Многие уже знают или, возможно, слышали о манипуляторах. Об играх, в которые они играют, и о драматическом треугольнике. Многие уже успели сами побывать в этом треугольнике, ведь 80% отношений, которые нас окружают, находятся в этой игре.
Для тех, кому посчастливилось не узнать об этой игре, напишу основные ее правила. Треугольник Карпмана, он же, драматический треугольник. Это классическая игра, в которую играют люди, взаимодействуя между собой. Главными персонажами данной игры являются: жертва, преследователь, спасатель. В эту игру необязательно играть трем людям, достаточно и одного, который будет примирять на себя роли главных персонажей.
Чем же эти роли отличаются между собой?
Жертва.
Основная особенность Жертвы - нежелание брать на себя ответственность. Она убеждена в своей неспособности к самостоятельной жизни. Жертва чувствует страх, вину, обвиняя и преследуя себя, упивается самоуничижением, чувством жалости к себе. Из-за отказа от ответственности Жертвы часто страдают различными зависимостями: алкогольной, наркотической и т.д. Это является некоторым жестом самоотречения, вверения себя другим людям, т.к. человек с зависимостью не может полноценно о себе позаботиться. Роль Жертвы связана с постепенной деградацией личности, т.к. сама она перекладывает ответственность с себя и отказывается вести полноценную жизнь. Очень часто Жертва сама провоцирует Преследователя, потому что на самом деле она не хочет выходить из своего пассивного положения, т.к. не хочет быть ответственной за свою жизнь.
Преследователь, он же Манипулятор.
Для Преследователя характерно стремление властвовать над другими, доминировать над Жертвами, буквально нападать на других людей. Часто эту роль играют те, кто подвергся насилию, абьюзу в детстве. Такие люди испытывают глубочайшее чувство стыда и беспомощности, которое они и пытаются подавить, преследуя других. Они также не берут на себя ответственность за то, что причиняют боль другим, т.к. считают, что те люди заслужили подобного отношения. Манипулятор боится проблем, т.к. не знает, как их решать, и не хочет. Он ищет причину в других, перекладывая на них всю вину, при этом окрашивая всё в ярких красках гнева и раздражения.
Спасатель.
Игра в Спасателя отличается от подлинного спасения в чрезвычайной ситуации. Драматический Спасатель играет свою роль в основном из-за того, что он вынужден спасать, чтобы избежать взгляда на свои собственные тревожности и скрытые чувства, поскольку Жертва нуждается в их участии. Тем самым, Спасатель желает поднять самоценность и чувство значимости в своих глазах, обесценивая возможности Жертвы и обрушивая «праведный» гнев на Преследователя. Зачастую Спасателя никто не просит себя спасти. Его помощь никому не нужна, он не спрашивает у предполагаемой несчастной Жертвы, нужно ли её спасать. Причины такого поведения часто уходят корнями в детство человека, в его отношения с родителями. Он или она спасает всех вокруг, желая быть "хорошей девочкой/ хорошим мальчиком", получить одобрение со стороны своих родителей.
Карпман и работающие в традиции трансактного анализа психологи полагают, что треугольник этих ролей складывается в первую очередь в силу тех или иных внутренних выгод.
"Если идет некая игра, если есть некие отношения, они выгодны всем участникам системы. Иначе все просто развалилось бы. Если Вы в чем-то участвуете – это Вам зачем-то нужно. Общение в пределах этого треугольника – это весьма эффективный способ не брать ответственность за свои поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в «этом всем» виноваты другие)".
Доводилось ли Вам примерять на себя роль и быть участником этой игры?
Получилось ли у Вас самостоятельно выйти из нее?
А может быть, Вы только сейчас увидели, какую роль играете в этой жизни?