Найти в Дзене
zorkinadventures

Как живет огромный российский завод по добыче газа в Арктике, где люди работают при -50

Продолжаю знакомить с лучшими авторами National Geographic (сам работаю в российском офисе). Шарль Ксело провел три полярных зимы в Арктике, наблюдая как строится огромный завод – в нечеловеческих условиях. Дождался – завод построили. Посмотрите на этот гигантский газовый завод России на арктическом побережье. Сложно поверить, что на этой суровой земле можно соорудить такое.

В чем там дело: российский газовый гигант «Новатэк» четыре года назад построил самый северный завод по добыче сжиженного природного газа. Объект обошелся в 27 миллиардов долларов. Полуостров Ямал, Карское море, 71,2 градуса северной широты. Морозы в -50 – самое обычное дело. Снега, полярные ночи.

На фото: зимний день, вид на завод издалека. Видны только трубы и шлейфы дыма.

Фото: Шарль Ксело
Фото: Шарль Ксело

А вот вид в три утра. Выглядит, как маленький город. По сути, завод и есть миниатюрный город.

Фото: Шарль Ксело
Фото: Шарль Ксело

Точка для строительства завода, несмотря на все тяжелые климатические условия, крайне удачная – тут проходит кратчайший путь между Азией и Европой, а значит можно легко доставлять газ покупателям. Кроме того, этот большой шаг для России в освоении Арктики (а именно тут, по данным исследований, находится пятая часть оставшихся запасов нефти и газа на земле). Есть, впрочем, и некоторые опасения. Некоторые ученые говорят, что из-за потепления и таяния вечной мерзлоты весь проект, построенный на этой мерзлой земле, может оказаться под угрозой.

На фото: вид на завод в три утра. Кипит работа.

Фото: Шарль Ксело
Фото: Шарль Ксело

Завод "Ямал СПГ" на полуострове Ямал может перерабатывать 16,5 млн тонн природного газа в год. Тут же газ будет забирать флот ледокольных танкеров и доставлять его на рынки Европы и Азии.

На фото: свет от прожекторов ледокола пронзает снежную бурю в Карском море. Где-то недалеко от полуострова Ямал, где находится завод. Большую часть года поверхность моря скована льдами.

Фото: Шарль Ксело
Фото: Шарль Ксело

На фото: капитан на мостике "Кристофа де Маржери". Построенный компанией Daewoo в Южной Корее, ледокол может перевозить 172 000 кубометров СПГ (около 85 000 тонн), судно может развивать скорость в пять узлов через лед толщиной в два метра. Всего в распоряжении завода – 15 ледоколов.

Фото: Шарль Ксело
Фото: Шарль Ксело

На фото: городок для рабочих, неподалеку от завода.

Фото: Шарль Ксело
Фото: Шарль Ксело

А на этом снимке – православная церковь в городке для рабочих. В 2015 году церковь освятил патриарх.

Фото: Шарль Ксело
Фото: Шарль Ксело

На фото – работник Нурлан, который приехал сюда из Казахстана.

Фото: Шарль Ксело
Фото: Шарль Ксело

Чудный современный мир. Мерзлые и темные территории не предназначенные для жизни – тысячи рабочих построили тут целый город, где добывают из земли ценное ископаемое. Перерабатывают – и отправляют долгими полярными ночами на другой конец света.

Вот тут, почитайте, если интересно, еще репортаж профессора Андрея Журавлева: про огромный рудник по добыче золота – месторождение Купол на Колыме.

В своем блоге Zorkinadventures собираю мужские истории и опыт, делаю интервью с лучшими в своем деле, устраиваю тесты нужных вещей и экипировки. А еще здесь – подробности деятельности редакции National Geographic Россия, где я работаю.