Найти тему
ChronoTalk

Серьезная романтика — образы, мотивы, настроение и судьбоносный дождь

Оглавление
Кадр из Kotonoha no Niwa. Интересный момент вызывающий ассоциации с предложением руки и сердца. Вот только наш герой получил ногу, что, учитывая его будущую профессию, не менее ценно.
Кадр из Kotonoha no Niwa. Интересный момент вызывающий ассоциации с предложением руки и сердца. Вот только наш герой получил ногу, что, учитывая его будущую профессию, не менее ценно.

Подавляющее большинство статей на моем канале представляют собой обзоры, несущие, в первую очередь, рекомендательный характер. Себе я помогаю тем, что переношу свои мысли и ощущения "на бумагу", вам же это может подсобить найти для себя что-то новое и, возможно, по-своему оценить. Необходимость первого вытекает из самого понятия времени, а также моей куриной памяти, когда спустя дни, месяцы и даже годы, воспоминания начинают блекнуть и терять в точности. Но запечатлев их сейчас, можно будет вернуться к ним позже, и, при наличии в тексте подобия искренности, освежить их в голове. Что до второго, делиться с кем-то своими мыслями мне приятно, а некоторым людям приятно это читать.

Но обычный обзор накладывает ограничения и рассказать обо всем, не затронув сюжетные моменты, просто невозможно. А ведь именно в таких вещах и кроется сама суть любого произведения. Можно использовать завуалированные обороты без частного, но тогда картина выходит слишком размытой. Поэтому я планирую время от времени писать статьи, подобные этой. Поток мыслей, не связанный опасениями проспойлерить сюжет. Естественно, в таких случаях всегда будет выдано предупреждение. В этот раз пишу про "Сад изящных слов" Макото Синкая. Структура будет непривычной, я просто подмечал интересные вещи и пытался как-то проанализировать увиденное. Просто размышления для себя. Если все-таки решили читать, то можете сначала ознакомится с фильмом самостоятельно, идет он меньше пятидесяти минут.

-2

Сад изящных слов

Кадр из Kotonoha no Niwa
Кадр из Kotonoha no Niwa

Эта короткая, но насыщенная история начинается с пятнадцатилетнего парня по имени Такао Акидзуки. Он мечтает связать свою жизнь с профессией башмачника и обожает дожди. Стоит ему услышать звон несущихся на землю капель, Такао тотчас отправляется на прогулку, зачастую даже в ущерб учебе. В один из таких дождливых дней он набредает на тихую беседку, где, по воле случая, встречает одинокую молодую женщину - Юкари Юкино. Она, стоит заметить, также не обделена странными привычками - прогуливает работу и питается сугубо пивом с шоколадом. После этой встречи, они продолжают ненароком пересекаться друг с другом, но происходит это исключительно во время непогоды. С каждым разом их отношения становятся все крепче, но сезон дождей постепенно подходит к концу...

Kotonoha no Niwa - это короткометражный фильм, основанный на оригинальном сценарии за авторством небезызвестного Макото Синкая. Общая продолжительность произведения всего 46 минут, но то, как Синкай совладал с этим ограничением, заслуживает похвалы. Здесь есть множество присущих авторскому стилю вещей: поезда, облака, а зачастую тучи, и даже радуга ненароком да мелькнет. Как и подобает, фильм располагает прекрасным визуальным исполнением, что особенно сильно бросается в глаза при демонстрации погодных эффектов и отражений.

-4

Работа с образами

Кадр из Kotonoha no Niwa
Кадр из Kotonoha no Niwa

Короткий хронометраж может стать, как препятствием, так и возможностью. Представьте, что за сорок шесть минут автору необходимо явить нам живых персонажей и развить их взаимоотношения в полноценную историю с завязкой, развитием, конфликтом, кульминацией и завершением. Синкай закономерно перешел от частного к общему, концентрируя внимание зрителя на воплощаемых им образах. Каждый герой фильма олицетворяет определенные идеи, таким образом становясь "формой" место в которой мог бы занять любой из нас.

Юкари Юкино

-6

Двадцатисемилетняя женщина, преподающая японскую классику в одной из местных школ. Подобно герою, часто отстраняется от возложенных на нее обязанностей, предпочитая прогулку. Но если Такао руководствуется поиском вдохновения, то Юкари пытается разобраться в себе. Она пережила травмирующие события и сбилась с пути, а ныне ищет способ вновь обрести счастье.

Проблематика персонажа - стагнация, внутреннее ощущение застоя и отсутствие видимых целей. Опустошенность, чувство загнанности, страх от пережитой травмы, мешающий двигаться вперед.

Так, Юкари в глазах протагониста - чистейший образ, непостоянный мираж, тяга к коему обусловлена чем-то глубинным. Возраст, работа, имя и иные поверхностные ярлыки не имеют значения, поскольку большую часть времени, герою о них даже неизвестно. Ее имя он узнает едва ли не ближе к концу фильма. Его манит сама суть: ее характер, отношение, восприятие окружающего мира.

Такао Акидзуки

-7

Пятнадцатилетний парень, в отличие от Юкари, располагающий стремлением воплотить свою мечту. Ему нравится создавать обувь и он планирует связать свою жизнь с профессией башмачника. Такао самостоятелен: он учится, подрабатывает, а в свободное время оттачивает свое мастерство. Живет вместе с братом и матерью, однако эта обстановка непостоянна, о чем упомяну позже.

Проблематика персонажа - поиск места в жизни, уверенности в выбранном пути и собственном будущем. В целом, стандартный набор переживаний человека подросткового возраста. Выбор между риском и стабильностью. Профессией мечты и обыденностью.

Такао в глазах Юкари - такой же образ незнакомца, которому можно раскрыть душу. Каждая их встреча - случайность, каждая может стать последней. Она видит в нем человека, преследующего свою цель, грубо говоря, то чего лишилась сама. Юкари полагает, что главный герой в курсе ее работы преподавателем, поскольку они посещают одну и ту же школу. Исходя из этого, однажды она зачитывает ему строчки одного из стихотворений, которые представляют завуалированный вопрос: "Придешь ли ты даже тогда, когда кончится дождь?". В силу упомянутого недопонимания, Такао отвечает на него далеко не сразу.

-8

Образы, как мотив и связующее звено

Кадр из Kotonoha no Niwa
Кадр из Kotonoha no Niwa

Сад изящных слов не дает ответы посредством простых объяснений, но описывает их путем состояния действующих лиц, основанного на пережитом опыте.

Некоторые могли подметить, что выбор профессии башмачника весьма необычен, особенно для рядового мальца буквально вчера перешедшего в старшую школу. Сколько времени потребовалось Синкаю, чтобы ответить на этот вопрос? Секунды. Скоротечные кадры, демонстрирующие воспоминание главного героя о раннем детстве. Дне, когда они всей семьей подарили матери чудесные туфли. В те времена все были счастливы, а семья полной. Ремесло - как способ пробуждения этих приятных воспоминаний, пусть даже неосознанный.

Но если протагонист придерживает эти воспоминания трудом, то его мать - Сатоми Акидзуки - , в свою очередь, просто старается сохранить их отдельные части. Нам известно то, что брак развалился, а сама она ныне довольствуется непостоянными и скоротечными отношениями. Узнав о том, что ее старший сын - брат Такао - собирается съехать из дома и жить отдельно, она поднимает скандал и в очередной раз покидает родную обитель. Практически любая мать поощряет самостоятельность своего ребенка, ведь каждому предстоит вступить во взрослую жизнь, а приглядывать за своим чадом на протяжении всего его пути просто нереально. Полагаю, имей матери такую возможность, многое в нашей жизни сложилось бы совершенно иначе. Тем не менее, важнейшая задача родителя - подготовить своего ребенка. Но ситуация Сатоми - иная. Уход одного из детей она воспринимает, как потерю еще одной важной детали, которая формировала былое счастье. К сожалению, ее способ поддержания прошлого обречен на провал, поскольку неизбежные перемены в любом случае отнимут столь тщательно удерживаемую ей обстановку.

Ничего из вышесказанного не говорится напрямую, но вытекает из той самой мимолетной вставки, умело встроенной в историю.

Если взять причудливую привычку Юкари закидываться алкоголем и сладостями, то и ей найдется логичное объяснение. Пережив ряд потрясений, она утратила способность ощущать вкус еды, а алкоголь вперемешку со сладким - единственное, что все еще способно хоть как-то пробудить потерянное. По мере общения с главным героем эта проблема постепенно проходит. Они регулярно помогают друг другу даже если сами не подозревают об этом.

Пытаясь рассмотреть другие составляющие фильма сразу натыкаешься на дождь. В произведении дождь - элемент единения, связывающий и сближающий людей. Встреча, непостоянство и ключевое связующее звено истории. В жизни каждого из нас таким звеном может стать, скажем, школа, университет или работа. Каждый из этих этапов сопровождается новыми знакомствами и связями, но что произойдет, когда связующий элемент исчезнет? Смогут ли построенные отношения продолжить развиваться в его отсутствии или же они изначально строились исходя из его наличия? Это один из вопросов, затрагиваемых Kotonoha no Niwa.

Та же профессия, как элемент единения, не менее интересна. Укрепление связей путем совершенствования мастерства в выбранном ремесле. Совмещение трудовой занятости и любовного интереса. Когда без одного, невозможно другое. В один момент Такао обещает сделать для Юкари самые прекрасные туфли, такие, чтобы в них она всегда хотела выйти на прогулку. Сцена с взятием замеров очень милая и теплая, именно этот кадр красуется на обложке.

Весь фильм буквально построен на образах, в нем крайне мало персонажей, а имена второстепенных практически не упоминаются. Наполнение действующих лиц происходит не путем внесения точечной информации, но проработки их наиболее ярковыраженных черт.

-11

Развитие

Кадр из Kotonoha no Niwa
Кадр из Kotonoha no Niwa

Этот пункт, по сути, пересказ заключительной части фильма.

Встречи Такао и Юкари не проходят бесследно, поэтому мы узнаем подробности из жизни каждого. Они же и подводят нас с к концу истории.

Протагонист выясняет, что причиной прогулов Юкари являются ее проблемы на работе. Однажды в нее влюбился один из учеников, вероятно даже начав ее преследование. По словам знакомых Такао, из-за своей доброты она не стала писать заявление в полицию, но это дорого ей обошлось. Среди учащихся поползли сплетни и слухи, а некоторые так вовсе принялись за травлю. Весомая часть детей искренне дорожила своим преподавателем, не обращая внимания на грязную болтовню, однако семена страха уже были посеяны. Юкари стала бояться приходить на работу. Описанное важно по той причине, что герой находится в похожей ситуации и прекрасно это осознает. Раскрытие этих фактов еще сильнее наталкивает на мысли о невозможности их отношений в данный момент времени.

"Раскаты грома в далеке едва слышны,
  всё небо в тучах.
  О, если б дождь пролился,
  он здесь тебя удержит."

Строки одного из стихотворений антологии Манъёсю, которая была составлена в период Нара. Большинство авторов неизвестны. Именно эти строчки произнесла Юкари в их первую встречу. Такао не мог понять их смысла, но, сложив все воедино, пришел к ней с ответом:

"Раскаты грома в далеке едва слышны,
  но даже,
  если дождю не быть,
  останусь коль ты велишь остаться."
Этот перевод от ребят из Reanimedia довольно сильно разнится с общепринятым от Глускиной. Впрочем, здесь имеет место адаптация под формат аниме-фильма и в угоду благозвучности.

Эти строки знаменуют исключение элемента единения ( дождя ), как главного связующего звена их отношений. Примечательно, что незадолго после этого начинается самый сильный дождь из показанных ранее, более того, он фигурирует практически во всех кадрах фильма вплоть до самого конца. Меняется лишь его интенсивность в зависимости от происходящего на экране. И за самым насыщенным ливнем следует самый большой скачок их взаимоотношений.

Произошедшее подводит нас к закономерному признанию, которое также закономерно сталкивается о социальный статус и разницу в возрасте. Те самые "поверхностные" факторы, что до этого не играли никакой роли, превращаются в главную помеху на пути. И от этого никуда не деться. Юкари рассказывает о запланированном переезде к родителям и своей последней неделе в этом городе. Вероятно, именно близость расставания послужила таком резкому укреплению уз.

В конечном счете, решив отправиться за ушедшим Такао, Юкари нагоняет его, а нам показывают самый колоритный момент фильма. Пытаясь оборвать связь, протагонист начинает перечислять ее недостатки, словно обесценивая их отношения. Однако подсознательно Такао понимает, что именно за эти маленькие вредные привычки он к ней и привязался. И за что стоит сказать спасибо, так за то, что это не странноватая поделка, потакающая банальным желаниям зрителя. Расставание неминуемо, но ценность общения друг с другом никуда не исчезнет. Главный герой спас Юкари, позволив преодолеть страх от пережитого потрясения, а она, свою очередь, придала ему сил продолжать совершенствоваться и идти к своей мечте. Заканчивается сцена "ответом" на признание. Ответом, стоит заметить, положительным, пусть это и не меняет сути дела.

Кадр из Kotonoha no Niwa
Кадр из Kotonoha no Niwa

Проходят дни, сменяются времена года, но жизнь продолжает течь своим чередом. Противоречащего здравому смысла happy-end`а не случилось и Юкари покинула город. Такао же продолжил учебу, постепенно скапливая средства для дальнейшего обучения и попутно занимаясь любимым делом. Титры.

А за ними заключительные кадры, подводящие всему итог. Наступила зима, капли дождя сменили снежинки метели. Та самая беседка - место их первой встречи. Главный герой читает письмо - нетрудно догадаться от кого - а завершают его строки: "Скоро придет весна и тепло". Весна - символизирующая обновление, любовь и надежду. Такао выполнил свое обещание и создал прекрасные туфли, в доказательство серьезности своих начинаний, как в труде, так и в отношениях. Исполнив одно, герой дает следующее. Работа завершена и осталось лишь вручить ее избраннице. Пусть неясно сколько пройдет времени, но однажды, когда ему не будут страшны никакие расстояния, он пойдет к ней.

Синкай любит открытые концовки, тем не менее, в его исполнении они оставляют куда как меньше недосказанностей, что для меня определенно плюс. Они всегда дают надежду на светлое будущее, которое зачастую подтверждается в последующих работах автора. Герои Твоего Имени мелькали в Дите погоды, частично это можно отнести и к "Саду".

-14

Так о чем оно?

-15

Да о самых что ни на есть простых вещах. Вот только, как известно, до самых простых вещей порой сложнее всего додуматься и еще сложнее их осознать. По этой же причине сюжеты, берущие их за основу, всегда были, есть и будут актуальны.

Фильм показывает, что мы далеко не всегда получаем то, чего хотим. Но нужно продолжать идти и пытаться добиться цели даже несмотря на это. Не терять надежду, а создавать ее, для себя и других. Лейтмотивом всей истории, по моему мнению, служит тема поддержки, как важнейшей составляющей людских отношений, любви. Когда ты, одним своим "Я", сам того не ведая, помогаешь другому человеку с его проблемами, а он таким же образом отплачивает тебе. Главный герой даже не знал о потере вкуса Юкари, но все равно помог ей побороть этот недуг. А она придала ему уверенности идти по намеченной дороге, и не остается сомнений, теперь у него также все получится.

Оба героя не могли найти свое место в жизни, но случайная встреча изменила абсолютно все и к концу фильма каждый обретает свой ориентир. Юкари возвращается к преподаванию, а Такао боле не сомневается в своей мечте. И это занимательно, ведь если вдуматься, они все это время были друг у друга под носом, но по-настоящему привязались лишь благодаря шедшему в тот день дождю. А если бы не он, даже при условии их встречи в школе, дошли бы они до такого? Нет. Сила случайности безгранична, она может свести людей вместе, а может просто пронестись незамеченной, как и миллионы таких же до нее.

Случайность, что связала двух, на первый взгляд, совершенно противоположных людей - это просто красиво. И она учит руководствоваться стремлением созидательным, а не импульсивным. Главный герой не стал бросать школу и бежать вслед за своей уходящей любовью, нет, он решил вырасти над собой и предстать перед ней в подобающем виде. Такое отношение куда как более ценно, нежели инфантильное и эгоистичное "Я хочу". Наверняка, благодаря этому они обязательно встретятся в будущем.

-16

Заключение

Кадр из Kotonoha no Niwa
Кадр из Kotonoha no Niwa

Планировал писать меньше, но меня опять понесло, так еще и вышло до боли сентиментально. "Сад изящных слов" - хорошая работа, чудом умещающая в себе полноценную и красивую историю. Хотя я и не проронил скупой мужской слезы, но это не мешает мне оценить его по достоинству. К творчеству Синкая можно относится по-разному, кто-то ставит его в один ряд с Хаяо Миядзаки, другие в грош не ставят, ссылаясь на схожесть являемых им сюжетов и обилие штампов. Но мне его работы нравятся, пусть и в разной степени.

Хорошая история строится на архетипах, а не стереотипах. И Kotonoha no Niwa этому правилу следует. Она предоставляет ответы на большинство возникающих при просмотре вопросов, целостный сюжет, неплохую драму и романтику, а также отличную техническую составляющую. Визуал по большей части добротный, но, в противовес этому, персонажи порой выглядят немного угловато, а зеленоватая гамма временами берет лишку. Сказанное не критично. За музыку отвечал Дайсукэ Кашива и она вышла на славу, поскольку базируется на чистом фортепиано. Это идеально вписывается в атмосферу происходящего, да и привыкшему к типичному саундтреку слуху довольно приятно. Выше я упоминал Reanimedia, поэтому если предпочитаете смотреть в дубляже, то выбор очевиден. Ах, ну и если вы каким-то макаром дочитали до сюда, примите мою благодарность.

Резюмируя, фильм получился достойным. Найти огрехи не составит никакого труда, но положительные стороны заметно превалируют. От него отдает какой-то обыденностью, скорее даже усредненностью. Это не ультимативная прошибающая на фонтан эмоций бомба, а приятная медитативная история. Таких мало, зачастую мы имеем как раз нечто непримечательное либо же ту самую бомбу, но где же золотая середина? Знакомьтесь, перед вами ее редкий представитель.

-18