Я помню в службе Почаевской иконе Божией Матери есть такая строчка в стихире "и о свои́хъ согрѣше́ніихъ воспла́чемъ, о милосе́рдіи же Госпо́дни возра́дуемся."
Человек не может жить только в режиме усиленного смирения и самосмирения.
У него должен быть еще режим радости и свободы.
Как две стороны Луны. Одна сторона обращена к солнцу, она постоянно освещается им и светит отраженным светом. Вторая сторона всегда обращена от солнца, всегда темна и мы не видим ее с Земли.
Можно усердно смиряться пол-жизни, но вторую половину жизни нужно радоваться о Господе.
Иначе ты себя затюкаешь до края и ничего хорошего в этом не будет.
Если человек будет жить только в режиме страха и понудительного смирения, он действительно может впасть в депрессию, уныние и искривить свою духовную жизнь.
Ему нужна радость и свобода. Но если человек будет жить только в радости и свободе без покаяния, у него получится какое-то протестантское хамство. Аллилуйя, я спасен.
Это две крайности, в которых жить нельзя.
Если протестант склонен к той, приятной крайности, то наш человек склонен к этой крайности, мне конец я пропал.
Да как же ты пропал если Христос воскрес? А разве пасхальная ночь тебя никогда не радовала? А разве ты не имеешь у себя перед глазами и в опыте и в книжках и в сердце тысячи примеров, как весело быть с Богом?
Как сладко читать эти строки,
Читая, молиться в тиши,
И плакать, и черпать уроки
Из них для ума и души!
1853, Новый Завет, И.С. Никитин
Человеку нужна радость и свобода. И много хорошего разлито в мире, чем нужно пользоваться с благодарностью к Богу.
Благомудрие святых отцов
Православная библиотека
В основу знаменитой книги преподобного Дорофея (VI век; память 5/18 июня) легли его наставления своим ученикам. Авва Дорофей начал свой иноческий подвиг в обители прп. Серида (Палестина, близ Газы), где он окормлялся у великих старцев Варсонофия, Иоанна Пророка и аввы Серида. После кончины двух последних и ухода в полный затвор прп. Варсонофия, он принял настоятельство в одном из палестинских монастырей. Поучения прп. Дорофея исполнены глубокой духовной мудрости, они раскрывают внутреннюю жизнь христианина, постепенное восхождение его в меру возраста Христова (Еф. 4,13). Автор тонко чувствует состояние человеческой души и подробно анализирует ее движения и помыслы, опираясь при этом на учение святых отцов Церкви: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Творение аввы Дорофея отличается ясным, отточенным стилем, простотой и доступностью изложения. Спасительные советы преподобного старца, написанные для монахов, будут полезны всем, кто стремится жить по заповедям Божиим.
Любви и Мира, Братья и Сестры!
Храни Вас Господь!