В прошлой публикации мы рассказали, как в 1949 году с создания Борского исправительно-трудового лагеря в Каларском районе на месте засекреченного богатого месторождения урана началась атомная история Забайкалья. Сегодня поговорим про 1950 год и то, как иногда настойчивость и вера женщины в своё дело меняет историю целой отрасли в огромной стране.
Бурим дальше!
Шёл 1950 год. Тургинская партия Читинского геологического управления разведывала Стрельцовское месторождение флюорита на юго-востоке Читинской области. В одном из шурфов зафиксировали повышенную #радиоактивность. В том же году её зафиксировала Сосновская экспедиция, в которой работала Лидия Петровна Ищукова. Запомните это имя – ему страна обязана огромным предприятием и такими объёмами сырья для атомной промышленности, которые многим другим странам не снились.
В 1957 году #геологи Мациевской партии Приаргунской экспедиции пробурили на Стрельцовском месторождении первую скважину, в которой обнаружили руду с рядовым содержанием урана.
Спустя 5 лет, в 1962 году в СССР возобновили активную разведку урановых месторождений, и на Стрельцовское флюоритовое месторождение в очередной партии в качестве старшего геолога приехала Лидия Ищукова.
Там пробурили скважину, но ничего не нашли и решили сворачивать работы. Именно Ищукова настояла на продолжении работ. Во время этого бурения обнаружили урановые залежи – май 1963 года стал началом истории Стрельцовского месторождения урана. Впоследствии там появились город Краснокаменск, который долгое время был закрыт для въезда туда посторонних людей, и Приаргунское производственное горно-химическое объединение (ППГХО, сейчас это часть предприятия «Атомредметзолото», входящего в госкорпорацию #Росатом
«Удивительное профессиональное чутьё и настойчивость Лидии Петровны Ищуковой оказались тем ключом, который открыл атомной отрасли страны богатейшее месторождение в Забайкалье, которое разрабатывается до сих пор. Строительство рудника №6 в ближайшие годы является приоритетом не только краевого, но и федерального масштаба и гарантирует развитие моногорода Краснокаменска», - говорит руководитель фонда «Русский север» Юрий Григорьев.
Первые шаги
В ноябре 1967 года министерство среднего машиностроения издало указ о том, что Западный горно-обогатительный комбинат преобразуется в Приаргунский горно-химический комбинат. Директором строящегося предприятия назначили Сталя Покровского – с огромным почтением к этому человеку в Краснокаменске относятся и сейчас.
У предприятия в 60-х было несколько месторождений для работы. К 1980 году комбинат вышел на производственные мощности, которые планировались по проекту строительства второй очереди предприятия. Работники комбината в тот год добыли 2 миллиона 419 тонн руды.
К максимальной годовой производительности на ППГХО подошли в 1986 году, когда добыли 2867 тонн руды. С этого года начался спад производства, продолжавшийся до 1998 года.
1993 год стал временем, когда государственная #закупка урана стала историей. Приаргунскому объединению разрешили самостоятельно выходить на мировой рынок, чтобы реализовать свою продукцию, #цены на #уран упали до 15-20 #доллар за килограмм. Чтобы спасти предприятие, его руководство решило разрабатывать месторождение «Антей» с более богатыми рудами. Впрочем, жизнь ППГХО в условиях рыночной экономики – уже совсем другая история.