Найти в Дзене
Мотохрюн

Мотоциклы "УРАЛ" и "эффективные менеджеры"

Некоторые наблюдения энтомологического характера. Или онтология "героев" нашего времени.

Наткнулся тут на отчёт о посещении заброшенных корпусов Лыськовской чулочно-носочной фабрики, построенной в 1942 году и прекратившей своё существование в 2018. Автор справедливо задаётся вопросом - как можно было довести до полного ничтожества фабрику, производившую товар массового потребления, потребность в котором у населения есть всегда, особенно в условиях уже плотно действующих санкций со стороны "наших западных партнёров" и объявленного курса на импортозамещение!?

Думаю, в этой связи вполне уместно будет вспомнить историю Ирбитского мотозавода, массово производившего мотоциклы "УРАЛ" с августа 1941 года.

Давайте посмотрим, что с заводом произошло после развала Союза по данным Википедии:

  • 1992 год - завод акционируется, меняет название с ИМЗ на ОАО "Уралмото", 40% акций принадлежит работникам завода, 38% акций находится в виде приватизационных ваучеров (вопрос принадлежности этих приватизационных ваучеров Википедией не раскрывается), 22% акций принадлежит государству;
  • 1998 год - Завод в долгах (380 млн руб. долг энергетикам при том, что за год продано продукции на 67 млн руб.) и его покупает Каха Бендукидзе за 5 млн $;
  • 2000 год - завод за долги энергетикам отключают от электро- и теплоснабжения. Завод банкротится. И, вишенка на торте: после проведения процедуры банкротства, завод покупают... его топ-менеджеры Дмитрий Лебединский, Илья Хаит и Вадим Тряпичкин!

После этого кульбита завод модифицирует и модернизирует производство, переводя его в мелкосерийную сборку мотоциклов на заказ.

Современное состояние завода
Современное состояние завода

Кстати, факт приобретения завода его же топ-менеджерами после завершения процедуры банкротства, чуть ли не в каждом обзоре современного состояния ИМЗ преподносится, как некий акт спасения и образцовый пример!

На сегодняшний день завод скукожился, по сути, до одного сборочного цеха, где работает порядка 140-150 человек. В год собирается около 1 тысячи мотоциклов, подавляющая часть которых уходит на экспорт (60% в США). Для сравнения, в советское время на заводе работало порядка 10 тыс. человек, а на пике производства, в год выпускалось более 100 тыс. мотоциклов:

  • 1975 год - миллионный мотоцикл;
  • 1985 год - двухмиллионный мотоцикл;
  • 1993 год - трёхмиллионный мотоцикл.
Развалины великой технической цивилизации
Развалины великой технической цивилизации

Обращаю ваше внимание на механизм: завод несколько лет подряд, под управлением определённой группы людей несёт систематические убытки, накапливает долги, даже может менять собственника, потом доводится до банкротства и покупается по дешёвке... теми же самыми людьми, которые им непосредственно управляли до сих пор! Завод покупают те самые люди, в результате "труда" которых предприятие дошло до ничтожества, после чего происходит стабилизация, правда уже в совсем ином агрегатном состоянии (было - крупное производство, стало - мелкосерийная сборка)...

Сдаётся мне, примерно такой же механизм сработал и в случае с Лыськовской чулочно-носочной фабрикой.

Почему?

Потому, что капитализм. Потому, что бабло в этой общественно-политической формации - мерило всего и нет того топ-менеджера, который не мечтает стать капиталистом (впрочем, давайте будем честными сами с собой - мы все об этом мечтаем, ибо состояние "личинки миллионера" - перманентное ментальное состояние подавляющего большинства людей живущих в условиях капитализма). Потому, что получать ренту - гораздо приятнее, чем зарплату.