Французский парламент готовится принять закон «об укреплении республиканских принципов» (рабочее название – «закон о борьбе с сепаратизмом»). Его цель – воспрепятствовать распространению исламизма путём установления более строго контроля над образованием, финансированием культурных организаций, семейной жизнью и общением в Сети.
Однако левые предупреждают, что одни лишь полицейские запретительные меры будут неэффективны и вредны, пока государство само занимается «сепаратизмом», уходя из бедных районов, бросая молодёжь на произвол судьбы и способствуя усугублению неравенства.
Первая стадия спешного рассмотрения законопроекта о борьбе с «сепаратизмом», который так хочет провести Эммануэль Макрон, подходит к концу. Его обсуждение началось в начале прошлой недели. «Продолжается спешка с ускоренной процедурой прохождения закона и последующим его принятием на открытом заседании в заранее установленные сроки», начиная с 1 февраля, – отметила депутат Социалистической партии (PS) Сесиль Унтермайер.
Правые депутаты, конечно, поддержали эту идею, оперируя в своих оживлённых дискуссиях оперировали любимым понятием «идентичность». «Мы собираемся вернуться к таким темам как, например, ношение хиджаба. Эта практика получила столь широкое распространение, что следовало бы установить ещё одну ограничивающую её социальную норму», – заявила депутат от партии республиканцев (LR) Анни Женевар. Она также упомянула «вопрос мигрантов». Но тут почву уже подготовил министр внутренних дел Жерар Дарманен. «Наша задача - защитить себя от политического исламизма, который пытаются выдавать за ислам – особенно во Франции», – сказал он в начале недели.
Поправка в законопроекте, сделанная депутатом Орор Берже, относительно запрета на ношение хиджаба девочками, была отклонена как нарушающая статью 45 Конституции. За эту поправку выступала лидер «Национального объединения» (RN) Марин Ле Пен. Но правые депутаты решили не сдаваться и внесли предложение о запрете ношения мусульманского платка в университетах. Подобные инициативы вносятся под предлогом борьбы с «индиженизмом» или с привнесением «cancel culture» – культурой отмены. От данной поправки действительно отказались, но зато вопреки мнению правительства приняли другую поправку от партии LR. Она предусматривает новое административное правонарушение: воспрепятствование профессиональной деятельности учителей. Исполнительная власть предложила в ст. 4 с ввести уголовную ответственности в случае угроз или насилия, направленных на разрушение принципов нейтралитета государственной службы.
У левых по-прежнему массу вопросов вызывает сама суть законопроекта. «Этот документ бьёт мимо цели и вызывает вопросы со всех сторон. По факту он не расширяет арсенал средств борьбы с терроризмом», – отмечает депутат из партии «Франция Непокорённая» Алексис Корбьер. Высказываются претензии к «обязательству приверженности республиканским принципам» (CER), который законопроект навязывает ассоциациям, претендующим на государственное финансирование. «Соблюдение принципов Республики не обсуждается, оно безусловно и не может быть предметом договора», – полагает Сесиль Унтермайер. К этому стоит добавить, что «подписание контракта предполагает наличие нескольких сторон», и что «приходится констатировать, что обязательства берут на себя только ассоциации и федерации (спортивные), но и государство», – замечает коммунистка Мари-Жорж Бюффе.
Левые также неоднократно обращали внимание на то, что в тексте упущен очень важный аспект: «укрепление роли государства и создание государственной службы на всей территории Франции для преодоления социальной неоднородности и борьбы с неравенством». На этом настаивает депутат ФКП (Французская коммунистическая партия). Но это исполнительная власть не даёт ответов, прикрываясь тем, что Жан Кастекс должен представить в Елисейском дворце план «равенства возможностей» не позднее конца этого месяца. А потом, «вероятно, в середине февраля» этот план будет обнародован. В целом претензии высказывались по поводу целесообразности ускоренного рассмотрения тогда, когда решаются такие важные вопросы.