Кристофер Нолан определенно входит в список величайших режиссеров современности. Его стиль узнается достаточно легко: обычно это динамичные фильмы, не лишенные определенной мрачности и достаточно большого хронометража, в которых качественный экшен чередуется с философскими диалогами. Одной из фирменных "фишек" Нолана является мастерская игра с реальностью: течение времени не только вперед, но и назад; клонирование самого себя; путешествие через червоточины; искривление пространства-времени из-за гравитации и так далее. Картины Кристофера - это шикарный аттракцион, всегда в каком-то роде эксперимент, который будоражит воображение и невероятно затягивает. Сегодня в нашей подборке пять лучших на наш взгляд фильмов Кристифера Нолана. Поехали!
1. Начало
Шикарный фильм 2010 года, который просто перевернул все представления о возможностях шпионского кино. Нолан создал восхитительную смесь: в меру запутанный сеттинг шпионажа во снах; великолепный актерский состав; качественная визуальная составляющая; высокий уровень динамики, не отпускающий зрителя от начала и до самого конца. С уверенностью можно сказать, что "Начало" - очень смелый эксперимент, попытка выпустить умное и сложное кино в эпоху становления огромного спроса на фильмы-представители коммерческой жвачки (в этом же году, например, вышел "Железный человек 2"). И эксперимент, надо сказать, очень удачный: в большинстве популярных рейтингов "Начало" признается лучшим фильмом 2010 года.
Сразу после выхода фильм обвиняли в чрезмерной сложности для среднестатистического любителя кино. Тематика путешествий во снах (и особенно - сны второго и последующих уровней), действительно, легко могла запутать неподготовленного зрителя. Однако, тонкая грань, которая отделяет невнятный сумбур от картины, в которой можно и хочется разобраться, приложив немного усилий, была соблюдена. Выход фильма породил большое количество обсуждений, разъяснений и разборов в сети, что, конечно, положительно сказалось на популярности картины.
2. Интерстеллар
Еще один фильм, который как нельзя лучше подходит под описание "Нолановского" стиля режиссуры. Cнова проблема планетарного масштаба - засуха, из-за которой человечество находится на грани вымирания. Выход один: отправить несколько экспедиций в далекий космос в поисках нового дома для ныне живущих людей и их потомков. О том, что это путешествие - билет в один конец - известно с самого начала: слишком большое расстояние необходимо преодолеть, а сама экспедиция предполагает перемещение через червоточину в отдаленные части космоса...
Нолан поднимает вопросы жертвенности, одиночества, семьи и общества, комбинируя их и чередуя. Разве может хороший отец оставить маленькую еще дочь на умирающей планете? Может - ради её же светлого будущего. Шанс на спасение мал, но он есть, и герой пытается воспользоваться им. Он знает, что никогда не увидит родных и близких, но готов на это, надеясь на их понимание и прощение.
"Интерстеллар" необходимо смотреть в кинотеатре. Визуальные эффекты и звуковое сопровождение выше всяких похвал. Виды открытого космоса, панорамы незнакомых планет и другие масштабные события сделаны настолько качественно, что искренне веришь в реальность картинки. Момент, когда корабль героя пролетает вблизи огромной черной дыры, запоминается навсегда. Плюс - знакомые уже нам излюбленные приемы режиссера с искажением реальности: невероятная гравитация, из-за которой вместо пары часов в нашем мире прошло много лет; пространственные парадоксы и попытки визуализировать неизведанные до сих пор явления. Кстати, с этим Нолану помогали лучшие астрофизики современности, так что показанное на экране имеет и научное обоснование.
3. Престиж
Снова звездный актерский состав, снова драма, приправленная мистикой, снова Кристофер Нолан, и снова грандиозный успех. "Престиж" номинировался на 2 "Оскара" и получил восхищенные оценки зрителей и критиков. На агрегаторе "Кинопоиск" картина занимает 30 место в списке 250 лучших фильмов всех времен. Впрочем, коммерческий успех "Престижа" оказался не столь выдающимся - всего 109 миллионов долларов при бюджете в 40 миллионов.
Фильм повествует о дружбе, а затем - о конкуренции и смертельной вражде двух фокусников-иллюзионистов, промышляющих в Лондоне. Благодаря своим умениям и глубокой страсти к профессии они оба добились выдающегося успеха, но настоящим королем может быть только один. Понимание этого факта и приводит к постоянно возрастающей конкуренции между Робертом и Альфредом, которые идут на различные ухищрения ради победы.
Несмотря на то, что фильм основан на одноименном романе, он отлично соответствует собственному стилю Кристофера Нолана. Драматическая история соперничества, перерастающая в настоящую вражду; фантастические события, имеющие и отсылки к реальной науке; страсть, граничащая с безумием и потеря человеческого в погоне за вечным. "Престиж" понравится абсолютно всем любителям кино, ценящим качественные, умные и эпичные фильмы. В отличие от многих других картин Нолана здесь нет места социальной или природной катастрофе, но для одержимого человека проигрыш в соперничестве значит примерно то же самое.
4. Довод
Последний на данный момент фильм Нолана, в котором он старается развить свои же собственные наработки. Стилистика фильма откровенно напоминает его же "Начало", и поэтому не смотрится так же революционно. Вместо путешествия во снах на этот раз - путешествия во времени не только вперед, но и назад. В отличие от многих других картин в этом стиле Нолан не позволяет себе использовать набившую оскомину машину времени. Здесь все гораздо хитрее: в далеком будущем ученые смогли разработать механизм, который способен менять энтропию предметов, то есть запускать для них ход времени в обратном направлении. Это довольно сложно понять и представить как прочитав в тексте, так и из самого кино: некоторые условности и обыкновенные вещи, к которым мы привыкли, ведут себя наоборот, и с этим трудно смириться.
Впрочем, Нолан подошел к реализации своих идей как всегда с размахом - он изучил существующие физические теории и временные парадоксы, добавил в них фантастики и собственного воображения, закрутил вокруг них сюжет и снял-таки фильм. Как и в случае с "Началом" разобраться схожу в "Доводе" не получится - слишком динамичной получилась картина и слишком много деталей и нюансов она предлагает зрителю.
В результате перед нами вполне себе шпионский боевик про предотвращение третьей мировой войны или даже чего похуже, в котором герои и злодеи существуют не только "вперед в будущее", но и "назад в прошлое". Иногда мы видим на экране одного и того же человека сразу два, а один раз - даже три (!) раза. Как это возможно вы узнаете только посмотрев этот великолепный фильм.
P.S.: настоятельно рекомендую после просмотра обратиться к интернету и почитать\посмотреть несколько подробных разборов. Скорее всего, некоторые детали и тонкости сюжета ускользнули от вас, и это будет необходимо для того, чтобы разобраться в запутанном сюжете и получить полное удовольствие от его понимания.
5. Трилогия фильмов про Бэтмена ("Бэтмен: Начало", "Темный рыцарь" и "Темный рыцарь: Возрождение легенды")
Для тех, кто только недавно начал ценить фильмы Нолана, может показаться удивительным, что он приложил руку и к созданию вполне себе стандартных фильмов про супергероев. Ну, как стандартных: качество "Темного рыцаря" и его посыл не идут ни в какое сравнение с современными картинами от Marvel и DC. Грубо говоря, это истории про одних и тех же персонажей, но про совершенно разные вещи.
Трилогия Нолана открывает Бэтмена все тем же богатеем из Готэма, однако сфера его интересов выходит далеко за пределы "поймать злодея" и "обезвредить бомбу". Режиссер в свойственной себе манере ответственно подошел к подбору актеров, а потому в этих фильмах мы можем наблюдать великолепного Кристиана Бэйла (которого многие называют лучшим Бэтменом всех времен), Хита Леджера (который получил "Оскар" за свою роль Джокера в этом фильме), Тома Харди, Гарри Олдмана, Майкла Кейна и других великий актеров.
Фильмы динамичны, интересны, красивы и мрачны. В свойственной себе манере Нолан комбинирует рукопашные сражения с философскими диалогами, рассуждает что такое героизм, добро и зло, правда и ложь, а также насколько существенна между ними разница.
6. Помни
Один из первых фильмов Кристифера Нолана, принесших ему мировую известность и признание. Сюжет нетривиален: главный герой страдает редкой формой амнезии, при которой он забывает события, которые произошли с ним буквально 10 минут назад, но при этом отлично помнит всё, что происходило до убийства его жены. Пораженный тяжелым недугом Леонард пытается найти убийц и не потерять самого себя.
Вот в таком сеттинге и происходят действия фильма. Если вы еще не смотрели его - попробуйте представить, что смог сотворить мастер нестандартного подхода Нолан в этой ситуации. Кроме, естественно, шикарного сюжета фильм балует нас необычной концепцией, хорошим кастом и отличной динамикой, которая не дает заскучать. Большое количество киноманов в сети говорят, что этот фильм сильно напоминает творения Финчера, и это недалеко от истины. "Помни" - это криминальный триллер высшей категории: умный, преподносящий сюжетные твисты, отлично снятый, шокирующий. Развязка стопроцентно удивит всех, кто его раньше не смотрел - даже не смотря на то, что с момента выхода фильма прошло целых 20 лет. Всем любителям фильмов вроде "Бойцовский клуб", "Семь", "Машинист" и подобных - смотреть обязательно.
________________________________________
Наша статья, посвященная лучшим фильмам Кристофера Нолана, подошла к концу. Есть что добавить? Пиши в комментарии! :)
Поставь лайк, Подпишись на канал и не пропусти больше разных подборок! Тут интересно :)
Читай также: