Приятельница сообщает Раневской:
— Я вчера была в гостях у N. И пела для них два часа...
Фаина Георгиевна прерывает ее возгласом:
— Так им и надо! Я их тоже терпеть не могу!
Фаина Раневская
В нашем обществе в сфере пения и обучения пению существует много стереотипов. Большинство из этих стереотипов есть ни что иное как заблуждения. Люди, которые желают петь, которые хотят научиться петь красиво, тратят множество лет на это.
Да, без сомнения, что наш голос -это самый сложный музыкальный инструмент, потому что он находится внутри тела и психофизика пения далеко не всем понятна, а понимание процессов очень важно.
Но есть ряд ошибочных представлений и стереотипов, которые укоренились в головах людей по поводу пения, которые им навязало общество. Но кто сказал, что это правда? Это сплошные заблуждения. Потому очень важно понять это и изменить свое мировоззрение по поводу искусства пения.
Пение - это высшее искусство, которое существовало всегда.
И в то же время, пение - это естественная деятельность человека.
Кто поет в природе больше всех ? Птицы. Птица- это прекрасное существо, которое умеет летать, живет в ритме с природой, которая знает меру во всем. Значит, тот кто умеет петь, можно сказать, уподобляется птицам.
Итак, если распрощаться со следующими привычками, заблуждениями и идеями по поводу пения, то процесс обучения пению и улучшения певческого голоса не заставит себя ждать. Конечно, необходимо заниматься технической стороной вокала, но и голову, мировосприятие, мировоззрение стоит наладить, если вы хотите действительно раскрыть свой уникальный голос.
1. Сократите до минимума просмотр передач по телевизору, радио и в интернете по поводу пения.
Внизу кто-то поет. То даже не поет, а выкрикивает слова песни. Все эти люди, которым необходимо, чтобы у них постоянно орал телевизор. Или радио, или проигрыватель. Все это люди, которых пугает тишина. Это мои соседи. Звуко-голики. Тишина-фобы.
Чак Паланик
На самом деле, в этих теле-передачах о вокале говорится немало глупостей и закладываются нехорошие идеи в головы людям: оценка других, критика пения тех, кто еще не совсем "идеал", какие-то свои стандарты о том, кто как ДОЛЖЕН петь (дорогие, критики, никто ничего вам не должен), постоянное сравнение с другими "а этот перепел того-то", "вы не дотягиваете до...", и прочее...
Сама я не смотрю телевизор много лет, но слышу эти рассказы от учеников по вокалу. Это серьезным образом тормозит их развитие. Мои знакомые, серьезные и достойные преподаватели по вокалу, устали бороться с такими учениками. Они им говорят "золотые слова" по поводу вокала, по поводу того, как важно слушать только самое лучшее, или уж лучше тишину, чем что попало, но слова эти не ценятся. Надо слушать преподавателя, которого ты выбрал (ты же именно его выбрал по какой-то причине) и верить в него, а иначе зачем вам преподаватель (особенно если он действительно достойны), если вы учитесь пению в телевизоре.
Поймите, что свое никогда не "родится", если ты находишься в постоянном окружении звуков, надо выключить чужое и начать слушать свое.
2. Уделяйте пению достаточно времени и сократите общение с неподходящим кругом людей.
Когда я решила стать певицей, моя мать предупреждала меня о том, что я много времени буду проводить одна. Впрочем, как и все мы. Одиночество сопровождает нас по жизни.
Уитни Хьюстон
Многие люди в нашем окружении могут быть совершенно не "нашими" людьми. Часто бывает так, что мы тратим впустую свое время на общение, которое нам неинтересно лишь из-за "порядочности", "уступчивости", не хотим обидеть человека.
Но на самом деле, если у нас есть цель хорошо петь, то необходимо каждый день понемногу что-то делать в этом направлении. Поэтому, все те настоящие артисты, которые смогли выработать свою манеру пения, раскрыли свой уникальный голос, они больше проводили времени в одиночестве и тишине, из чего рождалось желание петь, желание исследовать. Ведь настоящая работа с голосом - это постоянное развитие, улучшение, работа над преодолением психологических зажимов, пополнение духовного мира новыми знаниями, что также отражается потом на исполнении музыки посредством голоса.
Используйте свое время с пользой. Поставьте приоритеты. И тогда результаты вас начнут радовать.
3. Никогда не сравнивайте себя ни с кем. Будьте собой. Вы уникальны.
„Не сравнивайте себя ни с кем в этом мире . Если вы делаете это, вы оскорбляете себя.“ — Билл Гейтс
То, как кто-то что-то делает, это хорошо, пусть делает. Можно порадоваться за талантливых, гениальных людей. Но у вас свой уникальный путь. Необходимо учиться лучшим вещам у других профессионалов, но надо понимать, что уверенность в себе, вера в себя - это одно из важнейших правил для развития, для преодоления различных преград на пути.
Когда ученик говорит, что вот "такой -то певец так поет, и что я пока так не могу". Я отвечаю : "Вы заниматься вокалом начали несколько месяцев назад, и уделяете этому времени не в достаточной мере, как могли бы (если бы не занятость всем остальным в жизни - это может быть семья, дети, работа, развлечения и у кого что еще есть в жизни) а вот этот певец так он уже 20 лет только и делает, что поет. Зачем себя сравнивать? Вы разве поете 20 лет подряд?"
Поэтому, не смотрите на других. Никому не завидуйте. Не сравнивайте. Прекратите сравнивать. Прекратите оценивать и критиковать. И вам дышать станет легче. А пение ваше только улучшится с таким настроем.
4. Не зацикливайтесь на вокальной технике, не менее важным является ваше состояние души.
«Техника, разумеется, значит многое. Но далеко не всё. Пение – это состояние души. И если в душе пусто, то как бы технично человек ни пел, никого это не тронет. Мечты, идеалы, устремления – все это слышно в пении. А коли ничего этого нет, так и искусства тоже нет!», – Галина Вишневская
Как много людей, которые технически подкованы, но когда выходят на сцену, на них неинтересно ни смотреть, ни слушать.
Вроде бы все верно делает, музыкально исполняет все верно - и ритм, и мелодия, и звуки,- все на месте. Но в этом нет наполненности, нет души.
Певец - это не только творческая личность, но и интересный, наполненный богатым духовным миром человек, у которого должны быть свои высокие идеалы и вкус. Без всего этого пения превращается в "заезженную пластинку".
Развивайтесь как личность, совершенствуйтесь, улучшайте свои вкус, музыкальность, восприятие мира, меняйте свое мировоззрение, уходите от "шаблонных" стереотипов, тогда вас будет интересно слушать, даже если техника пока не достигла "высокого идеала".
5. Работайте над своим мастерством упорно, следуя достойным образцам и учитесь только у достойных.
«Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески… Следуя хорошим образцам, я и после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить голову самому устойчивому молодому человеку, продолжал учиться у кого только мог, и работал», – Ф.И. Шаляпин
Для того, чтобы чего-то достичь, надо трудиться. Просто ежедневно и планомерно делать небольшие шаги.
Необходимо следовать достойным образцам, для этого надо хорошо разбираться в том, что есть хорошее. Найдите для себя достойных учителей, как в профессиональном смысле, так и в смысле человеческих качеств. Часто, самые достойные учителя люди скромные, простые, говорящие понятным языком, они уважают ученика и себя, они могут быть требовательными и многому могут научить, но как часто новички не понимают этого. Идут учиться к "крутым" преподавателям, у которых чувство гордости, много личного эго, больше желания заработать, чем научить. Надо разбираться во внутреннем смысле, а не в "обертке", чтобы не потерять зря драгоценное время жизни.
В настоящей музыке важны, прежде всего, настоящие человеческие качества и прилежное трудолюбие, тогда вы сможете благодаря своему пению подарить не только радость другим людям, но и изменить их настроение, а может даже и мировоззрение.
Будьте собой и у вас все получится!