. Подобная искренность и простота присуща, может быть, только Аксюше в исполнении Елизаветы Базыкиной.

-2

Хор Гурмыжской гениален. Специалисты сразу назвали этот ансамбль артистов МХАТ им. Горького готовым церковным хором. Он настолько слажен, настолько чувствует себя единым организмом, ему так удаются любые эмоциональные и вокальные тонкости, что этому Хору многое прощаешь. Прощаешь чумазые лица красавиц-девушек «нашего всероссийского хора», бесформенные и грубые робы как основную одежду нашей жизни, пошлые и аляповатые шубы и манишки наших «сильных мира сего». И всю эту поющую почти ангельскими голосами гремучую смесь мучителей и мучеников, бар и прислуги, актёров и «святош», комедиантов и недоучившихся гимназистов-мажоров нам показывают во всей красе. Однако, вся эта неприкрытая нагота российской жизни показана нам только выше пояса, топлес. И сверху – всё голо. Русского Леса, Красоты, Жизни и Правды, семейных ценностей никаких уже нет, всё ушло в деньги – маленькие плашки, и в щепу-труху.

Само решение спектакля, в котором одну из главных доминант составляет Хор, уже претендует на аналогию с древнегреческой трагедией. В трагедии герой, как правило, гибнет. И в спектакле «Лес» одна из главных героинь – бедная племянница Гурмыжской, которую жадная тётя оставляет без приданого - Аксинья Даниловна (Аксюша) в исполнении очень пластичной, красивой, тонкого душевного склада актрисы Елизаветы Базыкиной фактически погибает. Не имея приданого, чтобы выйти замуж за любимого, она бросается с вершины ленточной лесопилки в котлован опилок, залитый водой. Бросается из мира яви в подводный инфернальный мир, и должна была бы там погибнуть, если бы её брат НеСчастливцев не спас её. Кстати. В спектакле много раз на сцене присутствует не явная, невидимая Вода. Она везде, в первую очередь вокруг этого монстра - айсберга из опилок. Не даром купец Восьмибратов во время основных своих разговоров с Гурмыжской, с НеСчастливцевым сидит на краю опилочного айсберга и ловит рыбу. И если продолжить этот образ, выходит, что НеСчастливцев и Счастливцев пришли к этому айсбергу-Ковчегу по воде! Аки по суху!

Восьмибратов в исполнении известного современного актёра Эдуарда Флёрова необычайно убедителен. Это настоящий русский купец, который вроде как себе на уме, но у него важнее ума – традиция! Если дОлжно брать приданое, когда сына женишь, – значит, так и должнО быть. А уж, в каком размере приданое – сам решу. Если не гоже глупые речи странного барина слушать, так и слушать не буду! А когда обидеть хотят, упрекают, совестят, я свою широкую душу, настоящее русское движение души, когда «ничего не жалко – берите всё, всё отдам!» – распахну на полную! Такая широкая и распахнутая душа есть только у НеСчастливцева, которому Восьмибратов, кстати, и дарит высокие резиновые болотные сапоги-бродни. На, мол! Аки по суху не всегда в России можно пройти. Дай тебе Бог в сапогах по пояс по нашему болоту, по нашей грязи протопать всю жизнь! Только НеСчастливцев надевает сапоги не на ноги, а на руки. И готов как обезноженный инвалид, у которого отказала нижняя часть тела, на руках ползать всю оставшуюся жизнь.

В этом моменте Андрей Мерзликин, в сапогах на руках и пришедшая к нему просить о приданом Аксюша - Елизавета Базыкина сыграли в спектакле, на мой взгляд, лучшую сцену в стилистике театра абсурда. Мерзликин – НеСчастливцев, одевая болотные сапоги себе на руки, превращается в Человека-Ноги. Кроме ног, чтобы ходить из Вологды в Керчь и обратно, и Головы, чтобы выть волком в течение всего этого нехитрого жизненного пути, у него ничего нет. Сейчас у него отнято последнее, – он потерял надежду на родную тётю, которую он любил так, как любят родную мать. Он воет волком. Ему начинает подвывать сестра Аксюша, которой также не на кого больше надеяться, кроме как на брата. А НеСчастливцев её любит «как сорок тысяч братьев». (Тема Гамлета в спектакле «Лес» уже рассмотрена и подробно описана). В филигранной пластической сцене реанимации Аксюши, возвращения её к жизни после прыжка с пятиметровой высоты лесопилки в омут опилок, акцент режиссёра невольно делается на её безвольные длинные модельные ноги, которые никак не держат героиню. У режиссёра, как видно, многие персонажи характеризуются именно ногами. Счастливцев в ярком и трогательном исполнении Григория Сиятвинды комичен в основном благодаря костюму ребенка в трико или даже в детсадовских колготках на ногах и меховой цигейковой детской шапке на резинке.

Пластическое решение ролей в спектакле заслуживает отдельного большого исследования. НеСчастливцев, Аксюша, Улита - ключница в исполнении неподражаемо обаятельной и ярко комедийной Алисы Гребенщиковой, Карп, лакей Гурмыжской в прекрасном исполнении Александра Карпенко показывают высокое мастерство пластической импровизации. Карп, кстати, единственный, кто знает про свою барыню всё! Он один из всего Хора, который осознаёт истинный размер «подводного гниющего айсберга нравственных добродетелей» барыни. И поэтому он никогда никому не кланяется. Его почти двухметровая фигура становится доминантой многих сцен. Он такой же, как железная лесопилка, - с головой всегда вверх. Всё происходящее вокруг он переносит со стоическим спокойствием.

Написать о роли Татьяны Поппе – Гурмыжской более явственно и проникновенно, чем это сделал драматург Дмитрий Минчёнок, мне не удастся. Поэтому отсылаю читателей к его впечатлению, с которым совершенно согласен. Роль настолько сильная и организующая всё и вся в спектакле, что удивляешься, как это можно было сделать за несколько дней срочного ввода актрисы в спектакль. Добавлю лишь, что в моём понимании Гурмыжская – Поппе борется с двумя страстями: первая - власть и деньги, которые обеспечивают ей власть, эдакий Скупой рыцарь! И вторая - страсть любви, стремление быть хоть кем-то, хоть формально, но быть любимой. Но в итоге она «стыдится не княжеской, (не дворянской) любви» своего некогда любимого родственника НеСчастливцева, (он стал актёром – фу, как низко!), выгоняет его и по аналогии с современными барынями приближает к себе и даже женит на себе смазливого мальчика-гимназиста призванного «не гимназии заканчивать, но повелевать» - Алексея Буланова в ярком исполнении Романа Титова.
Герой Титова – зримый образец целого племени безмозглых современных юнцов-альфонсов при богатых барынях. По сути это Вечный русский литературный герой, который в 30-е годы 20-го века станет Васисуалием Андреевичем Лоханкиным – героем Ильфа и Петрова, таким же недоучившимся гимназистом, которого выперли «из пятого класса гимназии за неуспешность». Именно Буланов - Титов впоследствии, когда ему подыщут место «в управе, или другую почетную должность» вскоре непременно начнёт писать книги в стиле: «Васисуалий Лоханкин и его значение», «Лоханкин и трагедия русского либерализма», или «Лоханкин и его роль в русской революции». Деньги после женитьбы на богатой старухе у него есть, власть – есть, должность – есть! А если нет ума, совести и чести, так их можно нарисовать, изобразить, нанять "литературного раба" и с помощью пиара создать видимость, иллюзию. Жизнь героев в спектакле «Лес» – это сплошная комедия, притворство, иллюзия. Не случайно в конце спектакля живой творческий человек НеСчастливцев на упрек, что они с Счастливцевым, дескать, комедианты и должны убраться из имения, отвечает: «Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты – вы!». И ведь верно. Только они вдвоём не поют как все «приличные люди» в Хоре Гурмыжских. Только им на Русском Ковчеге из опилок и трухи нет места.

150 лет прошло с первой постановки Леса А.Н. Островского, а в России – во Лесу, всё так же «старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся (бегут за границу) от горького житья у своих родных: Лес, братец!».

P.S. «Лес» Крамера – это не спектакль. Это наша современная трагедия. Потому что всякая трагедия это абсурдная, неисправимая неизбежность, которая посредством страха, даже ужаса от происходящего и сострадания к героям приводит к очищению, возвышению подобных чувств. В финале спектакля, когда Хор невероятно красиво поёт «Отцвели уж давно хризантемы в …аду» многие зрители роняют слёзы. Мы все испытываем сострадание ко всем героям. Все герои – это наши, и всё там - наше. И гора опилок – это наш Ковчег. На котором мы плывём по Млечному пути с лесопилкой (нефтяной вышкой) на верхушке Айсберга. Мы плывём и всё ждём. Когда же к нам придёт бедный, благородный НеСчастливцев. Придёт по Воде, аки по суху.

Гениальный спектакль. На десятилетия вперёд.