Неудача номер один для большинства начинающих авторов (и для некоторых профессиональных) это наличие слабых сцен в сценарии.
Дряблые, вялые, беспомощные сцены... они быстро забываются, потому что большинство сценаристов создают либо клишированную ситуацию, либо лишь обещают что-то интересное, а затем двигаются дальше. Ваш сценарий нуждается в гораздо большем, чтобы стать хорошим.
ЧТО ТАКОЕ СЦЕНА?
Сцена - это отдельная часть большой картины в вашей истории, но это не значит, что они не должны быть продуманы.
Сцена соединяет эпизоды друг с другом или группой сцен. Затем группа сцен становится последовательностью. Последовательность становится поворотной точкой, где происходит большое событие в вашей истории.
Каждая сцена должна:
(1) Задать вопрос или создать ситуацию.
(2) Углубить вопрос или ситуацию.
(3) Разрешить вопрос или ситуацию.
(4) Когда сцена заканчивается, она должна задать другой вопрос или создать другую ситуацию.
Если какая-либо сцена этого не делает, то поставьте под сомнение её необходимость. Ваш сценарий - это ограниченный по размеру технический документ. Здесь нет места для нефункциональных сцен.
Но помимо этого, сцены - это моменты, которые люди запоминают или должны помнить.
КАК СЦЕНАРИСТАМ НАПИСАТЬ СЦЕНЫ, КОТОРЫЕ ЗАПОМИНАЮТСЯ?
На самом деле нет никаких магических формул для того, как написать эффективную сцену, но есть методы и основы, которым можно следовать, чтобы вывести вашу работу за пределы обыденности.
Начнём с экспозиционных сцен – поцелуй смерти для напряжения в повествовании. В каких местах мы обычно делимся информацией передавая её от одного персонажа другому (и, следовательно, зрителю)?
Такие места, как ресторан, кофейня или какая-нибудь комната вроде кухни со столом, сразу приходят на ум. И это ужасные настройки локации. Разговор внутри машины тоже не наш метод.
Почему? Большую часть времени, когда мы участвуем в разговоре в нашей жизни - мы статичны. Мы сидим друг напротив друга и разговариваем о разных вещах. Ужин, постель, кофе, поездки на работу. Поэтому мы, естественно, ставим наших персонажей в похожую ситуацию, полагая, что это отражает жизнь.
Нет.
Мы не пишем реальность. Мы пишем иллюзию реальности. Жизнь большинства людей - это скука. Когда дело доходит до диалогов, мы всегда думаем, что эти длинные разговорные сцены каким-то образом важны для сценария фильма. И да, некоторые из них. Но помните, что то, что происходит на экране (даже если это телевизор, который гораздо больше похож на говорящую голову), должно быть визуальным.
Два человека, которые сидят друг перед другом и разговаривают - это не визуальное решение. Если вы не Аарон Соркин и не можете написать диалог, который заставит богов плакать, то два человека за столом в большинстве случаев - смертельно скучны.
Эти сцены просты, легки и кажутся реальными. Но я избегаю писать их, как если бы они были человеком, который пытается вам что-то продать.
Что тогда делать?
Некоторые интересные примеры того, как сделать экспозицию действительно увлекательной, встречаются в замечательном "Верно, безумно, глубоко." Несмотря на то, что фильму уже несколько десятилетий, его написал и поставил Энтони Мингелла ("Английский пациент", "Талантливый мистер Рипли", "Холодная гора"), настоящий мастер сценарного дела.
Женщина тяжело переживает смерть любимого - до тех пор, пока в её квартире не появляется его призрак...
Конкретная сцена с Джульеттой Стивенсон ближе к концу фильма приводит её к встрече с мужчиной, который может быть ей интересен. Но это случается очень поздно в фильме – всего за несколько минут до конца – и у нас не остаётся реального времени, чтобы развить их отношения.
Мингелла заставляет их встретиться и узнать друг друга в рекордно короткие сроки. Ни столов, ни стульев, ни салона автомобиля. Они прыгают на одной ноге, рассказывая друг другу, кто они. Это показывает, что они могут быть вместе (как минимум, в моменте, когда они прыгают - понятно, что это как минимум приятельские отношения) и что персонаж исцеляется.
Мы оставляем фильм, зная, что будущее персонажа Джульетты Стивенсон в надёжных руках, после того, как у неё была серия тяжёлых моментов в жизни. Это блестящее использование необычного направления для получения экспозиции - ненавязчиво и интуитивно понятно.
В другой мощной сцене диалога Джульетт и Алана Рикмана (который играет её призрачного бойфренда), они сидят на полу в гостиной и разговаривают друг с другом, в то время как Рикман цитирует Пабло Неруду. Это не только душераздирающе, но и визуально интересно, особенно когда она начинает ползти к нему по полу, притягиваемая к своему возлюбленному силой, более сильной, чем смерть.
Гениально.
ИЗБЕГАЙТЕ СЦЕН ДОМАШНЕГО БЫТА
Сцены домашнего быта - это самое худшее! Ну, знаете, такие сцены, в которых персонаж разгуливает по квартире и занимается домашними делами (ест, пылесосит, моет посуду и т.д.).
Просто перестаньте писать эти сцены. Если вам нужно показать что-то, что имеет отношение к истории, то объедините это с чем-то другим. Нам не нужно видеть, как Джейн возвращается домой, проверяет почту, кормит кошку, потягивается и зевает, ищёт в холодильнике остатки еды и т. д. Это мусор на страницах сценария, который не имеет ничего общего с историей.
Я уже слышу возражения. Это же очеловечивает персонажа. Хорошо, можно же сделать переход от работы Джейн к её кошке, уже поедающей свою еду, и пустой коробкой еды на столе в спальне, где Джейн (как мы предполагаем) закончила свой ужин, направляясь в душ. В наши дни мы являемся искушенными зрителями и будем воспринимать всю эту информацию интуитивно. Вам даже не понадобится сцена в душе – возможно, героиня уже в постели.
Спросите себя: работает ли история без этих сцен или частей сцены, если это важно, можно ли показать это в другом месте? Если так, то отредактируйте ваши сцены. Бытовуха не работает на историю.
От переводчика: В основном согласен с автором, но вот вспомнил сцену-исключение. Героиня Сандры Буллок в "Мисс Конгениальность" приходила домой и разогревала полуфабрикат, что раскрывало её как плохую хозяйку. Это работает на историю.
НАЧИНАЙТЕ ПОЗДНО, УХОДИТЕ РАНО
Когда самое позднее время, чтобы начать сцену и самое раннее, чтобы закончить и сохранить целостность повествования?
Я стону каждый раз, когда вижу, как звонит будильник и в кадре появляется рука, чтобы выключить его. Мало того, что сцена является клише, но что в этой сцене настолько важного, что мы должны не только увидеть её, но и наблюдать как человек просыпается?
Если будильник вдруг укусит персонажа за руку или что-то в этом роде - я буду в восторге. Вопрос в том, с чего в этой сцене вы могли бы начать и получить ту же самую информацию? Может быть, утренний душ или может выход персонажа из дома к своей машине – что угодно, но только не рука, отключающая будильник.
Точно так же показ человека, который делает тосты, бреется, одевается, едет на работу и т. д., просто смертельно скучен. Насколько поздно мы можем зайти в любою сцену, а затем рано выйти, чтобы сделать свой сценарий более плотным?
УСТРАНИТЕ КЛИШЕ СЦЕНЫ
Например:
ДЗЫНЬ-ДЗЫНЬ!
- Алло. Встретимся в 3:00 на складе. Я знаю имя убийцы.
- Скажи имя!
- Сейчас не могу говорить. Просто приходи.
Вы уже догадываетесь, что один из персонажей мёртв. Сцена предназначена для того, чтобы создать напряженность и заставить вас смотреть дальше, но она не работает. Персонаж, который звонил мог просто сказать: “Это Джим! Он-убийца!”
Кто-то много десятилетий назад написал эту сцену (и это сработало в тот единственный раз), а затем тысяча плохих сценаристов скопировали её. Это стало ужасным клише. Как голая женщина в душе, которую преследуют в её собственном доме или капитан полиции, который спорит со своевольным детективом; а как насчёт кошки, которая внезапно выпрыгивает в кадр, чтобы вызвать страх и сотни других клише, которые стали основой для списков самых плохих моментов в кино.
Сценарий должен быть "свежим". Копировать то, что вы видели дюжину раз, - это не ваша работа, нам нужно создание нового, интересного материала!
ХВАТИТ ПОВТОРЯТЬ ОДНО И ТО ЖЕ
Когда Джетро Лерой Гиббс (Марк Хармон) приводит изворотливого судмедэксперта Эбби Шуто в своё кафе в начале каждой серии "Морской полиции", это часть ткани шоу. Мы ожидаем, предвосхищаем и хотим этого момента, даже если видели его сотни раз.
Делать каждый раз что-то похожее в фильме (если только это не петля времени, как в "Грани будущего") или повторять один и тот сюжет в сериале - это не путь к Оскару или Эмми, и даже не к работе штатного автора. Когда вы имеете дело с поцелуями от любимой - один хорош, больше поцелуев - ещё лучше. Но сцены так не работают.
УСЛОЖНЯЙТЕ ПРЕПЯСТВИЯ И ПЕРСОНАЖЕЙ
Пусть вас подталкивает мысль, что всё что вы пишете должно из обыденного превращаться в зрелищное. Почти каждая сцена в крутом научно-фантастическом британском фильме “Чужие на районе” не была сценой, которую я видел раньше. Во-первых, концепция абсолютно гениальна. Но сценарий просто сверкает и удивляет вас в каждый момент.
Концепт: Вторжение инопланетян отбивается молодыми гангстерами в жилом районе на Юге Лондона.
Одна сцена, просто поставила мои волосы дыбом. Инопланетяне приходят в маленькую квартиру и терроризируют молодых бандитов и их подружек. Сама квартира крошечная, а существа - нет. Идти буквально некуда. Но один из бандитов успешно сражается с существом в главной комнате, и девушки пинают другое существо - они довольно успешно справляются с этим в спальне, используя торшер и множество других предметов.
Напряженность потрясающая – сцена доведена до крайности.
Ключ к этой жемчужине фильма в том, что сценарист взял “нормальные” условности и скрутил их в восхитительные формы, которые мы никогда раньше не видели. У молодых головорезов нет оружия (Британия имеет строгий контроль над оружием), поэтому подросткам-гангстерам приходится сражаться на велосипедах и с таким оружием, как фейерверки, шприцы, наполненные бензином, или декоративный самурайский меч.
Если вы начинаете с шаблонных условностей, вы заканчиваете тем, что пишете неинтересно, и ваши сцены никогда не играют новыми красками. Сколько раз мы можем наблюдать перестрелку? Честно говоря, они скучные. Так трудно испытывать какой-либо страх за главного героя, когда знаешь, что его, скорее всего, не убьют (за исключением "Игры престолов").
Но если у вашего персонажа есть только крикетная бита или хоккейная клюшка, с помощью которых он может сражаться со злобным, неистовым монстром, вы можете приостановить неверие и забеспокоиться, потому что вас отвлекают необычные обстоятельства.
ДРАМА
Что, если вы не пишете что-то столь фантастическое, как "Чужие на районе"?
Поймите цель сцены. Как уже упоминалось, сцена - это соединитель.
В драме "Виноваты звёзды" центральная героиня, Шейлин Вудли в роли Хейзел Грейс Ланкастер, и её бойфренд Ансель Элгорт (в роли Августа Уотерса) отправляются в Копенгаген, чтобы встретиться со своим кумиром - писателем (Уиллем Дефо), который написал книгу, оказавшую большое влияние на хронически больную Хейзел Грейс.
Она не прожила и дня без напоминания о том, как хрупка её жизнь. Дефо заговорил с ней, потому что писал о своей маленькой дочери, которая умерла от ужасной, затяжной болезни.
Хелен Грейс хочет встретиться с ним, чтобы узнать, что произошло в конце книги. Это осталось неразрешенным и отчаянно хочет выяснить это до того, как она умрет, что может случиться совсем скоро. Она ищет связи с автором, потому что чувствует, что он понимает её непрекращающуюся боль.
Сама встреча - это катастрофа. На это так больно смотреть. Но необходимо соединить части фильма, в которых Хелен Грейс должна принять более реалистичное представление о том, каков её мир.
Как бы она ни была честна с собой и другими, она живет в каком-то фантастическом мире. Эта сцена с персонажем Дефо готовит её к тому, что позже станет ужасной трагедией. Мы хотели увидеть эту сцену, и когда наступила, то просто переворачивает все наши ожидания о том, насколько жестокими могут быть люди даже к хронически больной молодой женщине.
Жестокий и грубый характер Дефо причиняет боль, потому что он сам страдает, так и не оправившись после смерти своей дочери. Но вместо утвердительного и позитивного момента он разрывает душу Хелен Грейс и вливает в неё ещё больше страданий.
Я просто задыхаюсь, когда пишу об этом. У него был такой жёсткий взгляд, что он мог бы разрезать алмаз.
Эту сцену вы запомните.
СЦЕНЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ МНОГОЗАДАЧНЫМИ
Слишком часто мы думаем о сценах как о простой передаче информации. Хотя это, отчасти, так и есть, но каждая сцена всегда должна служить сюжету, теме и персонажам вашего сценария. Это то, что делает их сильными, уникальными, мощными – то, что двигает историю вперёд.
Вышеупомянутая сцена встречи Дефо и девочки делает это. Сюжет становится более напряжённым, потому что создаёт решающую финальную сцену, которую Хелен Грейс имеет с Дефо.
Это служит персонажу, потому что она больше не видит свою жизнь так, как раньше. Это проверка на реальность, бессердечная пощечина.
Большинство людей хорошо относятся к страдающим молодым девушкам – Дефо противоположность этому, и это потрясает её (и нас) до глубины души. Эта тема служит нам, потому что она продолжает показывать нам, что жизнь не всегда бывает справедливой, и мы можем только смягчить трагические последствия став открытыми и честными – и никогда не полагаясь на высшую силу.
Механизмы этих мощных сцен лежат в основе того, как должна быть построена каждая сцена. Не соглашайтесь на привычное. Думайте нестандартно. Возьмите клише и выкрутите его в неожиданную сторону.
Перепишите свои сцены на основе наших советов, и ваш сценарий будет намного сильнее или записывайтесь на наш курс, где мы поможем это сделать.
Автор: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.
Наш сценарный курс
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.