Открытие собственного бизнеса влечет за собой немало трудных задач. И особое место среди них, конечно, занимает ведение бухгалтерии. Столь хлопотная задача встает перед каждым индивидуальным предпринимателем. Причинами для серьёзного отношения к учету является желание продвижение деятельности, которая приносила бы прибыль. Зачастую даже опытным предпринимателям сложно держать в голове все аспекты организации бизнеса, а также всех участников связанных с его формальной стороной.
Начиная собственный бизнес, предприниматели не всегда уделяют должное внимание вопросу бухгалтерии. Говорят, что ведение бухгалтерского учета индивидуальным предпринимателем по закону не требуются. Другие считают этот вопрос второстепенным. Третьи считаю, что ничего сложного здесь нет и справиться с учётом можно самостоятельно. Существует несколько типичных ошибок, которые допускают большинство предпринимателей. При этом начинаются они еще на этапе регистрации.
Рассмотрим наиболее популярные. Желательно подумать над системой налогообложения еще до регистрации ИП. Для предпринимателей есть несколько вариантов: ОСНО (общая), УСН (упрощенка) и ЕНВД или патент. На выбор той или иной системы влияет основной вид деятельности, которым вы планируете заниматься, а также предпочтениях к бухучёту. Каждый из этих режимов характеризуется своими особенностями, которые должны быть изучены предпринимателем в целях избежание ошибочного выбора, так как выбор режима непосредственно повлияет на характер сдаваемой отчётности.
Первая ошибка - несвоевременность подачи документов и уведомлений. Причин данной ошибки несколько: забыл, не знал что сдавать, не знал куда сдавать. Однако для налоговых служб это не оправдание. Несвоевременная подача документов грозит штрафами. Чтобы не запутаться в сроках отчётности, заведите календарь и отмечайте все важные события.
Вторая ошибка - нарушение сроков уплаты налогов. За неуплату налогов и авансовых платежей в установленные сроки предпринимателю грозят штрафы и пени, причём пени начисляют всегда даже при просрочке на один день.
Третья ошибка - неточности в документах. Неточности могут быть разные: от выбора неверной формы бланка до ошибки в реквизитах. ИП ждет ещё один подводный камень: необходимость регистрации в качестве действие работодателя с момента, когда принят первый сотрудник и заключен гражданско-правовой договор. Для ИП штраф за неоформленного сотрудника составляет от 5 до 10 тыс. руб., при повторном нарушении - от 30 до 40 тыс. руб. Дополнительно придется заплатить все налоги и страховые взносы, которые утаили. Если сумма недоимки превышает 5 млн. руб. предпринимателю грозит уголовная ответственность. При отсутствии трудового договора сотрудник может пожаловаться в трудовую инспекцию. Причём к вам может устроиться и засланный конкурентами человек специально, чтобы обратиться в контролирующие органы и рассказать о нарушениях.
Многие ИП не правильно распоряжаются своим заработком. Доход - личное дело, но тратить его нужно, учитывая все риски. Если снимать много наличных в банкомате или перекидывать все деньги на карту физ. лица в тот же день, то можно привлечь внимание Росфинмониторинга. Такие операции признаки обналичивание средств, а нарушение закона об отмывании нелегальных доходов грозит блокировкой счета и очень долгими разбирательствами с банком. При этом все это время счет будет заблокирован. Некоторые стараются по максимуму оттянуть момент расчётов с государством, думая, что их траты важнее. Но государство четко следит за исполнением ваших обязательств, контролирует сроки и суммы, требует вовремя сдавать отчётность.
Откладывать расчеты с бюджетом на потом просто невыгодно. Банк по требованию налоговой блокирует счет и снимает деньги с учётом пеней и штрафов. Немало ошибок возникает в первый год деятельности, иногда даже в первый квартал. Уже упоминали ошибки при регистрации, в результате которых приходится сдавать отчётность и платить налоги, не предусмотренные изначально. В связи с путаницей по системе налогообложения предприниматели направляют в налоговую не ту отчётность, которую от них ждут, и получает штрафы, к этому же приходится доплачивать налоги и пени. Многие до сих пор не в курсе, что декларация по НДС сдается исключительно в электронном виде, даже нулевая и пытаются отправить её на бумаге.
Ошибки недочеты допускают ИП, которые знакомы с бухгалтерией, но могут не учесть неочевидные нюансы: поспешить, пропустить сроки подачи документации в контролирующие органы и т.д. Вести бухучет сложно: нужно учитывать имущество, активы, затраты на производство, запасы материалов, долги перед поставщиками и ещё 1000 мелочей. Все операции нужно закрывать документами, разносить по счетам, каждый год отчитываться в налоговой. При этом самостоятельное ведение регистров и подачи отчётности отнимают много сил, ценного времени, которое можно было бы потратить на бизнес. И считается довольно рискованными с точки зрения возможных ошибок. Самостоятельное ведение бухучета экономят деньги, но занимает время.
Гораздо сложнее вести бухгалтерский учёт при наличии наемных сотрудников, когда предприниматель становятся работодателем, он получает статус налогового агента. Теперь он платит налоги не только за себя, но и за работников, удерживаются страховые взносы. Соответственно возрастает количество документов, где фиксируются финансовые показатели. Кадровый учет и зарплатные налоги -отдельная область бухгалтерии, при чем достаточно объемная. Вы наверняка знаете, что сотрудники болеют, ходят в отпуск, рожают, просят премии, отгулы и т.д. Сотрудников нужно правильно трудоустраивать, увольнять, начислять им декретные, больничные и правильно считать налоги на все эти выплаты.
Подведём итоги. Занимаясь развитием своего бизнеса, стоит заранее подумать о ведении бухгалтерии. Подобное отношение к деятельности с самого начала позволит внимательно следить за прогрессом нового предприятия и уловить момент, когда потребуется экстренное вмешательство. Процесс превращения бизнеса из прибыльного в убыточное часто проходит незаметно. Приобретение элементарных знаний и навыков позволит улучшению качества работы и соответственно прибыли. Правильное ведение отчетности имеет большое значение для успешного планирования бизнеса. Индивидуальный предприниматель должен иметь четкое представление о своих фактических доходах и расходах. Специфичность бизнеса заключается в постоянных изменениях, которые отслеживаются только в процессе регулярного контроля показателей и их анализа. За внешним благополучием ведущей деятельности может скрываться вполне серьезные проблемы. Глубокое исследование документов и отчетности поможет выявить слабые стороны и быстро принять меры.
Аутсорсинг бухгалтерских услуг в Москве ООО "ЦЕНТР ПРАКТИЧЕСКОЙ БУХГАЛТЕРИИ" Профессиональная помощь в решении самых сложных???