Сегодня участники и, в больше степени, не участники митинга 23 января, пытаются осознать, что произошло и как к этому следует относиться. Предприниматели высказывают свое мнение в социальных сетях. Мы двигали руками троллейбусы в 91-ом году, защищали Мариинский дворец и теперь наши дети выходят на улицы, говорят предприниматели.
Георгий Богачев, владелец загородного отеля "Илоранта", написал такой пост на своей странице в фейсбуке: "Во время путча в августе 1991 года мы с друзьями были на Исаакиевской площади. Мы двигали руками троллейбусы, пытаясь перегородить Малую и Большую Морскую (тогда ещё улицы Гоголя и Герцена). Мы пришли защищать Мариинский дворец, где находился мэр Собчак, не подчинившийся путчистам. Кстати, Путин тоже был там, охранял Собчака и писал заявление об увольнении из КГБ (см. Википедию).
Наивно полагать, что доморощенные баррикады смогли бы остановить танки, но дело было не в этом. Нам было по 20, и мы защищали своё будущее от коммунистических старичков-упырей, не желающих отдавать власть.
Прошло без малого 30 лет, и вчера на ту же площадь пришла моя дочь (возмущённые, не волнуйтесь - в сопровождении взрослых надежных людей). Спросила разрешения и специально поехала из Выборга, отменив запись на долгожданную стрижку. С одной стороны, мне очень стыдно, что мы не смогли сохранить для ее поколения добытые тогда ценности - свободу слова и собраний, сменяемость власти и демократические выборы. Но я счастлив тем, что мои дети с юных лет готовы отстаивать и своё будущее тоже.
Революция - это очень плохо. Революция ведёт к резкой смене элит, разрухе и экономическому кризису. К власти часто приходят радикальные чегевары, действия которых непредсказуемы. Но то, что происходит сейчас, ещё хуже, потому что попытка законсервировать противоречия и любой ценой сохранить власть только увеличит мощность будущего общественного взрыва.
Найдите в себе разум и мужество начать с малого. Надо, чтобы опять заработали социальные лифты. Отмените хотя бы сбор подписей на муниципальных и местных выборах - как раз можно успеть до осени. Отмените пресловутый «муниципальный фильтр» для выборов губернаторов. А потом назначьте себе надежных преемников, которые гарантируют вашу безопасность - и уходите. Ещё есть шанс".
Школьников не видела
Тамара Буйлова, вице-президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга, ответственный секретарь МКС, говорит так: "Дело не в Навальном. Первое - очень много тех, кто потерял работу и теперь реально на грани нищеты. Второе - студентов, потому что они себя спрашивают : куда идти работать? Школьников не видела. Не было такого, чтобы я глянула и поняла - да, школьник. И третье - большое значение играет желание власти слушать только тех, кто нравится, кто мил и покладист. Прикормлен. Также следует отметить, что судебная система сильно хромает, на обе ноги, из-за моей специфики работы, я знаю, что молодых юристов было много, они не справляются в судах. И, наконец, год выборный, будет очень сложным".
Марши Госдепа
Впрочем, некоторые предприниматели считают, что вышедшие на митинги - это "пехота Госдепа", имея в виду Госдепартамент США, конечно. "Там многие хотят откреститься от Навального, но пришли на митинг они по его призыву, - говорит предприниматель из Ленинградской области Михаил Белоногов. - Они не понимают, что их руками разваливают страну. Они хотят сделать врагов внутри страны. Вышли те, кто не разобрался в своей голове. Надо мысленно обратиться к своим предкам, кто воевал за Россию, и спросить их, одобрили ли они их действия, не Иваны ли они без родства?".
Надо облегчать жизнь
"Сегодня как никогда очень сложно жить предпринимателям, - говорит Роман Пастухов, президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей, - и это при том, что в стране очень сложная обстановка. И вызвана эта обстановка теми запретами, которые вызваны кароновирусной пандемией и непростой ситуацией, сложившейся вокруг Алексея Навального. Надо облегчать жизнь предпринимателей и их общественных организаций. Об этом говорилось и на 18-ом Форуме малого предпринимательства Петербурга и на собрании актива Санкт-Петербургского Союза предпринимателей".
Средний класс не нужен?
"Общее мнение предпринимателей - вчера прошла не первая акция, и чем дальше, тем таких акций будет больше, - говорит Юрий Рагулин, генеральный директор ООО "Айсберг", - олигархическая верхушка набивает карманы, а остальные перебиваются, кто как может. Многие думали, что будут задержания на шествии и не пошли. Вот в Краснодаре вышло 8 тысяч, и там полиция даже не вышла из машин. А в Петербурге на митинг пришли тысячи и полицейский ударил ногой в живот женщину. Искорка не первая. Неопровержимые факты, которые мы узнали в последние дни, должны привести к переменам. Или пусть власть представит другие доказательства. Средний класс не нужен власти, это люди самостоятельные - такой вывод можно сделать из отношения власти к малому бизнесу".
"Если вы собираете мнения всех участников, то вот моё мнение - те кто утверждает что вышел не за Навального, а против режима, должны учитывать, что шли они под флагами Навального, что очень похоже на события пивного путча 1923 года, - говорит Григорий Иванов, владелец гостевого дома "15 комнат", - я, как предприниматель, не согласен с текущей властью по многим позициям. Я на своей "шкуре" чувствую всё что происходит в стране, я каждой своей политической публикацией проклинаю действия властей, но выходить по призыву кучки людей, чей статус совершенно не понятен, чьи лозунги и дальнейшие действия абсолютно не сформированы, это простите меня очень глупо и опасно. Простите, эмоционально".
Революции не нужны
"Там все сложнее. Народ, все слои общества реально очень устали, - говорит Виктория Шамликашвили, инвестор Hotel Indigo St. Petersburg Tchaikovskogo, - от всего устали: и от пандемии, и от бесперспективности и отсутствия альтернативы и от того, что мы живем как в театре абсурда, мы все чего-то ждем, но вот чего мы ждем? Народ если и понимает, что надо что-то менять в обществе, он не знает, за чем и с кем идти. Факты, которые изложены в фильме, были известны 10 лет назад, но тогда мы иллюзорно жили хорошо, и думали, что будет еще лучше. И никто не хотел задумываться о том, что мировой, политический и экономический, кризис уже начался. Думали, что будет лучше.
Сейчас у людей ощущение беспросветности. А что изменилось за 10 лет - ничего. К сожалению, страна неоднократно упустила свой шанс. Промолчали, когда посадили Ходорковского, не требовали открытых расследований реальных преступлений, допустили избирательное толкование законов и смирились с позицией - главное, чтобы не касалось меня... Но применение двойных стандартов, к сожалению, рано или поздно коснется всех.
Мне ближе теория малых дел - меняй вокруг себя то, что можешь. Заподозрить нас (представителей профессиональных и бизнес-объединений - Ред.) в том, что мы ничего не делаем, сложно. Мы просто постепенно пытаемся менять мир. Революция, как таковая, сегодня невозможна. Баррикады , к счастью, невозможны. Если революция будет, пострадают не те, против кого направлено недовольство, страдать будут обычные люди. В 1917-ом году громили тех, кто жил чуть лучше. Но жили они лучше, потому что работали, думали, делали. Ничего нет более бессмысленного и беспощадного, чем русский бунт, банально, но факт.
Если в ПСК, например, не пытаешься договориться с инспектором, который требует от твоего объекта полпроцента день, а идешь в суд, это значит, что ты не потакаешь коррупции. Коррупция порождается наличием большого количества заградительных мер. Люди сегодня путаются в обилии информации. Вместе с тем, любые ограничения приводят к протестным движениям. Митинги, по моему мнению, должны быть заменены деятельностью общественно значимых организаций. Нужно восстановить доверие к суду. Чтобы люди обращались за восстановлением своих прав не на улицы, а в суды. Вообще, вопрос взаимного доверия в обществе - ключевой. У власти был простой и спокойный правовой путь - попросить Навального прямо на границе явиться в суд и вручить ему повестку, не устраивать цирка с выездным судом. И не было бы митингов".
Несанкционированные акции прошли в 110 городах России, поставив своеобразный рекорд протестов в новейшей истории России. Россияне вышли на улицы следующих городов: Москва, Санкт-Петербург, Абакан, Альметьевск, Анапа, Ангарск, Армавир, Архангельск, Астрахань, Балаково, Барнаул, Белгород, Благовещенск, Братск, Брянск, Великие Луки, Великий Новгород, Владивосток, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Геленджик, Горно-Алтайск, Димитровград, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Калуга, Кемерово, Киров, Кольчугино, Комсомольск-на-Амуре, Кострома, Котлас, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Липецк, Магадан, Магнитогорск, Мурманск, Муром, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Переславль-Залесский, Псков, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Рыбинск, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Саяногорск, Североморск, Северодвинск, Симферополь, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сыктывкар, Тамбов, Тверь, Тула, Тобольск, Томск, Тольятти, Тюмень, Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа, Ухта, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Череповец, Чита, Южно-Сахалинск, Якутск, Ялуторовск, Ярославль.